При каком условии последние станут первыми.
Или чем является метафизика для религиозной философии сегодня?
Под метафизикой я буду понимать определенный способ адресации смысла. Такую метафизику характеризует: а) выдвижение смысла, который выше философии; б) исключительность привилегированного смысла за счет иных альтернатив; в) сохранение специальных зон неразличимости… А под религиозной философией я буду понимать способ определенной связи религии с философией, когда религиозным терминам поставлены в соответствие термины философские. В философии устанавливается соизмеримость религиозного и философского дискурса.
Соответственно, возможен перевод содержаний в обе стороны, без ущерба для смысла веры и ума. Такую религиозную философию характеризует: а) соизмеримость религиозных и философских смыслов; б) локальность и определенность смысла; в) разделенность и когерентность смысла…
Метафизика исходно пронизывает все содержания религиозной философии.
Причина метафизичности языка религиозной философии заключена в иерархической природе религиозного дискурса. Для религиозного дискурса, как язык веры, ценностно важна ориентация на различие сакрального и профанного, с предпосылаемым ему предпочтением: верха и низа.
Если философия как совместность изначально безвластна и индифферентна к вертикали (в той мере, в какой ее существо освободилось от религии и политики), то метафизика размещает философский эгалитаризм перед лицом бытия и истины в контекст первичных ценностных предпочтений – в контекст предзаданных иерархий. Такие предпочтения заданы до мысли (выведены за пределы философского вопрошания). И философия работает с этими предпочтениями в особом режиме: как поэзия, что учитывает ритм, т.е. русло предпочтений веры. Такая философия будет канонична (в отличии, от теизма, культурного влияния религии на содержания), так как каноны мысли держат религиозную философию в догматических рамках.
Эта рамка необходима филсоофии, если та хочет уклониться от регрессии смысла или расхождения смысла. Смысл сберегается именно метафизикой. В этом случае и можно говорить о религиозной философии. Когда метафизика работает в составе философии, она ограничивает соизмеримость и переводимость разнородных дискурсов (например, откровенное знание может содержать тайну, как нечто принципиально непереводимое на язык философии), она универсализирует смысл (поэтому мерилом всех содержаний метафизика обЬявляет свой уникальный дискурс), метафизика создает зоны неразличимости, непроницаемости внутри философских языков (например, все нечувственное метафизика толкует как сверхчувственное)…
Какую же роль выполняет метафизическая форма смыслополагания в составе религиозной философии? Она собирает и сберегает предельный смысл, делает философию не восприимчивой к возможным концептуальным крушениям. Философия обретает, благодаря метафизике, концептуальную прочность, эффект завершенности и состоятельности.
Но достигаемая религиозной философией концептуальная прочность лишает философию самодостаточности и автономии.
Это плата за концептуальную состоятельность.
Метафизика фон и фонд всякой религиозной философии (неустранимый элемент). Как источник, метафизика представляет то, что выше самой философии, основания. Будучи обрамляющей рамкой, метафизика, придает философии форму, отсекая смысловые регрессии. С метафизики все начинается, но с ней все не заканчивается (так как вокруг нее развернута не вся философская работа). Ереси неизбежны. Тонкий мост между отклонением и отвержением – единственный путь для религиозно-философской мысли. Двигаясь по этому пути, религиозная философия делает мост все более и более тощим (она не устраняет метафизику, а идя вглубь ее, к ее скрытым слоям, превращает ее в вечно исчезающее основание). Религиозная философия стремится перевести все содержания на язык философии (т.е. раскрывает максимум тайны веры), она исключает несоизмеримость (т.е. ничто не может уйти от философского контроля, без достаточных на то оснований), стремиться к уникальности события мысли (концепт в его единственности не может охватить все концепты, он лишь локальное событие), разрушает зоны неразличимости (т.е. усматривает различие там, где их не желают видеть)…
Все это говорит о том, что религиозная философия движется в своей мысли от религии к философии. Известен путь от религиозной философии к философии религии, к философии религиозного языка. Это и есть путь религиозной философии, если она хочет развиваться. У нее нет другого пути. Путь ведет к философии, а не куда-то еще. И чем меньше в составе религиозной философии остается метафизики, тем глубже к основаниям метафизики уходит ее мысль, тем более она осуществляется как именно философия. Возможно, что метафизика никогда не перестанет исчезать в составе религиозной философии, но состоятельность религиозной философии будет неизменно снижаться. В пределе религиозная философия станет просто философией, разделив с ней ее общую судьбу, от которой ныне религиозная философия так старательно уклоняется.
Вывод к которому я прихожу, следующий.
Я слышал как-то разговор между
философом-феноменологом и философствующим богословом. Феноменолог говорит: Даже неоплавославие перешло на язык хайдеггеровской философии... А вы? Богослов отвечет: Мы будем именно последние, кто это сделает.
Получается, что как раз задача религиозно-философской мысли в том, что бы двигаться как можно медленнее и быть в хвосте, последним. Именно консерватизм и тщательность мыслительного движения - внутренние ценности религиозной философии. Именно для реализации этих ценностей и нужна религиозной философии метафизика. Только в той мере, в какой такая философия сегодня держится метафизики, она обретает свою специфику. Метафизика для религиозной философии - это постоянная маска и поза, благодаря которым та имеет в философии свое особое место и свободу от внешних влияний философской моды.
И тогда последние станут первыми!
Комментарии
В результате всего Вами сказанного первые непременно станут последними!
Для меня другое загадка. Исходя из каких критериев администрация этого портала отбирает тексты для ленты?
Нет оппонентов для диалога в данном случае:)
Вообщем , - интересно.
Только , пожалуйста , пишите проще . Если , конечно, хотите ,чтобы Ваши статьи обсуждали.
вполне достаточно:)
Чтобы понять библейскую фразу " Последние станут первыми, а первые послдними", просто представьте обычный знак бесконечности в форме стоящей восьмерки. Верхний круг- прервые, а нижний- последнии. Далее представьте движение внешнего обрамления: постепенно, верхняя часть занимает позицию низшего круга, а нижняя часть- верхнего. Так происходит смещение планов Бытия. Это происходит очень ускоренно, во время смен эпох, глобальных смен бытия. Как раз мы и попали в этот поток. И таковой процесс затронет не только религию, философию, метафизику, а буквально все и всех. Это НЕИЗБЕЖНЫЙ процесс. И роль самого человека в этом огромна!!!
Великолепный текст,
очень осмысленно и продуктивно
в восприятии знаний.
Спасибо за статью:)
Но по суть мысль можно изложить и просто. Метафизическая форма мысли в религиозной философии отвечает за связь с религией и является причиной места религиозной мысли в философии. Но так как эта форма постоянно трансформируется и истончается, то философия в религиозной мысли - развивается. Последнее направление развития религиозной философии - единственное. вот, собственно говоря и все.
2. Очень понравилось: "Ереси неизбежны". Я бы так статью назвала. ))
3. А в остальном, прекрасный маркиз, редактора вам явно не хватило. (Внутреннего хотя бы).
А ведь мог быть хороший текст...
Войны физические переходят в виртуальный мир:)
Смерть - всего лишь возможность нового рождения,
где все индивидуально.
Религиозный-сионистский дурман над Россией повис.
Еврейскому богу Иегове-убийце грудных детей, стал российский человек жополиз?
Где вы русские? Души свои на обрезание попам отдали и евреями стали?
Кланяться Иегове-гневливому, ревнивому, проклинающему, мстительному, злопамятному злодею не устали?
17 итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;
18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа (32 тысячи), оставьте в живых для себя; … (Библия, Ветхий Завет, Числа, 31: 7-18, с. 141).
Нельзя СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ подменять православием и поклонами.
ЛЮБОВЬ + ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ = МУДРОСТЬ!
Философия может быть только "философской", как и религия всегда "религиозна" и не может быть "философской".
На мой взгляд.
Тут доказать возможно что угодно,
И правда где то рядом, где то близко...
Но будет ли душа при том свободна?
Попавши в сети собственных коллизий,
И от науки в далеке...
Возможно ль царство Божие приблизить?
Не ведая откуда что В реке...
И никак иначе.
Учитесь, уважаемый, излагать свои мысли просто, понятно и прозрачно. На сегодняшний день это искусство для вас недоступно. Для меня, например, образцом риторики является выступление практически любого представителя католического или протестантского клира. Ваша же наукообразная галиматья только уводит от понимания и смысла.
С горячим метафизически-философским приветом
Vlad
Под этой фразой подразумеваются революционные перемены в сознании людей. А если говорить конкретно, то под "первыми" подразумеваются священники, которые сейчас имеют авторитет, а под "последними" подразумеваются атеисты, которые сейчас приравниваются к сатанистам. Произойдут революционные перемены, при которых атеизм и материализм одержат полнейшую и окончательную победу над религиозным мировоззрением и мракобесием. Но для этого необходимо правильно понять Библию в целом и учение Христа в частности.
Учение Христа - это научно-материалистическая идея, завуалированная под религиозное откровение.
Подробности в моём блоге в статье "Христос проповедует диктатуру Закона".
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А, первые, предположим, те которые себя сейчас считают первыми, могут и в конец не попасть.
Бог от нас требует ОДНО -творение ДОБРЫХ дел. Если этого нет, не надо даже вставать в очередь, напрасно!
И никакая философия не опровергнет БОЖЬЕГО ЗАКОНА,
Извините, а философии, ей это так надо?
И развивая, Вашу мысль, скажу, что, возможно, любая метафизика имеет свое происхождение в религии...