Что взамен религий?

На модерации Отложенный

Что можно предложить взамен религий? Если строго, только так, что вот именно – взамен, то взамен одной быть может лишь религия другая. Но, в общем-то, вопрос поставлен по-иному был – не взамен, а вопреки: возможно ли найти идею, чтоб не суррогат она была из сказок, принятых во множестве конфессий, а была б для всех единой и отторженья чтоб не вызывала?

В чём быть должна идея, чтоб не на лжи основана она, чтобы на пользу обществу и человеку каждому? Ответ такой, пожалуй: нельзя её искусственно придумать, лишь у природы надо брать её. Так в чём же суть идеи той? А в том она, что вложена Природой инстинктов пара основных для всего живого мира:
– инстинкт на выживанье индивида;
– инстинкт на сохраненье вида.

Инстинкт второй – вроде как не очевиден. Пожалуй, это даже не инстинкт, а как бы некий разум. Всё так устроено в природе, что вид любой в растительном или в животном царстве и к размножению настроен, и ничего не совершает, что привело бы к гибели его как вида. Мудра природа! Всё в ней подчинено закону этому. Цветочек каждый, животина ли какая стремятся к самовыживанию. Сказать при этом надо: без эгоизма здесь не обойтись. Но эгоизм животный – это свойство нужное, здоровое вполне. А если коллективные какие действия в сообществах организованных – у пчёлок или муравьёв – то разделенье это функций очень умное, которое опять же, той же цели служит – сохраненью вида.

Но у людей, лишь разум появился, всё в корне изменилось. У человека эгоизм – уже совсем иное. Не инстинктом он определён на выживанье, а тем, что мы к издержкам разума относим. Честолюбие, тщеславие, зависть, жадность, злоба, ненависть – вот свойства наши, что к нам с разумом пришли.

Но любопытно посмотреть, а есть ли тот инстинкт на сохраненье вида у homo sapiens, в сообществе людском? Так нет его теперь, похоже. Инстинкт почти утерян этот. Sapiens`ы, видите ли, мы, цари природы, живём не по инстинктам, мол, по разуму. Но так ли это? Разумны ль мы? А может, разум-то как раз – всему виной? Вот, например, богов себе придумали, грызёмся меж собой, нам наши боги в этом помогают.

Нет, не по разуму живём, а пыл эмоций разжигаем в себе и друг у друга. «Война цивилизаций»... Воюем... Убиваем... Ну, чисто – звери!.. У зверей прошу прощенья – не поступают так они, на них не надо недостатки наши вешать. Сдиранье кожи заживо, посажение на кол, сжиганье на костре... Вот ведь как у человеков это – уничтожать себе подобных и злую радость получать от мучений их предсмертных. Лишь разум извращённый способен на такое, нет такого у зверей, инстинктами живущих.

Вот тут и спросишь: благость ли для человека разум, иль наказанье это для него? Скорее, наказанье, иль функция ненужная, поскольку можно согласиться с тем, что сказано писателем об этом: «у человека жизни часть немалая уходит на стремление не думать, от необходимости такой уйти».

Но, несмотря на это, разум есть, он творить нам продолжает помогать. От колов, костров, сдиранья кожи человека он ведёт к пороху и динамиту, к танкам и ракетам, к бомбе атомной и водородной. И всё это опять для достиженья той же цели – уничтожение себе подобных, из вида своего.

Бомбы водородные – это прошлый век. «Гуманного» оружья эра настаёт – психотронного воздействия. Вот она – мечта для пастырей и пастухов, подонков, подлецов в политике и власти. Зомбировать сознанье масс возможности такие появляются, что их использовать не избегут соблазна все эти пастыри-поводыри. Так и уже используют вовсю. Например, в формате разных СМИ в наши головы идеи лживые внедряют. Иль вот ещё религиозную идею опять себе на вооруженье взяли. И то ли ещё будет!..

Прогресс научный продолжается! Почему бы и не сделать из людишек киборгов каких-нибудь послушных? Нановакцину с микрочипами, которых даже глаз не видит, и не уколом даже, а просто в нос пипеткою закапать. И вот, сидя за компьютером, оператор может посылать электромагнитные сигналы в нашу нервную систему. Система RMS (дистанционного контроля) заставить может слышать голоса и глюки видеть, воздействовать на мозга функции и на активность мускулов, спазмы вызывать и приступ острой боли подобно пытке, менять или настраивать эмоции – хоть агрессию закладывать, а хоть апатию, на половую функцию влиять, устанавливать контроль над нашими сознанием, подсознанием, хоть так даже и мечты внушать. Из арсенала этих средств многое в религиях уже давно имеется, срок которым не одно тысячелетье – управления людишками процесс для общества всегда насущным был. И вот теперь возможности сего процесса возрастают в степени невероятной – время власти настаёт «золотого миллиарда».

Алексей Толстой сто лет почти назад повесть написал – «Гиперболоид инженера Гарина». Вот из неё отрывок: «Затем я отбираю «первую тысячу», – скажем, это будет что-нибудь около двух-трех миллионов пар. Это патриции. Они предаются высшим наслаждениям и творчеству. Для них мы установим, по примеру древней Спарты, особый режим, чтобы они не вырождались в алкоголиков и импотентов. Затем мы установим, сколько нужно рабочих рук для полного обслуживания культуры. Здесь мы также сделаем отбор. Этих назовём для вежливости – трудовиками... Каждому трудовику после классификации и перед выдачей трудовой книжки будет сделана маленькая операция. Совершенно незаметно, под нечаянным наркозом.

Небольшой прокол сквозь черепную кость. Ну, просто закружилась голова, – очнулся, и он уже раб».

Вот перспективы наши. Так неужель нам хочется с программой жить, заложенной в наш мозг циничными и подлыми людьми? Лучше ль быть амёбой, от необходимости освобождённой думать, чем человеком быть, вопросы сложные решать и ошибаться, падать, вновь вставать, вперёд идти и шишки набивать? Вот именно, чтоб существом разумным быть, познающим этот сложный мир чтобы сделать его в чём-то лучше. Не песком сыпучим быть, что течёт меж пальцев рук Истории, не винтиками быть и не навозом, на котором кущи райские растут отлично лишь для лживых подлецов.

Но нам чего бы как попроще... Готовность к состоянию амёбному, согласье наше на него мы проявляем, ведясь на сказки о богах религиозных. Сказки эти заветами моральными украшены, усилены воздействием на чувства наши все. Иконы видим с ликами святых, внимаем песнопеньям, нюхаем куренье ладана, причастье пригубляем, водное крещенье принимаем, моторику включаем – крестимся, поклоны бьём. Набор для зомби полный – ритуалы и обряды сочинялись людьми весьма таки неглупыми.

Эффективней этого набора быть может лишь воздействие прямое на процессы деятельности мозга, управленье этими процессами, подчиненье воли и сознанья полное на уровне физиологии, химических процессов в системе нервной. Что, видимо, уже не за горами. Причём, при объяснении «полезности» для общества воздействия такого, многие согласны будут на него, на заведомое отупленье это. Разум утомлять стал человека, не способен он уже справляться ни с накопленьем знаний, ни с быстротечностью общественных процессов.

В реализации любой идеи – религиозной ли, иль социальной – адепты ищут упрощения путей и способов движенья к цели, минимизации своих усилий в этом. Приёмы здесь известны: а) уверить в истинности цели, а также в том, что знает поводырь дорогу к ней; б) надёжно подчинить всех этой цели со строгим наказанием «овец заблудших». Тогда народ становится толпою, овечьим стадом, и легко водить его хоть «по пустыням», хоть в коммунизма рай вести, хоть в рай Господень, хоть под штандартом «Drang nach Osten!», или ещё куда... Ведь он на всё готов, себя не напрягая смыслом жизни – этот смысл ему определён другими.

Религиозная идея определяет этот смысл служеньем богу – из библейских сказок персонажу. Вот в том и смысл, один из прочих, отказа от религий – не убеждать себя, что ты раб тебе назначенного бога. Нет! Неправда это! Ты не раб! Одно из звеньев в бесконечной ты цепи людского рода.

Рабом духовным ты добровольно можешь стать – и это будет выбор твой. Иль с «божьей» помощью, то есть – обманом, когда берутся за твоё воцерковленье в детстве чужие дяди взрослые и тёти. Нарушенье это, кстати, есть Верховного Закона, Конституции по пункту о свободе совести. Когда к «духовности» религиозной ребёнка приобщают, неспособного ещё на диалог с собой, на муки поиска себя в самом себе – се есть насилие над личностью и подлое, преступное деяние.

Человеки мы, есть мы такие, каковы уж есть. Все наши утвержденья страстные о божественном происхожденьи нашем – самообман и ложь. В сравненьи с прочим миром нам хуже и сложнее жить: мы получили от Природы разум. Нормальные природные инстинкты, самовыживанья смысл которых, разум превратил в нас в злобу, ненависть и агрессивность, в стремленье жёстко подчинять себе других. В противостояньи этому помогает только разум же. Такой вот парадокс: разум – порождение в нас зла, и он же средство и борьбы со злом. Но борьба эта не на равных – у зла и лжи больше преимуществ, они даются легче, в принятьи проще. Обращенье к разуму, установление и принятье правды, творение добра – здесь нужны усилия духовные.

Так в чём идея? Что взамен иль вопреки религиозному обману? В том она, чтоб осознать ответственность сейчас живущих: каким мы оставляем этот мир потомкам нашим? Лишь ответственность и совесть возвышают человека, расправляют ему плечи. Продлять своё существованье не в «загробном мире» надо, а в жизни тех, за нами что придут. Коль ты не сделал в своей жизни ничего такого, отчего мир этот хуже в чём-то стал, а лишь силы прилагал к тому, чтобы сделать его лучше – уход тогда твой грустен будет, но спокоен.

Или вот из Рэя Брэдбери моя любимая цитата, что заменой может быть практически всем сразу сказаниям библейским из древнеиудейской мифологии: «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына или книгу, картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведённую из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чём после смерти найдёт прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращённое тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив... Неважно, что именно ты делаешь, важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём оставалась частица тебя самого...».

Так что это? – вы спросите. – А где ж спасение!?.. Что тут сказать? Идея эта об ответственности сейчас живущих перед потомками своими за продолжение людского рода – и обществу она на пользу, и человеку каждому была б полезна для ощущенья смысла своей жизни. А уж если за «спасеньем» надо личным вам, тогда, конечно, обращайтесь к Богу.