Философский спор
Интересный спор на сайте «Эха».
По данным социологов 82% граждан уверены что они не могут повлиять на политическую жизнь.
55% говорят, что И НЕ ХОТЯТ влиять.
Если я правильно понял, то речь идет о том, могу ли Я ЛИЧНО в рамках существующей общественной Системы влиять «на политику». Тут я не понимаю кто эти 18% которые считают — видимо исходя из личного опыта ? — что они ЛИЧНО МОГУТ ВЛИЯТЬ.
Это как?
Выборы? Но даже при самых честных выборах 1 голос очевидно — НИЧТО. Кажется только раз в истории был случай, когда во Флориде руками пересчитывали голоса, чтобы избрать президента (2000 год). И то преимущество было не в один голос и не в сотню голосов ... Но это — ОДИН случай. Обычно статистически значимые цифры на выборах — на федеральном и даже региональном уровне — сотни тысяч. Что тут значит единица ? Да, миллионы из единиц состоят, но сама по себе единица — явное ничто.
Если речь идет не о выборах, то в России а) разветвленной системы ДЕЙСТВЕННЫХ лоббистских организаций — нет б) митинги — хоть разрешенные, хоть запрещенные — никакого значения не имеют в) тихое Интернет-тролление если и влияет на кого-то, то только на таких же тихих наркоманов. К реал-политик (решения властей, налоги, законы и т.д.) это отношения в нашей стране не имеет.
Так о каком «влиянии» речь ? Можно стать профессиональным политиком — ну, вроде Навального. Не знаю «влияет» ли он (и каким образом), но он заметен и вне Интернет-сферы. Однако, для этого нужен талант, это — не хобби, а профессия. Ясно, что людей склонных быть профессиональными политиками совсем немного.
Итак, в каком смысле 18% «влияют» — я не понял. И не заметил их влияния ...
Но ответ на вопрос «могу ли я повлиять» — БЕЗОЦЕНОЧНЫЙ. Констатация очевидности, не более. «Могу ли я повлиять на погоду» ? Нет. Нравится ли мне погода ? Нет. ХОТЕЛ бы я — если бы мог — на нее влиять ? Вот — интересный вопрос.
На него 55% отвечает — НЕТ, НЕ ХОТИМ.
По этому поводу А.Орех называет их баранами, быдлом.
А другой сотрудник «Эха» А.Голубев восхищается своими аполитичными друзьями, которые, впрочем, ненавидят либералов и коротают время бодренько настукивая друг друга по головам. Образцовые мужики-МЧС-патриоты.
Содержательный спор.
Но не новый.
В XIX веке граф Толстой писал о том же. Граф считал, что Его Величество Народ — фаталист, покорен, терпелив. В отличие от Голубева, Толстой не восхищался чужой способностью «настучать по башке». В отличие от Ореха не считал покорный Народ быдлом и бараном. Видел в этом Высшую Мудрость, недоступную суетливым либералам.
Толстой считал, что у Русского Народа есть одно-единственное право.
«Он (Левин —Толстой) говорил вместе с народом : „Княжите и владейте нами. Мы радостно обещаем полную покорность. Весь труд, все унижения, все жертвы мы берем на себя; но не мы судим и решаем“.
А теперь народ, по словам Сергей Иванычей (либеральные публицисты) отрекался от этого, купленного такой дорогой ценой права».
Поняли ?
У Народа есть одно любезное ему право : ПРАВО НА ПОЛНОЕ БЕСПРАВИЕ. Это — единственное, что нужно Народу. (Герой Достоевского тогда же говорил, что «русскому человеку нужно одно право — ПРАВО НА БЕСЧЕСТИЕ». Ну-с, впоследствии идеи двух великих писателей удачно синтезировались — о чем несколько ниже). Ради этого Права он (Народ) готов — трудиться, унижаться, жертвовать (воевать). ТОЛЬКО ИЗБАВЬТЕ МЕНЯ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ! Только, Бога ради — не заставляйте меня самого решать свою судьбу ! Мы — покорные дети, обещаем во всем слушать родителей — вечно варяжскую Власть, князей, Царей ... Только не оставляйте нас наедине с страшной свободой ... Как маленьких детей в лесу, папочка !
Так понимал дело Народ — по мысли народного графа — 150 лет назад.
Кое-что изменилось за 150 лет, после многих войн и революций ...
Народ без всякой радости «обещает полную покорность». Но — обещает.
Однако, ныне — отношения не патриархальные, а РЫНОЧНЫЕ. И покорность ныне — не долг и радость, а ТОВАР. И у товара есть ЦЕНА.
А цена вот какая ...
Народ отныне не собирается брать на себя «весь труд» и «все жертвы». Унижения — стерпит, не обидчив народ-то ... А вот насчет «труда» — шалишь брат, барин ! (О «жертвах» и базара нет ...).
Ты, Царь-надежа дури как хочешь, играй в теннис, комбайны, ай-педы или амфорами бросайся ... Все молча посмотрим ... Хоть оркестрами дирижируй с помощью ракетки для бадмингтона ... Ваше дело царское — забавляйтесь, куражьтесь, что ж тут ...
НО — КОРМИ ЗНАЙ !
Дураков вкалывать больше нет. Больше Лев Толстой не пашет, да и мы не хотим ! «Рента» ? Рента. Сырьевая ? Сырьевая. Ну и корми ! Пусть не так, как сам хрумкаешь, батюшка, не так как лучшие люди народа — Абрамович и Борис Абрамыч с Волошиным и Потаниным и ряд высших сановников-патриотов-державников... Но — корми, брат !
Княжите и владейте нами. Мы равнодушно и осознанно обещаем полную покорность. Но весь труд и все жертвы мы не берем на себя. Делитесь с нами рентой — и тогда мы спокойно отдаем вам право судить и решать, куда девать остальную часть ренты. А унижениями мы поделимся с таджиками и киргизами. Кстати, поработать тоже они могут ...
Вот так слегка видоизменилась формула Общественного Договора за 150 лет.
Она может — нравиться.
Может — не нравиться.
Но она — ЕСТЬ.
Для 55% населения — если верить опросам.
И власть этот договор отлично понимает — и подкидывает сена клок. Вот вам и вожделенная «обратная связь».
А это же и есть — Демократия.
Народная Демократия.
И пока она нравится 55%, 82% будет совершенно адекватно считать, что ничего изменить — нельзя.
Комментарии