Спасение евреев в Османской Империи – Часть II

На модерации Отложенный

Испанская инквизиция занимает особое место в истории христианских гонений на иудеев, разговор о которых был начат в первой части статьи.

То, что именно с ней часто ассоциируется само понятие «инквизиция», вовсе не случайно. Дело в том, что период Испанской инквизиции по масштабам и интенсивности превзошел все предыдущие и последующие периоды расследований Католического трибунала, продолжавшихся более 800 лет, с начала 12-го до конца 19-го века.  

Историки расходятся во мнениях относительно подлинной первостепенности тех задач, которые предстояло решать инквизиции в Испании.

Действительно ли христианскую ересь предстояло уничтожать Католическому трибуналу или  все тех же иудеев, лишившихся покровительства халифов? Развитие событий позволяет сделать заключение о том, что наиболее вероятно именно второе предположение.

Ведь не случайно, что начало нового и наиболее жестокого периода гонений на иудеев совпадает с окончательным поражением Халифата в конце 15-го века на Пиренейском полуострове, правление которого называли «Золотым веком»  испанских евреев.   

Но, говоря об инквизиции в Испании, необходимо, прежде всего, упомянуть Короля Фердинанда ΙΙ (Арагонского) и Королеву Изабеллу Ι (Кастильскую). Именно их брак, совершившийся в 1469 году, после ряда победоносных войн и изгнания из страны мусульман, фактически ознаменовал создание единой Испании вследствие союза между крупнейшими провинциями – Арагоном и Кастилией. 

Считается, что именно королева Изабелла, «пылкая христианка», как назвали ее современники, уговорила Папу Сикста ΙV одобрить установление Инквизиции в объединенных королевствах с целью выявления и искоренения ереси и восстановления «чистой христианской веры» на отвоеванных у мусульман землях.

Однако дальнейшее развитие событий показало, что беспощадная машина идеологической и этнической чистки вновь поехала по накатанной колее антисемитизма.

Официально разрешение на создание филиала Католического трибунала в Испании (Испанской инквизиции) было утверждено указом Папы Сикста IV от 1 ноября 1478 года. Но под каким же лозунгом должен был войти в Испанию институт инквизиции, если предполагалось, что король Фердинанд и королева Изабелла были озабочены чистотой католической веры? Было бы логично предположить, что расследованием будут охвачены все возможные (и реально существовавшие) вариации инакомыслия в католицизме, невзирая на этническую принадлежность.

Но все предельно проясняется через два года после папского указа, 27 сентября 1480 года, когда издается королевский декрет о начале работы испанской инквизиции. В декрете однозначно оговаривалось, что инквизиция в Испании была установлена с целью «выявления и наказания иудеев, обращенных в христианство, но продолжающих втайне соблюдать обряды прежней веры». Не было упомянуто никаких других причин – речь шла исключительно о евреях.

Здесь необходимо отметить также, что, по мнению историков, изучавших период Испанской инквизиции, численность евреев в этой стране в середине 15-го века доходила до 600 000 человек. Это была самая большая еврейская диаспора средневековой Европы и самая многочисленная по количеству «конверсос».

Предполагается, что к началу деятельности инквизиции в Испании почти треть этого населения уже была обращена в католичество.

Важно отметить также, что за весь период почти 400-летней «реконкисты», о которой говорилось в первой части статьи, от захвата Толедо в 1085 году до падения Гранады в 1492 году местное еврейское население, по мере выхода из-под власти Халифата, неизменно подвергалось давлению насильственной христианизации.

Логика происходивших в процессе принудительного крещения событий потрясает. С одной стороны, под непрерывными угрозами смерти евреев заставляли проходить обряд христианского крещения. Тех же, кто отказывался перейти в чужую веру, убивали без промедления, причем избиения в некоторых случаях принимали массовый характер.

В упомянутый период в Кордове, Толедо, Барселоне и многих других городах Испании происходили многочисленные погромы, в которых погибли тысячи иудеев и были разграблены и сожжены сотни принадлежавших им домов. Не удивительно, что под таким давлением десятки тысяч иудеев приняли принудительное крещение.

Но, с другой стороны, поражает то, что происходило с  евреями после их вступления в христианскую веру. С момента крещения их начинали называть в лучшем случае «конверсос» (обращенные), а в худшем и наиболее популярном случае «марранос» (от исп. marranosсвиньи). Крещение автоматически вводило «конверсос» или «марранос» в категорию «крипто-иудеев» (тайных или скрытых иудеев), считавшихся неискренними в  новой вере и подозревавшихся в тайном совершении иудейских обрядов и потому подлежащих суду трибунала.

Изуверские пытки, которыми сопровождались расследования, почти неизменно приводили к тому, что люди, не выдерживая физических страданий и унижения, признавались в «неискренности». Что следовало вслед за этим? Признавшиеся еретики подлежали смертной казни, носившей циничное название  «Акт веры» - «Аuto-da-fe» и которая выражалась в публичном сожжении на костре.

В случае же, если сознавшийся искренне раскаивался и соглашался на целование распятия… его «милостиво» душили, перед тем как сжечь тело. Но и до «очистительного» костра доходили не все – бóльшая часть подследственных погибала во время бесчеловечных пыток.

Итак, королевским указом от 1480 года объявляется начало деятельности испанской инквизиции. На самых ранних стадиях расследования инквизиторов проходили в относительно мирной атмосфере, ограничиваясь слежкой, допросами, публичными покаяниями и штрафами. Но все изменилось радикальнейшим образом в 1483 году, когда на должность Великого инквизитора Испании был назначен Томас Торквемада, монах испанского ордена доминиканцев.

Если само понятие «инквизиции» часто ассоциируется с ее испанской ветвью, то испанская инквизиция неизменно ассоциируется с именем этого человека, стараниями которого в историю еврейского народа была вписана одна из самых кровавых страниц. Именно под руководством Торквемады инквизиция начинает работать в абсолютно бескомпромиссном и беспощадном режиме.

Сегодня некоторые историки склоняются к мысли о том, что монархи Испании привлекли в страну инквизицию не столько в религиозных, сколько в политических целях.

Война с мусульманской частью Испании все еще была в разгаре и требовала больших затрат, но в период объединения Арагона и Кастилии, страна испытывала серьезные экономические проблемы, требовавшие значительных притоков капитала в казну, которых на самом деле не было.

Но многовековая европейская практика подсказывала, что финансовые проблемы могут быть решены надежным и многократно апробированным методом – грабежом еврейских общин. Испанская община евреев, как мы уже отметили, была самой многочисленной в Европе и только что лишилась покровительства халифов, избавлявшего их от непрерывных гонений и разорений. «Золотой Век» евреев в пределах Халифата позволил им обрести то самое благосостояние, в котором так нуждалась королевская казна Испании.

Не это ли самый легкодоступный и быстрый способ обогащения – выжать все до последней монеты из 600000-ной общины ничем не защищенных людей, полностью попавших под власть католической монархии?

Энергия, с которой Торквемада приступил к религиозно-этнической чистке, позволяет предположить, что основная цель приглашенной в страну Инквизиции заключалась в скорейшем и тотальном разорении всей еврейской общины Испании, невзирая на обращение или необращение в христианство.

Основные компоненты программы работы Католического Трибунала ничем не отличались от сценария преследований, описанных выше, только теперь все происходило в гораздо бòльших масштабах и намного интенсивнее. 

Прежде всего, после введения запрета на проведение иудейских религиозных служб, празднований, ритуалов, вплоть до соблюдения традиций на бытовом уровне, предстояло обратить иудеев в католическую веру.

Процесс крещения иудеев происходил по старой и привычной схеме – отказывавшихся перейти в католичество ожидала смерть. В относительно короткий промежуток времени с 1480 по 1490 год тысячи евреев были принуждены пройти обряд крещения.

Одновременно с этим в крупных городах Испании создавались «барриос» - еврейские гетто, в которые переселялись еще не прошедшие крещения иудеи, для их изоляции от «новых христиан».

Далее коварство замысла проявлялось в том, что инквизиция отнюдь не отпускала «конверсос» с миром. Судьба новообращенных христиан на самом деле была предрешена – им все равно предстояло погибнуть, потому что программа Торквемады не оставляла шансов на спасение.

Как было отмечено, обращенные иудеи автоматически попадали в разряд «неискренних» христиан или «крипто-иудеев», подозреваемых в тайном соблюдении иудейских обрядов. По этой причине десятки тысяч «конверсос» пали жертвой инквизиторов, были сожжены на кострах или погибли под жесточайшими пытками.

Беспроигрышная методика, не правда ли? Сначала поступает требование о крещении под угрозой смерти, а после крещения смертная казнь по подозрению в неискренности.

В любом случае имущество конфискуется, все сбережения, деньги и прочие ценности переходят в королевскую казну. А ведь огромная община евреев была представлена финансистами, купцами, землевладельцами, торговцами, ремесленниками, врачами, мастеровыми людьми. Вот откуда потекли в казну потоки долгожданных средств, с кровью выжимаемых из еврейских семей безжалостной машиной католического трибунала.

Неустанно призывая испанцев содействовать «работе» инквизиторов доносами на «новых христиан», команда Торквемады установила режим тотальной слежки по всей стране. Для того чтобы попасть в руки палачей в пыточной камере инквизиции достаточно было анонимного доноса о том, что из чьего-то дымохода в субботний день не валил дым (подозрение в том, что семья соблюдает Шаббат – Священную субботу). «Конверсо», обошедший утром стороной прилавок мясника, торгующего свининой, вечером уже мог быть арестован по подозрению в том, что он «крипто-иудей».

Арестованные никогда не узнавали по чьему доносу или клевете они оказывались перед судом католического трибунала. Ежедневно по стране происходили аресты десятков и сотен людей, подавляющее большинство которых умирало затем во время жесточайших пыток или сжигалось на кострах.

Но какой бы беспощадной и кровавой ни была инквизиция периода Томаса Торквемады, около 300 тысяч евреев все еще оставались не охваченными программой тотального грабежа, проводившегося под лозунгом борьбы за чистоту христианской веры. Достичь абсолютного беспредела мешала цитадель Гранады – последнего бастиона мусульман, религиозная толерантность которых все еще оставляла какие-то надежды на возможную защиту евреев.

Однако последние надежды рухнули в самом начале 1492 года, когда после долгой осады Гранада была захвачена испанскими войсками. Был уничтожен последний барьер на пути религиозных репрессий и откровенного геноцида. Сразу же вслед за падением Гранады, 31 марта 1492 года король и королева Испании Фердинанд ΙΙ и Изабелла Ι издают печально знаменитый Альгамбрский декрет об изгнании евреев из Испании.

Подлинный текст Альгамбрского декрета с королевской печатью и  подписями короля Фердинанда и королевы Изабеллы.

Согласно тексту декрета речь шла не обо всех евреях, живших в Испании, а лишь о той части, которая так и не была обращена в христианство. Но даже по самым приблизительным оценкам историков число иудеев, оставшихся в традиционной вере к этому времени все еще составляло около 300000 человек.

Этим людям предстояло покинуть страну в течение трех-четырех месяцев, поскольку декрет велел, чтобы изгнание было завершено к концу июля.

Не выполнившие королевское распоряжение должны были быть казнены.

Изгоняемым из Испании иудеям, согласно высочайшей «милости», разрешалось забирать с собой имущество, при условии, что оно не представлено золотом, серебром, деньгами, драгоценностями, а также «другими предметами и изделиями, запрещенными к вывозу законами королевства».

Под запрещенными «предметами и изделиями» подразумевалось все, что могло представлять какую-то ценность: оружие, ковры, изделия из слоновой кости, янтаря, меди, фарфора и т.п.

Очевидно, что королевство получало возможность быстрого обогащения в короткие сроки, ограбив иудеев, выдворяемых из Испании. Но при этом «дальновидная» монархия оставляла в стране про запас часть еврейского населения, представленного «конверсос», в качестве более долгосрочного ресурса, разрешив им трудиться и наживать благосостояние, чтобы затем продолжать постепенно выжимать его под прессом инквизиции.  

Еврейская община Испании предприняла попытку предотвратить массовое изгнание, прибегнув к авторитету дона Иссака Абраванеля, известного государственного деятеля, казначея Испании, иудейского раввина и философа, вхожего в королевский двор. Попросив аудиенции с королем Фердинандом, дон Абраванель предложил от имени всей общины откуп в размере 300000 дукатов (дукат – золотая монета; для сравнения: сопоставима с российским царским золотым червонцем) за отмену указа об изгнании евреев (существует версия, что сумма откупа составляла 600000 дукатов).

Это была огромная сумма, предложенная в условиях экономического кризиса, о чем было прекрасно известно главному казначею. Бытует легенда, что король Фердинанд (кстати, также имевший еврейские корни в своей родословной) почти согласился на предложение Абраванеля, но благое намерение было разрушено все тем же неистовым Томасом Торквемадой.

Прослышав о переговорах короля с доном Абраванелем, Великий инквизитор, несмотря на свой преклонный возраст (72 года) нисколько не умеривший фанатичной ненависти к иудеям (парадоксально, но Торквемада сам происходил из семьи обращенных евреев), отреагировал на происходящее со свойственной ему горячностью.

Взяв с собой распятие, Торквемада устремился во дворец, где, бросив распятие к ногам королевской четы (по другой версии метнул его в сторону Изабеллы, попав ей в голову), прокричал слова, решившие судьбу евреев Испании: «Иуда продал Господа за тридцать сребреников, а вы сговариваетесь продать его за триста тысяч!».

Пристыженные таким образом монархи отказали дону Абраванелю, который в конечном итоге также вынужден был покинуть страну. Король и королева предложили ему остаться в виде исключения, поскольку невозможно было не оценить заслуги Абраванеля перед страной, однако раввин предпочел разделить судьбу своего народа.

В каких направлениях происходило изгнание сотен тысяч людей? Около 100 000 евреев двинулось в сторону Португалии, где, несмотря на не меньшую чем в Испании неприязнь к иудеям, пока еще не было жестоких преследований инквизиции. Знали бы они, что их ожидало в недалеком будущем...

Тысячи попытались найти прибежище в Италии, Франции, Северной Африке и островах Средиземного моря. Но если в Португалию можно было добраться по суше, то остальные маршруты пролегали через моря.

Капитаны испанских кораблей, зная о запрете на вывоз денег, золота и серебра назначали невообразимые цены для перевозки беженцев через море, фактически отбирая последнее. Однако, обобрав еврейские семьи до нитки, испанцы редко выполняли свои обещания.

История сохранила свидетельства о том, как выйдя в открытое море, капитаны отдавали приказ выбросить всех пассажиров за борт. Сегодня уже невозможно установить, сколько беженцев было уничтожено таким образом.

Но даже в тех случаях, когда суда отходили от берегов Испании с искренним намерением перевезти беженцев через морские просторы, им далеко не всегда удавалось доплыть до другого берега – им преграждали дорогу пираты, прекрасно осведомленные об изгнании евреев из Испании и о направлениях, в которых двигались корабли с беженцами. Атаки пиратов не оставляли никаких шансов на спасение – все пассажиры истреблялись до единого, не взирая на пол и возраст.

В Испании и за ее пределами были распространены слухи о том, что беженцы заглатывают золото и драгоценности, чтобы вывезти их из страны. В свидетельствах о нападениях разбойников и пиратов сохранились описания того, как бандиты буквально потрошили беженцев, вскрывая им желудки и копаясь в них в поисках сокровищ. Число погибших в разбойничьих нападениях сегодня также невозможно установить, однако вполне вероятно, что речь идет о тысячах.

В этой трагической и крайне тяжелой ситуации на помощь евреям Испании пришла Османская Империя. Зная о событиях, происходивших не только в Испании, но и во всей Европе, правители Османской Империи во все времена принимали в своей стране евреев, искавших спасение от преследований христиан. Однако на этот раз масштабы происходившего в Испании геноцида требовали не только принятия беженцев, но и более решительных мер для обеспечения безопасности во время их перемещения через морские пространства.   

Необходимо подчеркнуть, что к концу 15-го века Османская Империя обладала сильнейшим в регионе флотом, как по оснащению, так и по численности. Причем не только военные корабли, но и торговые суда империи имели на борту мощную по тем временам артиллерию.

По этой причине недружелюбные к Османской Империи страны Средиземноморья не были заинтересованы в морских конфликтах с ней и избегали столкновений с ее кораблями.

Кстати, именно Османская Империя стала впервые проводить на Средиземном море операции, которые сегодня назвали бы «антитеррористическими», поскольку речь шла об уничтожении пиратских кораблей, терроризировавших морские торговые пути. Османской Империи достаточно было обозначить, на чьей она стороне, чтобы корабли с беженцами были оставлены в покое пиратами.

В ответ на действия Испании в августе 1492 по приказу Султана Баезида ΙΙ небольшая флотилия во главе с  парусно-весельным флагманским кораблем адмирала турецкого флота Камала Реиса подошла к испанскому порту Кадес, где скопилось огромное количество беженцев.

К этому времени уже было арендовано несколько торговых судов для перехода через Средиземное море в Турцию, но беженцы страшились выходить из гавани в связи с тем, что в окрестностях было полно пиратских кораблей, поджидающих очередную легкую добычу. Войдя в порт Кадес, адмирал Камал Реис объявил о том, что Султан Баезид ΙΙ берет евреев под свою защиту.

Вслед за этим корабли турецкого адмирала взяли часть беженцев на борт и на обратном пути обеспечили защиту остальным судам, перевозившим евреев в Турцию. Именно после этого откровенного жеста и демонстрации военных кораблей переезды через море стали более безопасными. В конечном итоге, по самым приблизительным оценкам в Турцию переехало более 150 000 испанских евреев.

Сегодня некоторых европейских авторов очень раздражает тот факт, что практика интенсивных этно-религиозных репрессий выставляет историю христианских стран в крайне неприглядном свете, в то время как приходится признавать толерантность и человечность Османской Империи.

Именно по этой причине, говоря об изгнании евреев из Испании подобные «исследователи» завершают свои повествования на том, что из Испании евреи переселились, например, в Португалию или Италию, избегая при этом упоминать Османскую Империю.

Лицемерие подобных утверждений очевидно потому, что их авторы (в силу религиозно-политических причин или банальной ксенофобии), предпочитают обходить молчанием дальнейшую судьбу евреев, поскольку последующие события еще ярче высвечивают позитивную роль Османской Империи. Истина заключается в том, что в Португалии евреи обрели лишь временную иллюзию облегчения.

Через три года после испанского изгнания власти этой страны с не меньшим рвением подключилась к гонениям на иудеев и активно поддержали программу Торквемады по их насильственному крещению.

В 1496 году король Португалии Манюэль получил согласие испанских монархов на женитьбу с дочерью Фердинанда и Изабеллы, которую также звали Изабеллой. Одним из условий женитьбы, выдвинутых испанской стороной, было изгнание евреев из Португалии, на что Манюэль ответил согласием. 4 декабря 1496 года король Португалии издал указ о том, что к ноябрю следующего, 1497 года, в стране не должно остаться ни одного еврея.

Однако, позже, не желая терять столь многочисленную и деятельную часть населения, положительный эффект от присутствия которой уже начал сказываться на экономике страны, король поменял мнение и решил пойти по пути насильственного крещения евреев, дающего им легальный статус христиан, что позволяло остаться в Португалии.

Был запущен тот же самый механизм, от которого 100000 евреев недавно бежали из Испании – крещение или смерть. Десятки тысяч иудеев были принудительно обращены в христианство.

Но были и не желавшие изменять вере предков даже под страхом смерти. История сохранила описание жестокой расправы над Верховным Раввином еврейской общины Португалии равви Симоном Мейми. Отказавшись принять христианское крещение, он был закопан в землю по шею и, находясь в таком положении, умирал медленно и мучительно. Смерть наступила только через неделю.

Король Манюэль в чем-то даже превзошел своих испанских коллег. Перед самым праздником Пасхи в 1497 году он издал указ об отделении еврейских детей от их родителей для их последующего воспитания в христианстве. И приказ был исполнен – сотни детей были насильственно отобраны у своих родителей и отправлены в различные уголки страны.

А в это же самое время иудеи вновь нанимали суда и тайно отплывали от берегов Португалии в надежде обрести подлинное спасение, направляясь к портам Османской Империи, которая предоставляла им гражданство, не требуя при этом отказа от веры предков.  Аналогичная история, несколько позже, но все же произошла и с евреями, бежавшими в Италию. А еще через три года, в 1501 Оттоманская Империя уже принимала очередную волну беженцев из Франции.

Чем еще был знаменит 1492 год – год изгнания евреев из Испании? Именно в этом году, 17 апреля, был заключен договор между Христофором Колумбом и королем Испании Фердинандом ΙΙ и его супругой королевой Изабеллой Ι о том, что монархи Испании выделят денежные средства на организацию морской экспедиции по открытию западного морского пути в Индию.

Напомним, что с 1 апреля начался процесс изгнания и грабежа иудеев – вероятно, поэтому 17 апреля монархи с уверенностью обещали Колумбу скорую финансовую поддержку.  А получил он эту финансовую помощь 3 августа 1492 года как раз по завершении основного периода изгнания.

Можно без преувеличения сказать, что Христофор Колумб обрел возможность снарядить корабли для длительного и рискованного плавания, завершившегося открытием нового континента, благодаря средствам, отобранным у десятков тысяч еврейских семей, изгоняемых из Испании. Кстати, сегодня уже доказано, что среди предков Колумба так же были «конверсос» - евреи, обращенные в христианство.

Преследования испанской инквизиции не прекращались на протяжении целых столетий. Костры инквизиторов пылали вплоть до начала 19-го века во всех странах, куда только могли дотянуться руки Католического Трибунала – в Португалии и Испании, в Мексике и Бразилии, на Сицилии и в Нидерландах, в Перу и даже в небольшой португальской колонии Гоа в Индии.

Но все же оставалась на этой планете страна, в пределах которой гонимый народ обретал вожделенный мир и спасение. И потому завершить статью хотелось бы словами Эндрю Саксера, автора статьи по истории еврейского народа, опубликованной в 1992 году в журнале «Хирурим», издаваемом Университетом Брендейс (штат Массачусетс): «На протяжении всей своей истории дети Израиля терпели бедствия от чужих рук. Неисчислимое количество людей отделялось от своих соседей из-за их веры. За эту веру евреи должны были платить своими жизнями. Но было, однако, благодатное царство, где евреи не страдали от тех масштабных преследований, которыми было отмечено все их существование. И царством этим была Турция».

Лучше не скажешь.