ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ.

На модерации Отложенный

 

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

                70 000 000 Севастополю и Черноморскому флоту выделят по более прозрачным схемам.
 

               Недавний отказ Мосгордумы финансировать из столичного бюджета Черноморский флот России и севастопольскую инфраструктуру кто-то воспринял с облегчением, кто-то с горечью, но почти никто с равнодушием. Столица щедро делилась с Севастополем частичками своего благосостояния на протяжении 17 лет. Только по линии фонда «Москва – Севастополь» в Крым ежегодно уплывали до полутора сотен миллионов рублей. И что же, теперь эта помощь будет свёрнута в одночасье? Оказывается, всё не так просто. Помощь Крыму не только не уменьшится, скорее даже наоборот.

                                     
Дело прошлое, теперь об этом можно сказать открыто: многочисленные русские и русскоязычные общественные организации, которые привели к власти в Крыму первое «пророссийское» правительство 17 лет назад, получали средства по прямому указанию из здания на Тверской, 13. Только благодаря московским деньгам в Севастополе появились прекрасные дороги, множество новых домов и ухоженная набережная. Да что там городская инфраструктура! На средства, выделенные столичными властями, уходили в средиземноморские рейды большой противолодочный корабль «Керчь» и ракетный крейсер «Москва». Но в прошлом году в Москве появился новый мэр, у которого, как некоторым показалось, было своё, особое мнение по поводу средств, которые ежегодно, поистине с матросским аппетитом «откусывал» от столичного бюджета Краснознамённый Черноморский флот.  , благополучателям российской материальной подкормки. Долгое время эти слухи не подтверждались, пока в сентябре Московская городская дума не утвердила поправки в бюджет на 2011 год, аннулировав смету программы финансирования Черноморского флота на сумму 70,6 млн рублей. Таким образом, сворачивалась помощь Севастополю и завершались гуманитарные программы Москвы в Крыму – во всяком случае именно так всё и выглядело на первый взгляд. Поскольку своё решение нужно было чем-то аргументировать, глава финансового департамента Москвы Вера Чистова заявила, что средства расходовались неэффективно и выделялись они «по очень кривой схеме» (sic!). В общем, трата денег на Крым была признана расточительством.
                                   
Слухи о том, что финансирование свернут, пошли по Севастополю ещё год назад, когда Сергей Собянин только осваивался в новой должности и никаких заявлений относительно своих планов на Крым не озвучивал. Их невольными разносчиками стали депутаты севастопольского городского совета, имевшие отношение к фондам «Москва – Крым» и «Москва – Севастополь»
Слухи о том, что финансирование свернут, пошли по Севастополю ещё год назад, когда Сергей Собянин только осваивался в новой должности и никаких заявлений относительно своих планов на Крым не озвучивал. Их невольными разносчиками стали депутаты севастопольского городского совета, имевшие отношение к фондам «Москва – Крым» и «Москва – Севастополь»
                                     
Чтобы понять, что означали эти деньги для города, скажем, что Киев, в свою очередь, должен вливать в Севастополь примерно по 250 млн ежегодно, но на деле в бюджет не попадает и половины этих денег. Бюджет на Украине формируется таким образом, что местные власти вначале перечисляют собранные средства в Киев, в «общий котёл», а затем получают оттуда причитающуюся им долю. То есть других денег в городе попросту нет и взяться им неоткуда. И выходит, что городской бюджет Севастополя состоит из российских денег более чем на треть. Если эти деньги изъять, городскому хозяйству грозит коллапс. Но тревогу в Севастополе почему-то не забили. Мало того, севастопольский городской голова Владимир Яцуба публично заявил, что Москва «увеличивает сумму финансирования городского хозяйства примерно в три раза» и его уже позвали в Москву, для того чтобы обсудить «дальнейшие контакты двух городов». Что же происходит на самом деле? Севастополь лишают денег или, наоборот, осыпают золотым дождём?
                                     
А происходит следующее. Деньги московские власти перечисляли не напрямую своим севастопольским коллегам, а проводили их через негосударственные фонды. Два таких фонда, а именно «Москва – Крым» и «Москва – Севастополь», раньше пользовались особым доверием. В адрес этих структур новый московский градоначальник высказал немало претензий – и что-де 10% столичных средств уходило на зарплату сотрудникам фонда, и что цены при закупках для нужд Черноморского флота завышались почти на пятую часть, а флот получал лишь четверть выделяемой помощи. По всей видимости, именно для того, чтобы исключить посредническую миссию этих фондов из московско-севастопольской схемы раз и навсегда, и было принято скандальное решение об аннулировании сметы программы финансирования Черноморского флота. На самом же деле российские деньги как шли в Севастополь, так и продолжают поступать, но уже по линии Дома Москвы.
А бурю в прессе подняли скорее всего именно те, кто лишился возможности «пилить» московскую материальную помощь.
                                     
Поясняя представителям прессы, где в словосочетании «помочь нельзя отнять» намерены поставить запятую московские власти, севастопольский городской голова Яцуба вяло открестился от намёков, что-де между Москвой и Севастополем просто меняется посредник.
«При проведении средств по старой схеме возникает коллизия, связанная с налогообложением, – заявил Яцуба. – Намного эффективнее проводить эти средства через Дом Москвы, что и будет сделано».
                                     
Не так давно в фонде «Москва – Севастополь» закончилась проверка Госфинконтроля. Особых нарушений аудиторы не установили, хотя и отметили, что «для выполнения поставок фонд привлёк целый ряд обществ с ограниченной ответственностью, в результате чего цены закупленных на московские деньги товаров существенно увеличились». Вряд ли за проверкой последуют какие-то санкции – какой теперь смысл?
                                     
Кстати, о проверках. При «оранжевых» московскую финансовую помощь неоднократно проверяли украинские аудиторы, чтобы исключить оседание части средств в карманах «пророссийских» политиков и общественных деятелей. Что же показали результаты этих проверок, куда направлялись средства? На ремонт казарм для военнослужащих, на строительство школ для детей моряков, на выплату зарплат учителям, на закупку компьютеров, бытовой техники, на медицинское обслуживание и турпутёвки для семей военнослужащих, а также на трудоустройство отставников. Вполне безобидные расходы.
                                     
Могло ли получиться так, что Черноморский флот остался бы без должного финансирования? Конечно, нет.
                                     
Пока в московской прессе обсуждали, как же теперь Севастополь будет жить без российской помощи, столичный градоначальник Сергей Собянин объявил, что мэрия направит на помощь ветеранам флота рекордную сумму – 74 млн рублей. Финансирование будет осуществлено также через Дом Москвы, который скорее всего и станет единственным посредником между российской столицей и Городом русской славы на Чёрном море. Даже в лучшие времена на подобные программы больше 20 млн рублей не тратили.
                                     
Продолжится и финансирование непосредственно Черноморского флота: как сообщил глава московского Департамента внешнеэкономических связей Сергей Черемин, помощь флоту «будет сохранена в полном объёме». Субсидирование флотских нужд будет осуществляться по новой схеме, которую должны разработать до конца текущего года. А всего на нужды Черноморского флота и Севастополя в следующем году может быть перечислено порядка 370 млн рублей.
                                     
Ни одному региону бывшего СССР, ни одному российскому городу или области московские власти не выделяли таких средств. Никто, кроме Крыма, не получал непрерывного финансирования от городских властей российской столицы на протяжении без малого двух десятилетий.
                                     
«Для Москвы, для России помощь Крыму, Севастополю – нечто само собой разумеющееся, – считает глава КПРФ Геннадий Зюганов. – Севастополь и в СССР был городом не республиканского, украинского, но союзного подчинения и получал средства на развитие непосредственно из Москвы. Любая власть, любой мэр будет продолжать оказывать эту помощь. Это, если хотите, политическое решение…»

Справка

Удивительно, но первый государственный фонд поддержки российских соотечественников за рубежом появился лишь в мае этого года, создан он был по инициативе президента Дмитрия Медведева. Впрочем, это не значит, что 20 лет русским в ближнем зарубежье Российское государство не оказывало материальной помощи. Наоборот, в начале 90-х действовало как минимум два десятка фондов и некоммерческих структур, аккумулировавших на своих банковских счетах изрядные суммы, выделявшиеся для поддержки оказавшихся за границей русских. На эти средства строились русские школы, функционировали русскоязычные СМИ и, что греха таить, даже проводились избирательные кампании пророссийских политиков. Первыми подобными организациями были фонды «Москва – Севастополь», «Москва – Крым», Ассоциация крымско-российской торговли (Крым), «Континент» (Северный Казахстан), «Будущее Приднестровья» (ПМР). Создавались эти фонды по личной инициативе политиков – мэра Москвы Юрия Лужкова и вице-премьера российского правительства Сергея Шахрая.
 
Эти структуры активно финансировались как по линии различных министерств и ведомств (даже по линии Министерства культуры и Министерства внутренних дел), так и по линии московской мэрии. Но примерно в 1996–1997 годах финансирование резко прекратилось. Фонды перебивались небольшими пожертвованиями от частных лиц. Возобновилось финансирование в 2001 году, но средства перечислялись исключительно на гуманитарные программы – поддержкой политиков фонды больше не занимались.