Общественный прогресс - российская альтернатива мировому хаосу

На модерации Отложенный

Общественный прогресс – российская альтернатива мировому хаосу.

Предмет настоящего исследования настолько сложен, что требует хотя бы краткого пояснения. Понятие «прогресс» есть ни что иное как вербальное выражение идеального отражения (мысли) об определенном явлении в природе и обществе. В отличие от современной логики смею предложить рассматривать не содержание понятия «прогресс», а сосредоточиться на раскрытии содержания самого явления, названием которого выступает это понятие. Содержанием понятия в строгом смысле всегда является мысль, содержащая признаки того или иного природного или общественного явления, которые идентифицируют именно это явление в отличие от других явлений. Итак, нам предстоит раскрыть содержание явления «общественный прогресс», при этом явление понимается как система (диалектическое единство) противоположностей, каждая из которых не обладает признаками системы (явления), а взятые вместе эти противоположности обладают большими признаками, чем простая сумма признаков каждой из противоположностей. Это увеличение признаков обеспечивается взаимодействием противоположностей между собой, именно это взаимодействие приводит к возникновению явления и к изменениям в нем и в составляющих его противоположностях, а эти изменения и есть содержание прогресса. Само слово «прогресс» означает движение от достигнутого на более высокий уровень, что подтверждено всей историей человеческого общества, однако возникает естественный вопрос об источнике такого движения. Ответ на этот вопрос прост – в обществе людей прогресс обеспечивается энергией их труда на общество. Как же это происходит в реалиях общественного развития? Труд в данном контексте рассматривается как особый вид движения материи, как способ существования человека в обществе людей, т.е. труд как жизнь человека. Человек - существо сознательное, способное отражать действительность в своем сознании, перерабатывать полученное отражение в цели и подчинять движение своих органов поставленным идеальным целям. В сознании человека нашло отражение свойство труда-движения обеспечивать не только питание, но и само существование человека, отсюда он сделал простой формально логически безупречный вывод: трудиться необходимо для добывания для себя необходимых средств существования, в чем до сих пор не сомневается. Однако, труд в обществе цивилизованных людей на самом деле оказывается трудом не на себя, а трудом на общество, так как практически никто в обществе не потребляет продукты своего труда, доля потребления даже продуктов питания работниками, их производящими, ничтожно мала в общем объеме потребления современного общества людей. Что же касается любых продуктов труда, то все они производятся для общества и только пройдя сквозь горнило общества (рынок или плановое распределение) они попадают потребителям. Отсюда следует простой вывод: в обществе людей все люди трудятся на общество и только от общества получают все необходимое для своего существования. Но общество есть высокоорганизованная система материи и идей, поэтому естественно предположить, что внутри этой системы объективно действуют законы, в соответствии с которыми общество возникает, развивается и отмирает (существует). Главный закон – закон общественного прогресса действует во всех без исключения обществах и во все времена, это – исторический факт и от результатов прогресса общества никуда не деться, остается только попытаться раскрыть механизм действия этого закона.
Хорошо известен и подтвержден инженерной психологией тот факт, что труд является наиболее производительным при достижении максимального соответствия между сферой приложения живого труда и самим живым трудом – человеком. При этом под сферой приложения труда понимается вся совокупность материально-вещественных элементов, необходимых для совершения данного процесса труда, а под живым трудом понимается вся жизнь-труд человека от момента рождения до смерти, в русском языке - жизнедеятельность. Кому-то может не понравиться труд детей и пенсионеров, но они живут, значит, трудятся в обществе и на благо общества.
Соответствие между сферой приложения живого труда и самим трудом на любом уровне является постоянно повторяющимся фактором (законом) трудовой деятельности. В целях формализации его можно выразить в виде простых равенств:
М1 Т1
М2 Т2
………..
Mn Tn
Мм Тм
---------------- ------------------------
M1 + M2 +...+ Mn – Мm T1 + T2 + ... + Tn - Тm, где:
- М1-n - необходимые обществу сферы приложения труда;
- Mm - сферы приложения живого труда, от которых общество стремится избавиться;
- Т1-m - живой труд в соответствующих сферах.
Если последнюю формулу рассматривать во времени существования общества, она и становится формулой закона общественного прогресса (во времена СССР – формулой закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства). Дело в том, что интеллектуальный труд людей создает все более производительные сферы приложения труда за счет новой техники и технологии, требующих, как правило, относительно меньших затрат самого живого труда для своего обслуживания, а это разнонаправленное движение, в свою очередь, требует управленческого воздействия на систему производительных сил для восстановления соответствия между ее элементами. В пределах предприятия это управление осуществляется администрацией, а в обществе такое управление может осуществляться только государством сознательно на основе знания механизма действия закона, либо стихийно под воздействием возникших последствий (положительных или отрицательных) действия этого закона. (Сферы Мм как раз и есть те, от которых общество с помощью государства и хотело бы избавиться, потому что они препятствуют общественному прогрессу, например преступность). Сразу заметим, что данная формула не математическая, а диалектическая – она наглядно демонстрирует значимые тенденции в общественном развитии. Впрочем при небольших преобразованиях с ее помощью можно построить схемы воспроизводства по отраслям общественного хозяйства как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
В общем виде механизм действия закона общественного прогресса достаточно прозрачен: создание новых более производительных рабочих мест (за счет роста производства средств производства) создает необходимые предпосылки для экстенсивного развития, при одновременном высвобождении живого труда за счет роста его производительности (интенсивного развития), а также за счет увеличения рождаемости, чтобы высвобожденный живой труд можно было применить в новых производствах. Высвобождение живого труда за счет роста производительности материально-технической базы производства создает необходимые предпосылки для увеличения свободного времени индивида, развития культуры в обществе и интеллектуальных способностей всех его членов.
До появления СССР ни одно общество не управляло общественным прогрессом в полном смысле этого слова, все развитие происходило в соответствии с законом, но под вынужденным давлением последствий его действия. Например, все войны были спровоцированы ростом материальных факторов производства при ограниченности жизненного пространства и «излишками» населения, которые пополняли вооруженные силы и уничтожались во время войн – это, пожалуй, самое рациональное объяснение роли насилия в развитии общества. С позиций этого закона находим ответ и на вопрос о первоисточнике терроризма. Общество всегда «чувствует» необходимость перемен в противовес своим элитам, которым перемены смерти подобны, и чтобы побудить элиту к переменам, отдельные пассионарии или их ячейки идут на организацию террористических актов, возбуждая нестабильность - нестабильное общество наиболее способно к переменам, а иных средств в их распоряжении просто нет, так как любое общество охраняет себя от потрясений и никому не позволяет себя разрушать. Если говорить о преступности вообще, необходимо отметить, что общество осознанно или стихийно создает сферы приложения труда для преступников, а поскольку человек сейчас воспитан на том, что он трудом обеспечивает свою жизнедеятельность, он это начинает делать для себя наиболее рациональным способом, т.е. с наименьшими затратами своей жизненной энергии, хотя в действительности любой преступник препятствует в той или иной степени общественному прогрессу, за это он и должен нести ответственность перед обществом, а мера ответственности может определяться в зависимости от того, каким способом, указанным в уголовном кодексе, он преступает закон. Отсюда следует, что только осознанное руководство обществом способно обеспечить его прогресс без вселенских потрясений, т.е. тогда, когда все без исключений члены общества осознают в полной мере, что они делают, с какой целью делают, как делают и какую несут ответственность за свои действия, препятствующие общественному прогрессу.


Как же влияют на общественный прогресс «права человека» как явление современности. С одной стороны, развитие общества в соответствии с законом общественного прогресса является лучшей гарантией соблюдения всех без исключения прав человека в обществе, так как оно обеспечивает постоянное воспроизводство всех ценностей человечества в явно выраженном расширенном масштабе: право на труд-жизнь, на семейные ценности, образование, здравоохранение, культурное развитие, свободу вероисповеданий и т.д. Что же касается так чтимой сегодня свободы слова, то после «карикатурного скандала» даже журналистам, кажется, стало понятным, что любое слово, сказанное в противовес общественному прогрессу способно так отозваться, что никому мало не покажется, потому как общественный прогресс - для всех без исключений. Тема влияния сознания на общественный прогресс выражается несколько расширенной старой формулой «Бытие определяет сознание, но сознание руководит развитием бытия». Активность сознания в трудовой деятельности отмечена еще К.Марксом, а затем В.И.Лениным явно выражена в «примате политики над экономикой». Но коммунисты-материалисты на этих моментах внимания не заостряли, боясь обвинений в идеализме и это обстоятельство, несмотря на тотальный контроль над обществом, не позволило им подняться до научного управления общественным развитием на основе закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства. Этот закон без сомнения действовал, но действовал не в полном объеме, - благодаря нему осуществлялся только процесс планирования без осознания механизма действия закона (можно включать и выключать свет, не зная законов электричества). Нагляднейшим образом активность сознания проявилась в нашей истории последних лет, начиная с горбачевской перестройки. Это был возможно последний, в череде всех других, случай, когда средствами убеждения обществу было навязано ложное мнение о преимуществах капитализма, которое превратилось в мотив деятельности одной части общества при полном безразличии большинства. Как же могло так случиться, что одна небольшая группа людей смогла внедрить свои идеи в общественное сознание, которое и свершило революционный возврат Советского Союза в капитализм. Дело в том, что всей предшествовавшей историей человечества были созданы необходимые условия для этого. За всю историю человечество испытывало на себе различные модели общественного устройства, но все они были ложными, не соответствующими объективной действительности, однако Вера в Свободу, Равенство и Братство, порожденная Великой Французской Революцией, сохраняется до сих пор и люди продолжают надеяться на осуществление этих идеалов в качестве законов общественного бытия.
Что же происходит в самом общем виде с правой и левой частями нашего равенства под действием закона общественного прогресса. В результате сложившегося разделения труда в любом обществе существует определенный набор сфер приложения труда, по которым распределяются все члены данного общества. Естественная способность человека мыслить, создает внутренний мир этого человека, его сознание, в свою очередь сознание вторгается в окружающий мир и создает идеальную картину предстоящих изменений в нем. Воздействие сознания на окружающий мир человека происходит на основе законов диалектики, благодаря которым поддерживается постоянное взаимодействие между внешним и внутренним миром человека, при этом на основе этого взаимодействия изменяется как сознание человека, так и окружающий его мир. Это взаимодействие происходит следующим образом: человек получает новое знание (информацию) извне или перерабатывая свои знания в соответствии с естественными законами. Полученное новое знание испытывается практикой, осознается человеком в качестве нового и становится после этого мотивом его деятельности. Естественным результатом этой деятельности является продукт труда, который поступает в сферы приложения живого труда. Если новый продукт труда просто замещает выбывающие средства труда и средства потребления, он является продуктом обычной рутинной деятельности человека, если новый продукт труда более высокого качества, более производителен и требует для своего обслуживания меньших затрат труда, этот продукт вписывается в общественный прогресс, хотя и требует значительных дальнейших усилий человека для получения реального результата в продвижении на более высокую ступень, так как любое изменение по своей природе задерживает на какой-то период развитие любой сферы приложения труда и только осознание возможности получения более высоких результатов в будущем позволяет человеку вводить изменения в существующую практику, несмотря на возможные задержки в развитии. Это осознание необходимости развития есть создание необходимых условий для функционирования всех сфер приложения труда и самого живого труда и, прежде всего науки, образования и культуры, здравоохранения, так как эти отрасли обеспечивают формирование общественного сознания, которое руководит развитием бытия.
Постепенное накапливание изменений в сферах приложения труда в определенный момент времени приводит к критической массе этих изменений, которая требует управленческого воздействия для предотвращения наступления кризиса, способного разрушить и уничтожить достигнутые результаты. К тому же и в правой части нашего равенства возможны критические последствия и первое проявление таких последствий – безработица как результат отсутствия осознанного управления прогрессом в области производства, а лишение человека возможности работать, означает лишение его полноценной достойной человека жизни. Дело элиты общества как раз и заключается в руководстве развитием бытия, которое в свою очередь будет служить надежным фундаментом для общественного сознания, формируемого элитой. Такой элитой в истории была русская интеллигенция. На основе существовавших тогда представлений она пыталась, как могла, обустроить бытие русского народа и в этом ее коренное отличие от любой другой интеллигенции.

Однако вернемся к механизмам действия закона общественного прогресса. Раскрыть механизм действия закона означает раскрыть и описать хотя бы основные противоречия, на основе которых происходит развитие системы (явления) или ее частей, а вместе с ними и механизмы воздействия на все стороны противоречий и их взаимодействие между собой.
Существующая действительность во всем ее многообразии отражается в общественном сознании. Основным требованием к такому отражению является его адекватность, вытекающая из требований закона соответствия уровня развития общественного сознания уровню развития объективной действительности, при этом формулировка закона соответствует повседневной практике познания. В процессе познания человек достигает определенный уровень соответствия между познаваемым объектом и его отражением в сознании, при этом, чем выше уровень такого соответствия, чем точнее отражены признаки явления в сознании, тем выше степень познания данного явления, тем больше возможностей для сознательного управления развитием этого явления. Противоречие между объективной действительностью и отражающим ее общественным сознанием выступает главным противоречием жизнедеятельности людей, в процессе которой обеспечивается общественный прогресс и формирование общественного сознания, адекватного объективной действительности.
Нижеизложенная схема, на наш взгляд, дает наглядное представление о содержании общественного прогресса, она отражает все его основные движущие противоречия, в свою очередь, подлежащие детальному исследованию.
Достаточно беглого взгляда на предложенную схему, чтобы убедиться, что она является идеальным отражением противоречий материальных условий общественного бытия в левой части схемы и противоречий общественного устройства - в правой части схемы. Такое распределение противоречий находится в полном соответствии с природой их возникновения в процессе функционирования общества. Сами противоречия объективно существуют и «работают» независимо от воли и сознания людей. Когда же человек отражает эти противоречия в своем сознании, они «проявляются» и становятся частью общественного сознания и посредством последнего – объектом управления тем явлением, в основе развития которого они лежат, при этом управлять необходимо каждой стороной противоречия в отдельности (в силу их противоречивости), т.е. отслеживать влияние изменений в каждой стороне противоречия на взаимодействие сторон и на другую сторону противоречия. Об управлении мы поговорим позже, а сейчас коротко рассмотрим общую картину противоречий и их воздействие на процесс функционирования системы общественного бытия.