Мы не рабы - рабы не мы.

На модерации Отложенный

Читая про суд в Таджикистане над Российскими летчиками, мне вспомнилось как жилось русским в этой солнечной республике в годы советской власти. Хотя оассказ не об этом, но это частица менталитета этого народа.

 

Мы не рабы, рабы не мы

     Так писали ликбезовцы в годы освоения уроков письма. Но в советское время мы были рабами. В основном это касалось колхозников, учеников, студентов. Рабский труд был особенно распространен в хлопкосеющих республиках Союза. Осенью, поголовно, все население, от мала до велика, выгоняли на сбор хлопка, не считаясь, с возрастом, здоровьем, тем более с желанием.

     Учеников школ в далекие 50-е годы привлекали уже в младших классах. Уже со второго по четвертый класс, у нас отбирали портфели после уроков, запирали в учительской на замок, выстраивали в шеренгу и вели к ближайшему полю собирать хлопок. Работали часа два, вываливали все в общую кучу и затемно возвращались домой. В советское время, это называлось «трудовое воспитание по Макаренко». Но мы не были преступниками. Я согласен, производительный труд в школе является хорошим средством обучения и воспитания, но не в такой же уродливой форме!

     С пятого по седьмой классы, детей возили на сбор хлопка ежедневно в течении полтора-двух месяцев. Везли на открытых машинах, битком забитых детворой. Вечером после работы, подвозили домой к школе. Родители собирали нам на обед  - «шахтерский тормозок». На полевом стане, хирмане, был только чай. Вред такого трудового воспитания оцените сами.

Но это еще не все. В декабре – январе месяцах, в спортзал школы завозили курак (не созревшие коробочки хлопка) и после уроков, школьников заставляли его очищать, т.е. отделять оболочку от волокон. Получалось месиво из мокрых волокон, никуда не пригодных для использования, но зато республика выполняла план по сдаче государству хлопка-сырца. Однако, тематика патриотизма, выращивания республикой «белого золота»  присутствовала всегда – даже на уроках таджикского языка мы разучивали стихотворение Абулькасыма Лахути «Пахта, пахта чон пахта»   Старшие классы отправляли на хлопок с ночевкой. Вывозили в колхозы, где школьников размещали иногда даже в помещениях для скота. На пол стелили солому, на нее мы клали свою постель (матрац  и старенькое одеяло). Целый день работали в поле, несмотря на погоду. Кормили три раза в день. На завтрак давали три кусочка сахара, на обед и ужин готовили какую то баланду, хуже, чем для заключенных. Света в «казарме», так мы называли эти сараи, не было. Для освещения учителя зажигали фонарь «летучая мышь». Чем занимались в это время? Конечно, играли в карты, рассказывали анекдоты про Пушкина, или просто говорили про девчонок. В шестидесятые годы, условия проживания школьников в колхозах улучшились. Стали размещать в помещения с деревянными полами, кое-где уже было электрическое освещение, стали платить копейки за собранный урожай, отвозили и привозили в автобусах. Как не крути, это был не производительный, а рабский труд, не помощь государству,  и тем более, не средство воспитания.  Хочу отметить, что, будучи учащимися техникума,  мы свободное от работы время  на хлопке, проводили более интересно. Иногда, тайком от преподавателей распивали вино, ходили по гостям в соседние бригады, где устраивались танцы. Местные власти из кожи лезли в угоду советскому партийному руководству - план любой ценой.