11 ноября 1941 года, 143-й день войны глазами врага 60 лет назад

Обстановка на фронте

В общем существенных изменений не произошло. Группировка сил и намерения противника в районе между Тулой и Донбассом по-прежнему остаются неясными. Без сомнения, весь район до Дона в основном оставлен противником. При этом он, видимо, сместил свои силы, отошедшие из этого района, к северо-востоку (на Воронеж). Положение в полосе танковой группы Гудериана, вне всякого сомнения, крайне напряженное. Гудериан не сообщает никаких подробностей об обстановке. Он имеет здесь по меньшей мере равные силы с противником, а возможно, даже превосходит его. На остальных участках фронта существенных изменений не произошло.

Разговор с генералом Грейфенбергом:

У нас и у командования группы армий «Центр» существуют различные точки зрения по вопросам:

а) О сроке возобновления наступления. Мы считаем слишком ранний срок опасным, так как не будет возможности обеспечить войска достаточным снабжением.

б) О роли, которую должна играть в наступательной операции 2-я танковая армия.

Просьба, до принятия командованием группы армий окончательного решения постоянно сохранять с нами тесный контакт.

Разговор с фон Боком по тем же вопросам, которые были затронуты в разговоре с Грейфенбергом.

К пункту «а»: Командование группы армий поставило перед собой в приказе ближайшую и конечную цели наступления. Фон Бок считает, что состояние войск делает сомнительным выполнение даже ближайшей задачи. Поэтому он поставил своим войскам предварительную ограниченную цель: выход к Москве-реке в районе Москвы и к каналу Москва — Волга.

Запасы снабжения пока не соответствуют поставленной задаче. Боеприпасы, необходимые для ее выполнения, еще на подходе. В результате создание запасов, не считая ежедневного боевого расхода, невозможно.

В случае нормального подвоза боеприпасов создание необходимого их запаса будет закончено в несколько дней.

Точка зрения фон Бока: если даже мы достигнем только промежуточной цели («синица в руках»), то и тогда следует начать наступление, так как всякое ожидание приближает угрозу наступления суровой снежной зимы. Может случиться, что мы, продолжая выжидать, когда соединения накопят достаточную ударную силу, будем застигнуты врасплох неблагоприятной погодой и вообще не сможем начать наступление. Оперативных «трюков» больше делать нельзя. Перегруппировка войск невозможна. Нужны лишь целеустремленные тактические действия, сообразующиеся с обстановкой.

К пункту «б»: Противник предпринимает мощные атаки против танковой армии Гудериана. Обстановка не вполне ясная. 2-я танковая армия оттянула на себя, силы противника, находящиеся южнее Оки, и таким образом настолько облегчила положение 4-й армии, что у нее есть возможность перехода в наступление. Даже не подвергаясь атакам противника, Гудериан вряд ли смог бы сейчас отбросить противника, находящегося перед его фронтом. Однако на выполнение задачи, стоящей перед Клюге (4-я армия), это не влияет. Командование группы армий развернуло 35-й армейский корпус 2-й армии резко влево...

Обстановка на фронте вечером (дневная сводка)

Успешные бои на правом фланге танковой группы Гудериана. Условия передвижения на северном фланге 2-й армии, по-видимому, также несколько улучшились. Видимо, небольшой мороз. На остальных участках фронта существенных изменений не произошло.

Из «Военного дневника» и личных записей одного из главных организаторов и проводников агрессивной политики фашистской Германии, бывшего Начальника генерального штаба Франца Гальдера. Отсчёт ведёт с 14 августа 1939 года, понедельника.

http://militera.lib.ru/db/halder/1941_11.html