Природа хакерства
Хакер. Слово, прочно вошедшее в повседневный обиход. Хакеры мешают людям жить, нацелены исключительно на вредительство и криминал. Вот что должен понимать современный обыватель (в самом хорошем, не обидном понимании этого слова), почитав прессу, посмотрев телевидение, выйдя однажды в сеть Интернет. Ну и народ эти хакеры.
В конце 60-х, начале 70-х г.г. прошлого столетия все престижнее и распространеннее становилась профессия программиста, СССР приступил к массовому копированию образцов зарубежной техники, в первую очередь компаний IBM, DEC, НP. Возникли отечественные линии компьютеров серий ЕС, СМ-4, СМ-2. Создавались крупные коллективы, способные заставить работать компьютеры отечественного производства под управлением общесистемного программного обеспечения зарубежных производителей. Перелопачивались исходные тексты программ, менялись названия операционных систем, по мере возможности, сил и сроков переводились на русский англоязычные сообщения и комментарии, сопроводительная документация. Индустрия требовала притока все большего числа специалистов, которым приходилось учиться в ходе работы. Массовыми тиражами в издательствах «Мир» и «Финансы и статистика» выходили книги по теории и практике программирования, операционным системам, системам управления базами данных и т.д. Слово «хакер» не звучало в повседневности.
Хороший системный программист имел в обществе не меньший вес, чем хороший нынешний топ-менеджер. Его работа, упрощенно говоря, основывалась на полном понимании функционирования вычислительной системы, как единого целого, умении быстро выявить и исправить возникающие ошибки, дописать фрагмент кода в операционную систему или исправить уже существующий код. Вопрос: «На каком языке Вы программируете?» вызывал усмешку. Переход от одной архитектуры компьютера к другой или от одной операционной системы к другой трудностей не вызывал.
Важнейшей составляющей подготовки классных специалистов стал разбор и адаптация исходных текстов операционных систем, как сказа ли бы сейчас, «взлом». Не в этом ли истоки современного хакерства? Нет, не в этом. Отказ страны от продолжения разработки собственных вычислительных систем и переход на копирование западных образцов можно толковать по-разному, но одно, несомненно, – появилась массовость в профессии и возможность пройти хорошую практическую школу. В теории отечественная наука всегда была сильна, но практика требовала массовых приложений. Массовость наряду с теорией стала основой профессионализма.
Что же заставляло людей работать по 12-14 часов в сутки, разбирать коды, читать, экспериментировать, учиться. Ответ прост – стремление узнать и понять. То же, что заставляет ребенка ломать игрушки. Автор этих строк, в свое время, испытал огромное удовольствие и удовлетворение, проведя два месяца в КБ пензенского завода «ВЭМ» за переработкой супервизора операционной системы IBM. Слово «хакер» все еще не звучало в повседневности.
Появление персональных компьютеров, развитие телекоммуникационных технологий, объективные потребности общества, привели к еще более массовому притоку людей в индустрию. Появился и символ новой волны индустрии Билл Гейтс – удачливый пример успеха, человека работающего в области высоких технологий. Новое поколение осваивало компьютеры довольно кривой архитектуры. Им пока было невдомек, что восхищаться следует не тем, что Гейтс решил простенькую задачу – написал интерпретатор языка Бэйсик, а тем что сделал это вовремя для нужной архитектуры и получил поддержку в развитии нового направления – персональные компьютеры.
И если научно-техническая составляющая работы Б. Гейтса, по мнению автора, внимания не заслуживает, то развитие возглавляемой им компании заслуживает непременно. Но это не тема данной статьи.
Массовость в работе с персональными компьютерами дала не только новый виток развития профессионалам. Проявился негативный ее аспект, обилие программного обеспечения для ПК требовало его практического применения, профессионалы «ушли в тень». В области программирования появилось столько же «знатоков», сколько всегда было в области политики или медицины. Распознать человека, умеющего отличит стек от дека стало непросто. Но людей хотевших знать и уметь появлялось все больше. В немалой мере этому способствовал и серый рынок программного обеспечения, снабжавший желающих всем необходимым. Автор не оправдывает компьютерное пиратство, хорошо сознавая вред, приносящий им как отдельным отечественным компьютерным компаниям, так и государству в целом. Еще понятнее, что пользоваться нелицензионным программным обеспечением унизительно, но… Диалектика – великая наука. Серый рынок живет не только в России. Впрочем, и это совсем иная тема. Слово «хакер» уже звучало в повседневности.
Наряду с людьми, желающими понять, в массовом порядке стали появляться люди, желающее не столько понять, сколько применить чужие знания для реализации собственных амбиций. Не написав не единой строки собственного кода, они стремятся пользоваться инструментами и идеями, созданными людьми, проводившими много часов за экраном, для того чтобы действительно знать и уметь, теми, кто и есть в истинном понимании хакер. Однако, от этих людей, метко названных на одном из «круглых столов», проводимых автором этих строк в Центральном Доме журналиста, «крипторукими мальчиками», столько шума, что понятие «хакер» становится нарицательным. Есть еще и небольшой процент людей идущих в криминал. От них тоже шуму много.
Понятно, что результаты хакерских работ, как правило, выплескиваются наружу. Нормальному человеку свойственно утверждаться за счет собственных успехов, которыми хочется поделиться с ближними, и грань тут тонка. Да и опробовать идеи на чем-то нужно. Не все в запале дают себе отчет, что могут и навредить, но ведь открыто делятся своими мыслями и наработками. Создается ситуация, хорошо описываемая известной поговоркой: «На то и щука в реке…».
Что изменилось с начала массового внедрения компьютеров в различные отрасли экономики в прошлом веке. Практически ничего. Почему? Компьютер остался двоичным. Менялись названия методов программирования, менялся инструментарий, но внешне, для пользователя. Фундаментальные основы программирования остались прежними. Показательным можно считать современное переиздание книг Д. Кнута «Искусство программирования для ЭВМ». Правда, существенно расширилась сфера работ благодаря, главным образом, стремительному развитию телекоммуникаций и связи. Совершенствование микропроцессорных технологий даст новый виток в развитии параллельных вычислений и, следовательно, не за горами новый всплеск работ в области искусственного интеллекта.
Что изменилось в профессиональной среде? Да то же мало что. Были, есть и останутся люди, стремящиеся к высокому профессионализму, готовые работать по 12-14 часов в сутки. В основе их работы лежит стремление понять, как и что построено, как работает и почему, что мешает или может помешать этой работе, как ее реанимировать. Ну и здоровое честолюбие, конечно.
Природа хакерства в природе человека.
Комментарии