ВЫХОДНОЙ ИЛИ ПРАЗДНИК?
На модерации
Отложенный
ВЫХОДНОЙ ИЛИ ПРАЗДНИК?
Д.Т.ГОРБЕНКО, А.А.НЕТУНАЕВА
Всё чаще и чаще в социальных сетях встречается отрицательное отношение к празднику 4 ноября - Дню народного единства. Вот, к примеру, в интернете за прошлый год:
"Так чего празднуем-то? Обратимся к РБК и что мы видим: «Между тем некоторые респонденты полагают, что в этот день страна празднует День согласия и примирения (3%), День независимости России, День России, День примирения, День конституции (по 2%), День единства России (1%). Две трети россиян (66%) не считают 4 ноября по-настоящему праздничной датой.» Короче говоря, мягко выражаясь практически всем пох.. на то, что они празднуют, потому что, тупо не понимают. Народу так засрали мозги, что реально начался маразм.
Праздник называется: «День народного единства». Какое единство, вашу мать? Москвичи ненавидят приезжих, питерцы ненавидят москвичей, вся Россия ненавидит Москву и Питер, Кавказ ненавидит и Москву и Питер и всю Россию в целом. Какое единство? Мама вчера рассказывала. Ехала вечером в автобусе, час пик, давка, все злые, мужики толкают женщин, те в свою очередь матюгаются на них, пенсионеры матюгаются и на тех и на других, молодежь, пьяная, кладет х.. на всех скопом, распивает пиво и орет на весь автобус. Проедьте в час пик пару остановок на автобусе или метро и послушайте, поймете, какое у нас «единство». Мама правильно говорит: «Люди озверели, в голодные 90е и то добрее были». Правильнее и уместнее, это праздник нужно было бы назвать: «Пир во время чумы»". Кстати, это слова не последнего блоггера, известного тем, что попросил у В.В.Путина знаменитую рынду, которую тот ему, не скупясь, подарил.
Подобное мнение довольно типично для населения России (см. http://pogoda.mail.ru/discussion.html?mode=userevent&id=138&page=1 ). А что мы, вообще, знаем об этой дате? Как видно из приведенных выше результатов опроса населения (и комментариях к указанному посту блоггера) в мозгах у подавляющего большинства населения – самая настоящая каша.
Такое положение вещей вполне объяснимо. Общество, действительно, расколото. Расколото оно много по каким причинам и принципам. И одним из основных яблок раздора является дата 7 ноября – годовщина Октябрьской революции 1917 года. Одни продолжают в этот день праздновать, а другие не могут не скорбеть и не поминать винно- или безвинно пострадавших в результате этого события. Попыткой уйти от конфронтации было изменение «приказным порядком» (указом президента России от 7 ноября 1996 года) «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества» прежнего названия праздника — «Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции» на «День согласия и примирения». Однако, мало кто согласился «соглашаться и примиряться». Мы уже привыкли конфронтировать со всеми и со вся. И попытка законодательной и исполнительной власти найти некую альтернативу этому «яблоку раздора» – учреждение Дня народного единства тоже была воспринята как очередная «указивка сверху», тем более, что власть, учредив новый «выходной» не очень-то и озаботилась тем, чтобы рассказать народу о том, чего, собственно, празднуем.
Сами-то мы историю вообще, а дореволюционную, в частности, знаем плохо. А уж про Смутное время и говорить нечего – «полная муть». Не даром прошли большевистские усилия по вытравлению исторической памяти народа. Вот мы и хотим пор привычке что-то в эти ноябрьские дни праздновать, а что – да нам по-фигу! К примеру, в этом году, "не в самой последней", мягко говоря, прессе, – в «Московских новостях», – выпускающий редактор МН Никита Петухов даже предложил заменить День народного единства на День поминовения памяти павших в Первой мировой войне 11 ноября.
Ну, как говорится, «приехали»! Что предлагают нам «Московские новости»? И всё вроде там правильно написано. На самом деле, м.б. стоит последовать совету и принять чужие праздники?
Как хорошо! И дата рядом с 7 ноября. И, проиграли мы войну, в которой могли победить. И можно деньги, вырученные на продаже всякой там праздничной символики (как в Британии, маков) которые люди покупают в память о погибших, тратить на помощь ветеранам сначала Первой, а потом и Второй мировых войн (не в пример нашим Георгиевским ленточкам, на которых наживаются только торгаши)! И, вообще, можно, как в Англии День поминовения отмечать в ближайшее воскресенье к 11 ноября и «не заморачиваться» с дополнительным выходным. Кстати, а почему к 11, а не 12 или к 13? Ну, да, было 11 ноября 1918 года подписано Компьенское перемирие, означавшее капитуляцию Германии и конец Первой мировой войны. Между прочим, Россия не участвовала в этом подписании. (Кстати, а в Польше именно 11 ноября празднуют День независимости (Narodowe Święto Niepodległości) в честь провозглашения независимости государства от господства Германии, России и Австрии в 1918 году. Почему бы не порадоваться за соседей?)
Конечно, стоит помнить о павших в Первой мировой, но, во-первых, почему, мы это должны «праздновать» всенародно и с выходным? А во-вторых, почему всех не устраивает (пусть «предложенная» сверху) дата 4 ноября?
Почему, поминая павших в Первой мировой, мы не должны помнить про «какие-то там» «ветхозаветные» победы, которым 400 лет «в обед», и людей, которые для этих побед «за отечество живот положили».
Да, за последние 94 года из нас старательно вытравливали историческую память о том, что было до этой самой Октябрьской революции. И многие из нас даже не знают - что это за памятник стоит на Красной площади в Москве возле храма Василия Блаженного (а до революции вообще, стоял в самом центре площади) - один мужик сидит, а другой его куда-то тянет, да еще зачем-то у них крышка от люка...
А между тем, это ведь памятник нашей российской государственности. И символизирует он не просто победу кого-то над кем-то (наших над ляхами), а то, что на защиту Родины от иноземных захватчиков встал именно народ, "всем миром", без всякой команды "сверху". И, несмотря на то, что это, конечно, была борьба, в основном, по идеологическим причинам – православной идеологии с уже тогда бездуховным Западом, это была борьба за свою Родину в самом широком национальном смысле.
В многочисленных дискуссиях в интернете по данному вопросу – праздновать или не праздновать, с кем, собственно, объединяться – бомжи с олигархами, «нечурки» с «чурками» и чего это , собственно, мы должны праздновать день освобождения какой-то Москвы. Так вот, в войске князя Пожарского были, как раз, именно они, так называемые, "чурки" – татары, башкиры, калмыки, мордва и др. Да, и, вообще, чего это, вдруг, вся страна (а не только "Массква" и ближнее Подмосковье) поднялась, в основном, по всей Волге, и чего-то, вдруг, аж с самого Нижнего Новгорода (а, заодно и Великого Новгорода, Вологды, Костромы, Ярославля, Алатыря, Шацка, Касимова, Торжка, Твери, Калуги, Тулы, Рязани и др.) "приперлось" в эту самую Москву именно народное войско, истинно народное ополчение (да, еще оно было и не одно; а что вы знаете о походе Скопина-Шуйского, к сожалению не дожившего до победы над врагом, но так много для нее сделавшего).
А знаете ли вы, что в это Смутное время ляхи хозяйничали в самом сердце России (и вовсе не только в Москве). Знаете ли вы о героической обороне осажденной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с 1608 по 1610 год, где тридцати тысячам захватчиков противостояли всего три тысячи защитников, половина из которых (если не больше) были женщины, дети, старики, а остальные - простые крестьяне, монахи и священники. И за полтора года осады Лавру так и не удалось взять приступом. Кстати, с 2008 по 2010 можно было отмечать 400 лет со дня окончания этой героической обороны - кто-нибудь об этом слышал?!
А известно ли вам об осаде Смоленска в 1609-1611 годах, который тоже не сдался врагу? К лету 1611 года в Смоленске из 5,4тыс. военного гарнизона и горожан в живых остались около 200 солдат и около 8 тысяч жителей. Решающий штурм начался в ночь на 13 июня со всех сторон. Горожане, несмотря на численное превосходство врага продолжали сражаться, и последние защитники города, проникнув в Успенский собор, где хранились значительные запасы пороха, взорвали его вместе с собой и наступающими поляками. Общие потери, понесённые польскими войсками под Смоленском, составили около 30 тысяч человек. Большие потери и измотанность войска не позволили Сигизмунду двинуться на помощь полякам в Москве (которые были разбиты), и он ушёл обратно в Польшу. Несмотря на то, что в результате взятия города, он на 43 года попал под власть Польши, оборона Смоленска 1609-1611 годов является одной из самых длительных оборон города в условиях сплошной блокады ВО ВСЕЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ!
А с чего это крестьянин Иван Сусанин под Костромой завел поляков в болото (где та Кострома, а где - Москва, посчитайте километраж). А что это за восстания и партизанская борьба против польских интервентов в Вологде, Галиче, Пошехонье, Устюжне, Юрьевце, Городце, Балахне и даже(!) Великом Устюге – карта прилагается). А штурм шведами в 1611 году Соловецкого монастыря (он даже на карте не уместился), который был отбит?
ВСЯ СТРАНА БЫЛА ОБЪЯТА ПЛАМЕНЕМ ВОЙНЫ И НЕИСЧИСЛИМЫХ БЕДСТВИЙ.
Вы только вспомните, сколько лет продолжалась смута, если закончилась она только в 1612 году и какой ущерб она нанесла России, если даже после снятия осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в окрестных деревнях от голода и болезней в течение года-двух умерло около 30 000 человек, а монахи только тем и занимались, что ежедневно объезжали села, собирали трупы на телеги и только успевали, что отпевать и хоронить люд.
А сама русско-польская война, начавшись в 1605, в 1612 не закончилась, а продолжалась еще до 1618г.
Кстати, внимательно изучите приложенные карты! Вы видите где границы оккупированных Польшей и Швецией территорий, и что к ним отошло по Столбовскому договору 1617г. (результаты последнего пришлось потом отвоевывать аж Петру I через сотню лет) и Деулинскому перемирию 1618г.! Кто-нибудь знает истинный смысл поговорки «Загнать за Можай»! Не знаете? – Внимательно посмотрите на карту. Видите, где западная граница российского государства? Это там, где на одной карте желто-зеленые полосы, а на другой – черненькие точечки. Ну, и далеко от этой границы Можайск? Да, тот самый, что сейчас в Московской области! Так вот, «загнать за Можай», буквально, означало «изгнать из пределов России» (типа, очень далеко!). А теперь, тоже посчитайте километраж – где Москва, а где граница с Польшей! И у вас еще есть сомнения в значении победы над ляхами для судьбы России?
В этом году 400 лет со дня окончания героической обороны Смоленска, это кто-нибудь вспоминает? Помнят ли об этом в самом Смоленске? О блокаде Ленинграда мы пока помним.
В 1649 году, по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения», наследника престола царевича Димитрия, царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы» (дотоле отмечавшийся с 1612 года местночтимо в Москве). Праздник стал общегосударственным. Только после 1918 года вместо него стали праздновать 7 ноября.
Мы заменяем праздник или возвращаемся к истокам? 94 года или 400 лет? Что важнее для нашей памяти? Если события почти столетней давности раскололи общество и до сих пор являются камнем преткновения для достижения национального единства, то события четырёхсотлетней давности, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «напоминают нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Это было давно и можно забыть? Срок давности на историческую память уже истек?
Важен ли для нас праздник 4 ноября - день народного единства?
Комментарии