Заместитель главного редактора журнала «Анив», кандидат технических наук, эксперт по проблемам военной и национальной безопасности Рачья Арзуманян назвал анализ Эль-Мюрида поверхностным, что впрочем, не означает, что выводы не верны. По его словам, порой тенденции выражены так чётко, что и грубый анализ позволяет их выхватить, но тут выбраны не самые важные параграфы выступления, там всё важно.
«Несколько озадачивает стремление найти ошибки в переводе и прочее, хотя я пишу, что это не перевод, а пересказ. Причём не полный и всеобъемлющий, как и краткий анализ. Также озадачило стремление убрать фамилию. Понимаю и принимаю, что такого рода тексты и комментарии должны появляться не в Арцахе и взялся за работу, выждав неделю и убедившись, что никто реагировать не собирается. Возможно, нахождение в Степанакерте, в 30 км от линии фронта и на границе противоборства двух подходов и видений будущего Евразии и России на самом деле обостряет интуицию, мозги, позволяя выбрать в потоке наиболее важные работы и тренды, которые в пока что „благополучной“ России и Москве не просматриваются. Скажем, ещё весной я вновь отвлёкся и сделал работу „Кавказ как фокусная точка геополитического соперничества“. Она по большей части осталась вне поля внимания российского экспертного сообщества, отследили только узкие специалисты. Тем не менее, последующие тренды, та же встреча в Казани по Арцаху, движение „отделим Кавказ“ и прочее показывают, что Запад работает системно и целенаправленно, и основная арена противоборства — геополитика и геостратегия», — подчеркнул Арзуманян.
По его словам, статья, к сожалению, остаётся актуальной, и Россия пока не сделала выводы, даже после казанской геополитической провокации, устроенной Западом.
«В российско-армянских отношениях пока что только раздражение и эмоции — эмоциональные шаги, что не может не тревожить. Наше поколение „советских“ объективно уходит и вместе с нами возможность сбалансированной ответственной политики и стратегии. На смену идут выпускники „гарвардов“ — с обеих сторон. Блестяще образованные мальчики и девочки, мягко говоря, далёкие от жизни — армянской и российской соответственно. Будет очень и очень сложно. А Россию похоже на самом деле расчленять не будут. Ряд работ и выступлений позволяет говорить о другом сценарии — той же колонизации России. Звучит непривычно для уха, но, похоже, что долгосрочные тренды именно таковы. Для реализации надо ещё „чуток“ прижать русский народ, усилив имеющиеся демографические тренды», — прокомментировал эксперт.
Публицист Михаэль Дорфман напротив, не понимает такого интереса к личности и высказываниям Бжезинского в России: «После 1979 года он больше не у дел в реальной политике и его мнение, пусть и влиятельное, мало учитывается в принятии решений. Тезис Бжезинского заключается в том, что, учитывая где Россия находится, кто её соседи и какие у них амбиции, то ей лучше держаться Запада. С этим трудно спорить. Сторонником „единой и неделимой“ он вряд ли когда-то являлся».
Он обращает внимание, что интеграционный процесс в Европе сегодня зашёл далеко и оказалось, что он поощряет различные виды культурной автономии куда больше, чем старые европейские государства. «Мне как-то пришлось побеседовать с депутатом Европарламента от Уэллса Джилл Эванс. Она говорила, что не так опасно допустить широкую независимость её родного Уэллса, Шотландии или, скажем Страны Басков и Каталонии, в рамках Евросоюза, чем в узких рамках Великобритании. Так, что интегрция России, Украины и других стран неизбежно приведёт к большей, а не меньшей региональной и национально-культурной автономии для их меньшинств, скажем татар в России или русских на Украине. Создаётся новая общность, где гражданское важнее этнического. В этих рамках рассуждения о том, видит ли Бжезинский участие России, как целого или желает ей распада как-то теряют смысл».
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков уверен, на сегодня речь Збигнева Бжезинского можно рассматривать только как пиар-ответ на статью Владимира Путина. Напомним, 4 октября в газете «Известия» вышла статья Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». В статье провозглашается стратегия на построение Евразийского союза в ближайшее десятилетие. «Для Збигнева Бжезинского — это крах всех его планов, на реализацию которых он положил всю свою долгую жизнь. Он не мог смолчать и выступил с ответной речью 14 октября в Нормандии при получении премии Алексиса Токвиля. Сказал он, в моём понимании о том, что возрождение Запада должно происходить с помощью России и за счет её ресурсов. При этом важно отметить, что Евразийский союз, как идентичность, по его мнению, не должен существовать как цивилизация. Так что если мнение Бжезинского не является личным мнением пенсионера, а проговариваемым мнением Госдепа, то неизбежна война или отказ российских лидеров от каких-либо интеграционных планов на постсоветском пространстве», — резюмировал Сибиряков.
Комментарии
Тем более историческая Россия осталась в прошлом.
Какой "народ" сейчас может консолидироваться?
Тот у которого не осталось ни национального
самосознания, ни традиций?
Да и этот скоро будет в меньшинстве.
Англия и США , давние противники России. История, не более
А вы их спросите , хотят ли они объединяться.
Думаю нет.
ПРО, тому подтверждение.
Дарагой Збигнев, мы вас в России очень уважаем за ваш труд и помощь в отделении от России 14-ти не профильных активов-) Теперь у нас во всех мировых организациях намного больше союзников,
старая твоя тупая голова-) ( последнее можно не переводить)-)
Комментарий удален модератором
Отсюда следует парадоксальный вывод - первым евразийцем был не граф Николай Трубецкой а Ленин. Евразийцы же только задним числом подвели теоретическую базу под идею прав коренных народов и сформулировали ее весьма мутно.
невозможно, если только не уничтожить полностью, ослабить, разделить, можно и нужно, тогда наши ресурсы будут, со временем востребованы сильными мира сего, добывать их будут нашими руками и практически бесплатно. Использовать ядерное оружие против нас, это значит обречь и весь благополучный мир на гибель. Это оружие может себе позволить только сильная страна, ослабь, раздели и властвуй.