Идиотизм в прагматизме

На модерации Отложенный

 

Прагматизм – это игра. Определенно не наша.

 

Мы русичи, потомки полян - зеленая трава на безграничной поляне – Пространстве.  Мы открыты. Мы – люди Перспективы, манящего Горизонта. Мы поклоняемся Пространству как Тайне , как Вечности. Наше любовное ощущение Жизни выходит за пределы территориальных границ. Как ни дико это звучит для потомков конкистадоров, в нас мало чего от их предков, завоевателей материй и пространств. Наши безбрежные территории потянулись к нам сами – за редким исключением, ныне ставшим нашей головной болью. Туземные народы покорял не столько наш меч, сколько наша удаль, да еще любопытство, удивление по поводу распростертости мира. Мы не причиняли покоренным народам зла, мы их просто вобрали вместе с их территориями и традициями, что называется, признали их за людей. Мы вобрали их, они вобрали нас – симметрия, исторически закостеневшая обратимость. Наше пространственное зрение-поклонение нашло туземцев диковинной порослью, прежде скрытой за горизонтом; мы поклонились не их материям, злату-серебру, а открывшемуся в них пласту Жизни, а с ней и собственного одухотворения. Наше русское чувство не вбирает, а отдается, не сохраняет, а расточает. Мы расточительны в чувстве и инфантильны в разуме. Мы сама пустота, призывающая к наполнению. Потому и история нашей России нечто полнящееся и геометрическое, некая драма горизонтов, стипл-чез сквозь частокол параллелей и меридианов.

А нам говорят: прагматизм!

Эта сентенция взята мной из текста, изложенного в сайте, так сказать, по другому поводу. Мне показалась очень уместным предварить ею разговор об эксплуатируемой ныне властью парадигме экономической выгоды в отношениях со всеми народами, включая наших недавних союзных друзей-побратимов, ставших ныне соседями.

Здесь первым приходит в голову термин: «меняла». Меняла – это кто или что? Циничная рассудочность, ищущая выгоду в пошлых материях. Ничего более.

И ничего более несовместимого с национальным чувством, ориентированным на со-чувствие, союзничество, ментальное самоизлучение. Это наше сочувствие и должно бы стать идеологией в иностранных делах, превращать Россию в квочку-наседку, пекущуюся об общем благополучии; ан нет – прагматизм, благополучие в удобной для нас адекватности, торговой асимметрии.

Адекватный размен, или  размен вовсе надувательский, конечно, уместен, но только там, где нет никаких исторически сложившихся ответственностей и симпатий; во всех остальных случаях он ведет к разрушению национального духа.

Купеческая идеология по всем измерениям, как говорится, себе дороже.

Наши власти, потерявшие чувство ментальных интуиций, тычут нам в физиономии эту самую правду менял, которой нам недостает по определению божьему. Они выезжают на прагматике как на вопле неудовлетворенных национальных инстинктов. Зачем они это делают? Чтобы хоть чем-нибудь прикрыть дыру в ясновиденье, идеологическую немощь, словом, все те пустоты, что окружают их единственную «идеологию»: власть ради власти.

Они и продолжат эту свою «идею» в естественном для России политическом сценарии евразийства до тех пор, пока не угробят ее плоско понимаемыми приоритетами.

Вот почему нам с вами надо держать нос по ветру, различать в прагматизме не только цвет денежек, но и «романтическую» линию ментальной правды, понимать, от кого взять задорого, а кому и дать затак. Циничный прагматизм с оттенками разумного надувательства должен быть не доминантой, а крайней линией спектра наших взаимоотношений со всем миром, адекватным ответом на козни наших недоброжелателей или вовсе врагов. В некоторых же линиях мы повязаны братским чувством,  совестной ответственностью, уйти от которых никак не можем. Квоктать здесь уместнее, чем размениваться зернышком за червячок.

Это тоже наша выгода.

Не иллюзорная сиюминутная, а долговременная и подлинная, относящая себя к прошлому, настоящему и предстоящему.