Ближний Восток и неоправданный оптимизм Обамы

Уверенно комментируя казнь бывшего ливийского диктатора, Барак Обама заявил: "Смерть Муаммара аль- Каддафи показала, что наша роль в защите ливийского народа, и помощь ему в освобождении от тирана, была правильным делом". О своем решении вывести все американские войска из Ирака в течение двух месяцев, Обама утверждал:  "В Ираке мы преуспели в нашей стратегии по прекращению войны". Затем он сделал триумфальной вывод из этих событий, хвастаясь, что они показывают, что "война идет на спад" и "мы вернули Америке лидерство в мире".

Очень удобно: поскольку непопулярная внутренняя политика Обамы (особенно в области здравоохранения и занятости) отражается на его рейтинге, то теперь он объявляет о своих внешнеполитических успехах. Представители демократов рекламируют свои международные достижения: "У террористов и диктаторов, - говорят они, - "нет эффективного средства против Барака Обамы".

Но Ближний Восток учит осторожности, многое, скорее всего, пойдет не так в Ливии и Ираке. Обама еще пожалеет о своем хвастовстве.

В Ливии, неясно, кто окажется в руководстве Национального переходного совета и будет управлять страной. Пока имеются две фигуры: Махмуд Джибриль (р. 1952; также известный как Махмуд Джибриль Эль Варфалли) выступающий в качестве временного премьер-министра в НПС. Он получил степень доктора философии по политологии в Университете Питтсбурга, где он преподавал стратегическое планирование. Опубликовал десять книг, в том числе хорошо принятую “Проекция и идеология в политике США в отношении Ливии, 1969-1982”, и основал компанию своего имени по профессиональной подготовке менеджмента и консалтинга.

В отличие от него, Абдель Хаким Белхадж (р. 1966), военачальник Триполи, участник войны в Афганистане в 1988 году против СССР, лидер Ливийской исламской боевой группировки, был арестован в 2004  ЦРУ, который передал его Каддафи, а тот содержал его в тюрьме до 2010.

Эти два кандидата противоположны друг другу по взглядам: Один – ливийский лидер, занимавший престижный академический пост в США, а другой – заявляет, что его пытали в ЦРУ. Один – желает интегрировать Ливию в западный мир, а другой – мечтает возродить халифат.

Хотя Белхадж заявил о своей лояльности по отношению к НПС под руководством Джибриля, он противился усилиям правительства взять под контроль военные подразделения.

Остается неясным, как именно будут развиваться отношения между гражданским руководством и разрозненными воинскими частями. Большее беспокойство вызывает то, что Джибриль объявил о своей отставке в воскресенье, после того, как председатель НПС призвал к созданию конституции, «основанной на нашей исламской религии». Если Ливия станет исламской, Обама будет тосковать по Каддафи.

В Ираке, утверждение Обамы об окончании  войны, напоминает вызвавшее смех выражение Джорджа Буша "Миссия выполнена" в речи 1 мая 2003 года, когда он преждевременно объявил, что "в битве за Ирак победу одержали Соединенные Штаты и наши союзники", тогда как  настоящая война только начиналась. При теперешнем изгнании американских войск, Тегеран может по-настоящему захватить страну и превратить ее в сатрапа (древнеперсидское название для подчиненных государств).

Игнорируя американские предупреждения, Тегеран уже вмешивается в политику Ирака, спонсируя боевиков, поддерживая терроризм, направляя в страну свои военные контингенты и готовясь к большему. Вывод американских войск означает, что "риск  катастрофического провала в Ираке в настоящее время заметно обозначился. Иранская Армия Аль-Кудс уже облизывается, потому что Америка, по существу, оставляет Ирак беззащитным против нее". Багдад пытается подавить иранскую угрозу. К примеру, начальник иракского штаба предложил создать совместно с Ираном региональную организацию по безопасности

Если иранские усилия  будут быстрыми и успешными, они смогут нанести значительный вред Обаме в его перспективах переизбрания. "Кто потерял Ирак"? может стать мощным слоганом республиканской партии. То, что Обама заявил о полном провале американских усилий по стабилизации Ирака еще в 2007 году, подставляет его под принятие на себя вины за это самый провал. Даже если Ирак продержится до  выборов в США в 2012 году, то скорее всего, через 5-10 лет  американские усилия в Ираке ( и, аналогично - в Афганистане), со всеми расходами и погибшими, окажутся напрасными. Когда будущие аналитики станут искать, что пошло не так, они, скорее всего сосредоточаться на невежественных заявлениях Обамы.

Как Белхдж, скорее всего, возьмет верх над Джибрилем, так и Иран возьмет верх над Ираком. Если такое случиться, то Обама и демократы пожалеют о своей сегодняшней близорукой самоуверенности.