Патриоты мы или шовинисты?

 

Есть люди, которые не только не отрицают, что являются либералами, геями, американцами, космополитами, черносотенцами, сионистами, масонами, но даже с гордостью носят эти презрительные наименования. Однако лично мне ни разу не встречался человек, открыто назвавший себя шовинистом и ксенофобом.

- Я бы всех инородцев – к ногтю, всех их надо извести под корень! – заявляет иной гражданин. И тут же добавляет: - Но я патриот, а не шовинист, не ксенофоб, это однозначно.

 Так существуют ли они вообще, шовинисты? Не пугало ли это, которое антипатриоты цинично используют в борьбе с истинными патриотами?

Попробуем прочертить разделительную линию между этими понятиями.

 

Патриот говорит: «ДЛЯ МЕНЯ моя страна, мой народ – лучше всех». Шовинист говорит: «Моя страна, мой народ – лучше всех».

Патриотизм, по определению Льва Толстого, – чувство самое стыдливое, оно не выставляет себя напоказ, «Горячее чувство любви к родине (…) умеет высказываться без восклицаний» (В.Белинский). Патриот и на необитаемом острове останется патриотом. Шовинист всегда криклив, он вянет и скучает без аудитории, ему непременно нужно демонстрировать пылкость своей любви и упрекать окружающих в ее недостатке.

 

Патриотизм – это готовность чем-то пожертвовать ради своей страны, не требуя вознаграждения. «Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные ее дела». (Петр Павленко).  «Сила патриотизма пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». (Леонид Леонов). Шовинизм – это стремление побудить других чем-то пожертвовать ради своей страны. Это желание что-то поиметь от своей страны, чем-то от нее попользоваться. Шовинизм рассчитывает на некое поощрение за проявленный пыл – хотя бы на аплодисменты публики.

 

Патриотизм - это желание прославить свое отечество. Шовинизм - это уверенность в том, что отблеск славы твоего отечества падает и на тебя: мой народ велик, значит, велик и я.  «Поклонение перед своим обществом есть рефлекс самопочитания» (Г. Спенсер).

 

Патриот считает, что, права она или нет, это ЕГО страна. Шовинист считает, что его страна не может быть неправой именно потому, что это его страна. 

 

Патриот вслед за Петром Чаадаевым предпочитает бичевать свою родину, только бы ее не обманывать. Шовинист беззастенчиво льстит своей родине, он исходит из классических  правил: 1. В сердце льстец всегда отыщет уголок, 2. Нам приятна не столько сама лесть, сколько то, что нас считают достойными лести, 3.

Когда дурак нас похвалил, он уже не кажется нам таким дураком. «Народы падки на лесть так же, как тираны».(А.Ламартин).

Кстати, «антипатриот» Чаадаев защищал Родину с оружием в руках, а «истинный патриот» Фаддей Булгарин воевал в армии Наполеона.

 

Патриот убежден: величие его страны ко многому обязывает каждого гражданина. Шовинист убежден: величие его страны дает огромные привилегии гражданам (а прежде всего самому шовинисту).

 

Патриот хочет, чтобы у его страны не было врагов. Шовинист всегда имитирует состояние тревоги и страх перед нападением. По словам  Вольфа Вайднера, он не может быть довольным, пока не найдет кого-нибудь, кто его обидит. Если врагов у его страны в данный момент нет, он их выдумывает. Даже если его нация составляет в стране большинство, является господствующей и государствообразующей, шовинист стремится вызвать у соплеменников жалость к самим себе и своему нынешнему состоянию, говоря о постоянных гонениях и унижениях и указывая на иностранцев и инородцев как на главных притеснителей и угнетателей,  

 

Для патриота его любовь к родной стране – частное проявление любви ко всем людям. «Главное дело быть людьми, а не славянами. Что хорошо для людей, то не может быть дурно для русских». (Н. Карамзин).  «Патриотизм... - это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве» (М.Салтыков-Щедрин). «Патриотизм менее всего означает вражду и ненависть к другим народам… Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему». (Николай Бердяев). Человек, испытывающий острую неприязнь, допустим, к цыганам и арабам, вряд ли будет симпатизировать какому-то другому народу, вряд ли этот человек и свой-то народ по-настоящему любит.

 

Для патриота Родина – это прежде всего люди. Шовинист превыше всего ценит атрибуты, символику Родины. «Любовь к березам торжествует за счет любви к человеку. И развивается как суррогат патриотизма» (Сергей Довлатов.).

  Патриот может быть каким угодно – желчным, добродушным, нервным, спокойным. Шовинист почти всегда существо раздражительное, злое и истеричное.

 Патриот уважает патриотизм других народов. Шовинист не верит, что и в других странах могут быть искренние патриоты. «Немецкие генералы учитывают патриотизм только своих соотечественников, патриотизм других народов они в расчет не принимают. Генерал Алексей Игнатьев).

 Смешон и гадок только чужой шовинизм. Чужой патриотизм мы часто называем шовинизмом, а собственный шовинизм – истинным  патриотизмом.