Начинать надо с "договора о терминах"
На модерации
Отложенный
Приветствую участников сообщества.
Прежде чем начать разговор о "праве вести людей" надо "определиться в понятиях". В "гайдпарке" чуть ли не десяток сообществ, касающихся обсуждения терминов "общество", "политика", "люди" ... . Масса предложений по изменению или "улучшению" "вырванных" из общей системы общественных отношений отдельных "сторон" (или произвольно увязанных некольких - сути не меняет) жизни общества, без понимания целостности всех сфер жизни, приводит как раз к "спору" о "правах", причём бессмысленных.
Мои намерения в сообществе - инициировать обсуждения и разрабатывать общественно-значимые темы и проекты именно в понимании сущности существующих общественных отношений и процессов.
Прежде чем куда-то, кого-то "вести", давайте определимся, а что мы понимаем под используемыми терминами?
И начать обсуждение предлагаю с определения "области определения и существования" процессов, которым посвящено сообщество - определения , а что мы понимаем под словом "общество"?
И не в используемой некотрыми гайпарковцами "с чего начинается общество", а с прямого определения.
В качестве предмета обсуждения предлагаю свою версию. Поскольку я по профессии инженер-проектант, а так же полность согласен с К.Марксом, что общество надо целенаправленно изменять, то предлагаю версию описания общества как ОБЪЕКТА проектирования:
Общество как объект проектирования
Предварительные замечания:
1. Для начала, о познаваемости законов движения.
Свои рассуждения и выводы я основываю на материалистическом мировоззрении, согласно которой реальная действительность (материальный Мир) существует независимо от нас, имеет некую структуру с системой взаимодействий и развивается согласно неким Законам (правилам).
Мы (люди), являясь частью Мира, но обладая интеллектом, способным познавать Мир, выделили себя из Мира, разделив его (исходя из особенностей восприятия и познания, и, по нашему представлению, имеющие особые Законы построения и развития) на:
- «Космос»: часть Мира, расположенная вне Земли (планеты, галактики и т.п.);
- «Природу»: планета Земля как среда обитания Человека = совокупность минералов, флоры и фауны;
- «Общество»: субъект, обладающий самосознанием и целенаправленным воздействием на Природу = совокупность людей, живущих на планете Земля.
Кроме того, «Человек», как Личность и его роль в Обществе так же представляется как субъект – он же объект для изучения.
Таким образом, Общество – одна из форм движения материи, обладающая специфическими свойствами и характеристиками.
На основании той, или иной информации мы имеем некие представления о структуре и Законах развития Мира – идеальный Мир (модель). Подобное представление определяют термином «Мировоззрение».
На основе познания Законов развития мы строим некую модель как Природы, так и Общества.
Первая модель (Природы) позволяет человеку сознательно приноравливаться к жизнедеятельности в Природе, а так же целенаправленно воздействовать на Природу, получая блага неприродного происхождения.
Вторая модель (Общества) и позволяет человеку целенаправленно управлять построением (структурой и отношениями) и развитием общества.
Что касается достоверности выстраиваемых моделей, то следует учитывать особенности их формирования:
Составление модели (образа) «оторвано» от восприятия, поэтому возможно влияние «внутреннего шума» (ложных сигналов, порождаемых «первичными преобразователями» - органами чувств и «промежуточными преобразователями - нервной системой), то могут возникать и ложные образы (видения, миражи, мифы и т.п.).
Совокупность моделей (образов, объектов) представляет собой РЕАЛЬНОСТЬ. По отношению к действительности реальность подразделяется на:
а) материальную реальность: «существующую» в действительности;
б) идеальную реальность: «существующую» только в образе (представлении) объекта.
Исходя из сформулированных выше понятий, можно выделить следующие «области определения» действительности – реальности:
а) Непознанная действительность: не проЯВИВШАЯСЯ действительность, не ставшая «реальностью». Материальный мир, лежащий вне пределов наших чувств и избирательности измерительных преобразователей.
б) Познанная действительность: проЯВИВШАЯСЯ действительность, ставшая «реальностью»: «осязаемая» нашими органами чувств и измерительными приборами =имеющая «образ» (описание объекта).
в) Истинная материальная реальность: реальность, истинно отражаемая органами чувств и измерительными приборами = «образ» (описание объекта) соответствует действительности.
г) Ложная материальная реальность: реальность, отражаемая органами чувств и измерительными приборами, но не существующая в действительности = «образ» (описанный объект) не соответствующий в действительности.
д) Истинная идеальная реальность: абстрактные образы действительности, истинно отражающие характеристики действительности: теории, законы, математические зависимости и т.п.
е) Ложная идеальная реальность: абстрактные образы действительности, не отражающие истинные характеристики действительности: мифы, вероисповедания, лже-теории и т.п..
Критерием истинности реальностей (материальной и идеальной), как известно, является общественная практика.
2. Теперь, к вопросу о месте «проекта» в общественном развитии.
Проект – одна из форм описания состояния объекта рассмотрения. В сфере общественного развития – одна из форм представления «Образа будущего» («ОБ»).
По своей сути, проект на основании истинной идеальной реальности описывает истинную материальную реальность.
Подробно о месте Проекта среди других форм представления «ОБ» я предполагаю доложить на «Футурологическом конгрессе» 4 июня. Для раскрытия поставленной темы достаточно привести признаки Проекта как формы отображения «ОБ»:
а) рассмотрение общества как объекта, состоящего из нескольких систем, реализующих определённую функцию «жизнеобеспечения» объекта;
б) иерархичность построения объекта и каждой из систем, подчинённость соответствующей целевой функции;
в) учёт специфики (набора характеристик) каждой из систем;
г) взаимосвязь параметров характеристик систем;
д) практическая реализуемость предлагаемых решений (как правило – наличие опыта реализации).
Проект определяет подцели, приоритеты, элементы и формы развития в различных сферах жизнедеятельности Общества в рамках принятого вектора развития, определяемого поставленными целями. Т.е. определяет что надо сделать для достижения поставленных целей.
Именно отсутствие системного представления общества, понимания взаимозависимости характеристик его подсистем (отношений в различных сферах жизнедеятельности) позволяет манипулировать людьми и сохранять негативные параметры его функционирования и развития.
Этим, в первую очередь объясняется отсутствие практики «проектирования общества».
3. Далее, к вопросу о «проектируемости» общественных процессов.
Среди политологов, имеющих гуманитарное образование, распространена уверенность в том, что общественные процессы настолько отличны от «технических», особых признаков, из-за которых, по мнению ряда «экспертов», невозможно применять методику проектирования ТК при описании ОС, отмечают:
а) Саморазвивающийся характер изменения.
б) «Сложность» общественных процессов.
в) Невозможность «сведения к упрощенным алгоритмам» «живой жизни».
На эти «аргументы» можно возразить следующее:
На первое «возражение»
а) Уже несколько десятков лет в «технике» рассматриваются именно «саморазвивающиеся» системы. Классический пример – проблемы создания «искусственного интеллекта», с отдельными задачами которой сталкивался в своей деятельности и докладчик.
Наиболее простой пример – создание баз знаний как набора правил решения ряда задач с «разветвляющимися» алгоритмами.
б) Наличие «функциональных параметров», «непредсказуемо» изменяющихся в зависимости от значения других параметров, то в технике издана имеется понятие «нестационарности процесса», для описания которых разработано множество инструментов.
На второе «возражение»
а) Понятие «сложности» вообще относительно. Здесь так же главное – определить ряд параметров понятия «сложности». В технике это понятие определяется «размерностью» соответствующих функций (функциональных зависимостей).
б) Довожу до сведения «гуманитариев»: в технике даже имеется специальный термин для описания этой проблемы - «проклятие размерностей», для преодоления которой разработано несколько методик, самой простой из которых – задание «веса» параметров с «отбрасыванием» наименее значимых в зависимости от заданной точности «расчета»
А с третьим «аргументом» насчет «невозможности» алгоритмизации «творческой деятельности» я встретился ещё в 1980 году, когда задумал заняться САПР (автоматизированным проектированием). С тех пор разработано множество САПР и подобной «аргументации» в точных науках уже не слышно. Здесь ограничением является степень нашего познания соответствующих процессов.
Кроме того, уже наработан достаточный опыт моделирования общественных процессов. Потому, на любом шаге «проектирования» возможно применение математических моделей. На практике математические модели широко используются Центром проблемного анализа (Сулакшин).
Поэтому, учитывая известную поговорку, что «кто хочет достигнуть результата – ищет не причины, а пути» вашему вниманию экстраполяцию методологии проектирования ТС на ОП.
Предлагаемый автором подход к описанию общества основан на:
а) в области проектирования технических комплексов: на опыте проектирования телеметрических комплексов ПР - Комплексов «Пионер» и «Тополь», а также материалах разработки интегрированной Системы автоматизированного проектирования этих телеметрических комплексов.
б) в области «проектирования» общественных систем: на опыте:
- проведения семинаров «Россия XXI века»;
- заседаний клуба «Россия, которую мы созидаем»;
- работы семинара МОИП «Идеология научного сообщества» и
Основные проблемы анализа Общественного развития:
- Отсутствие системного понимания целостности Общества.
Как следствие - фрагментарность рассмотрения общественных процессов.
- Отсутствие систематизации элементов структуры Общества («систем» и «подсистем»), их классификация по объективным показателям.
Как следствие – отсутствие иерархии элементов структуры по их роли в обеспечении жизнедеятельности Общества.
- Отсутствие понимания взаимовлияния характеристик «систем» и «подсистем» Общества, зависимости «интегрального воздействия» результата этого взаимовлияния на характеристики Общества.
Как следствие – «случайный» характер выбора «точек преобразования» с получением непредвиденных «побочных результатов».
- Отсутствие понимания сущности и признаков «развития» и «прогресса».
Как следствие – отсутствие критериев и показателей эффективности и «реперных точек» по этим процессам.
- Отсутствие понимания Общества как единого организма с системой функций жизнедеятельности.
Как следствие – отсутствие иерархии функций по критерию их влияние на жизнестойкость и развитие Общества. В результате: искажение иерархии функций, а значит, и значимости социальных групп.
- Отсутствие проектного подхода в формировании «образа будущего» и векторов развития.
Как следствие – ориентация на «прогнозно-сценарные» версии «образа будущего» с их бесконечно размытыми «границами изменения параметров» характеристик Общества, в т.ч. и ключевых..
- Наличие объективных ограничений ресурсов изменений, требующих оптимизации их использования:
- внутренних: область изменения и имеющиеся ресурсы;
- внешних: дополнительные ресурсы, инфильтрация «внешних» интересов (ценности, запреты, цели).
Все эти проблемы решаются применением проектной формы представления «образа будущего»
Предлагаемое определение Общества как объекта:
«Общество» как объект представляет собой систему, состоящую из множества людей (элементов), вследствие наличия некоторой «сцепляющей причины» (или набора причин) осознающих себя как некое целое (т.е. имеющую «целевую функцию»).
Связи между людьми представляют собой систему общественных отношений.
Для функционирования любого «организма» необходимо выполнение ряда взаимосвязанных функций, обеспечивающих жизнеспособность и развитие общества. Как правило, с точки зрения «сохранения» целостности функции носят иерархический характер, возникают паразитирующие функции.
Искажение иерархии (гипертрофия важности второстепенных, тем более, паразитических, и недооценка важных функций) приводит к деградации, а может привести и к гибели Общества (что явно проявляется в РФ).
В качестве «подсистем» общества выступают сферы (или «аспекты» по терминологии Зиновьева) общественных отношений, имеющие соответствующие классификационные признаки:
- Мировосприятие: происхождение, познаваемость вселенной и жизни;
- Экология: отношение с природой;
- Культура: традиции, мораль, нравственность, запреты, цели и ценности жизни;
- Гуманитарные отношения: воспитание, здоровье, образование;
- Социальные отношения: правила «взаимодействия» социальных групп, распределения общественных благ;
- Национальные отношения: правила «взаимодействия» различных национальностей;
- Политика: (законодательство): механизмы принятия направлений развития и законодательных актов, формирования законодательных органов власти;
- Государство: описание государственного устройства, институтов исполнительной власти;
- Экономика: правила отношений в сфере производства предметов и услуг.
Описание характеристик (правил) общественных систем по своему восприятию можно разделить на:
а) «чаемые» - принятые, желаемые в Народе (обществе);
б) декларируемые - соответствующие имеющимся правовым нормам (законы, инструкции и т.п.);
в) реальные - имеющиеся в жизненной практике.
Проект, по своей сути, формулирует характеристики общества в плоскости «декларируемых» характеристик.
Степень соответствия «декларируемых» проектом характеристик «чаемым» определяет соответствие интересов «проектантов» и Народа.
Результатом проектирования общества является непротиворечивая система параметров характеристик и правил общественных отношений во всех сферах жизни Общества с учётом их иерархии.
Критериальными характеристиками Общества является система принятых в нём запретов и ценностей. Важными характеристиками являются цели и приоритеты его развития.
Описание «образа будущего» формулируется в наборе правил общественных отношений в соответствующей сфере.
Реализация характеристик происходит на следующих шагах разработки Общества.
И здесь имеет место обратная зависимость: используемые силы и средства, реально достигаемые результаты (изменения в параметрах общества и общественных отношениях) проявляют истинные цели, систему запретов и ценностей, заложенные в «вектор развития», а так же то, насколько они соответствуют обнародованным властью декларациям и «чаяниям» Общества?
Они же показывают в интересах какой социальной группы реализуется именно такой вектор развития. Анализ социальной функции этой «выигравшей группы», её реального места в Обществе, а также соответствия вклада в «общий котёл» доле потребляемого общественного продукта показывает реальную ценность для Общества выбранного вектора развития.
И как бы вас не уверяли, что готовятся карабкаться вверх, интенсивная подготовка средств для спуска вниз означает, что реально собираются спускаться!
Ярчайший пример – декларированных и реальных результатах «антикризисного» использования «финансовой подушки», накопленной за «тучные годы» - поддержки банков, вместо реального сектора экономики. Вместо «продекларированной» стабильности и даже роста производства и занятости – «реальный» рост числа толстосумов и их богатства!
Проведённый мной анализ реальных результатов проводимых в РФ «либеральных реформ», использованных в их ходе методов и средств, навязываемых Обществу запретов и ценностей, позволяет сделать аргументированный вывод о:
первое - несоответствии реальных целей «реформ» декларируемым. Ни одна из декларируемых общественно-полезных целей не достигнута, во всех сферах жизни Народа регресс;
второе - антинародном характере реформ. Навязываемая система запретов и ценностей не соответствует системе запретов и ценностей, признаваемых Народом;
третье - «выигравшие» социальные группы, это сплошь паразиты:
- рантье-собственники: «капиталисты», паразитирующие на присвоенных материальных ценностях;
- «чиновники», паразитирующие на «управляемой» ими государственной собственности.
А так же обслуживающие их социальные группки: «топ-менеджеры», «великие» артисты, парикмахеры, «независимые» СМИ и прочая обслуга, потребляющая «объедки со стола» этих социальных групп.
Именно они, создавая на копейку, имеют возможность брать из общественно котла на тысячи и миллионы рублей. Все они – просто паразиты на теле Общества. И повышение благосостояния этой группы - признак и цель развития Общества, проекта под названием «РФ»?
С той же логикой можно утверждать, что бурный рост раковой опухоли – признак успешного развития организма человека!
И главный вывод о происходящих в РФ «необратимых процессах»: это ЛЖЕ-ПРОЕК!
Уверен, что именно это является третьей, главной причинной того, что ВЛАСТЬ в РФ не формулирует Проект преобразований, чётких смыслов используемых слов, целей и числовых показателей планируемых и достигаемых «успехов»!
Сделай она это – сразу проявится антиобщественный характер реализуемого «вектора развития» и практически всех её шагов.
Исходные смыслы используемых терминов:
1. «Общество» = «множество людей, имеющих отношения, определяющих его (множество) как целое» и
действующих на единой территории (в единой стране).
2. «Отношения» = взаимодействие (связи) «субъектов» в различных сферах жизнедеятельности.
3. «Функция» = «род профессиональной деятельности» .
4. «Выполняются» = делаются людьми.
5. «Понимание» = «образ предмета, явления и т.п. как особенного у субъекта».
6. «Субъект» = «человек или группа людей», формирующие представление о предмете, явлении.
7. «Имя» (Термин) = «условное название предмета, явления и т.п., служащее для их выделения как особенного».
8. «Объект» = «образ предмета, явление, рассматриваемый «извне» как некое обособленное целое».
9. «Исследование» = изучение характеристик и параметров предметов, явлений и т.п.».
10. «Крайний случай» = «ситуация, грозящая сохранению объекта как целого».
Анализ признаков и критериев исходных смыслов:
1. «Функция»: выполнение функции ведёт к получению конкретного результата, используемого членами общества (индивидуально или в группе). По степени значения этих результатов можно провести классификацию функций:
- Жизнеобеспечивающие = без которых невозможно выживание человека и общества;
- Стабилизирующие = необходимые для сохранения Общества как целого;
- Развивающие = без которых невозможно развитие человека и общества;
- Улучшающие = для облегчения условий жизни человека и общества;
- Развлекающие = для использования во время отдыха;
- Паразитические = лже-функции, вредные для Общества.
2. «Общество».
2.1. Из смысла понятия вытекает:
а) «Общество» - «Люди» = без человека «Общества» быть не может;
б) «Общество» - «Множество» = должно быть более одного человека;
в) «Общество» - «Отношения» = должны иметься некие связи между людьми;
г) «Общество» - «Целое» = должно быть нечто «объединяющее», признак «целостности».
2.2. Исходя из приведенных признаков, «Общества» могут классифицироваться по следующим критериям:
а) По «человеческим» параметрам (как согласованное «среднее» от индивидуального = отдельного человека):
- цели = какие цели жизнедеятельности ставит общество;
- ценности = какие жизненные ценности значимы для общества;
- запреты = что является абсолютно неприемлемым для общества;
б) По «количественному признаку»:
- размер = количество «членов» общества;
- «вложенность» = наличие обособленных групп (подобществ);
в) По типам «отношений»:
- межличностные отношения = культура поведения, традиции;
- межнациональные отношения = отношение между культурами и традициями;
- социальные отношения = какие правила распределения благ действуют в обществе;
- производственные отношения = какие производительные силы действуют в обществе и какие правила их
функционирования установлены;
г) По признакам «целостности»:
- «целевая функция» = почему данное множество людей объединены в «общество»:
национальность, идеология, страх, вера и т.п.
3. «Отношения» - из предложенного определения вытекает:
3.1. «отношение» - «субъекты» = зависят от характеристик «субъекта»;
3.2. «отношения» - «сферы жизнедеятельности» = определяются спецификой «сферы».
Исходя из приведенных признаков, «Отношения» могут классифицироваться по следующим критериям:
а) По « субъектам отношений» можно выделить (вышестоящие включают в себя и нижестоящие):
- человечество - Природа = все люди на Земле, вид – среда обитания;
- межцивилизационные = различные мировоззрения;
- межрасовые = различные расы;
- межгосударственные = различные нации – многонациональные государства;
- межнациональные = различные национальности;
- межгрупповые = различные социальные группы;
- межкорпоративные = другие группы (семья, трудовой коллектив, соседи и т.п.);
- межличностные = отдельные люди.
б) По «сферам жизнедеятельности» можно различать отношения в следующих «сферах» :
- Мировоззрение = строение, происхождение Мира, взаимоотношение с ним;
- Культура = менталитет, традиции, архетипы, ценности, запреты;
- Демография = «воспроизводство» людей;
- Социальная = иерархия социальных групп, главное – правила распределения общественного продукта;
- Национальная = между культурами;
- Политика = иерархия интересов – правила формирования вектора развития общества;
- Управление = иерархия власти – государственные институты реализации вектора развития;
- Производство = экономика – правила производства общественного продукта;
- Экология = взаимодействие с природой – средой обитания общества;
- Межгосударственные = согласование интересов между нациями.
Таким образом:
Общество, как объект (в т.ч. исследования и проектирования), представляет собой систему, элементами которой являются люди (индивидуумы), находящиеся в системе (общественных) отношений.
Подсистемами Общества являются:
а) субъекты (элементы отношений): социальные группы (профессиональные, родственные и т.п.);
б) функционально: выполняемые функции;
в) структурно: сферы жизнедеятельности (общественных отношений).
Состояние Общества описывается системой матриц параметров характеристик систем, элементов (субъектов) и отношений между ними - «матриц состояния» (с учётом иерархии):
- Мировоззренческой матрицей;
- Культурной матрицей;
- Демографической матрицей;
- Национальной матрицей;
- Социальной матрицей;
- Политической матрицей;
- Управленческой матрицей;
- Производственной (экономической) матрицей;
- Экологической матрицей.
Размерность матрицы определяется количеством рассматриваемых и учитываемых характеристик соответствующей подсистемы общества.
Набор характеристик соответствующих матриц сфер общества приведён в таблице 3 приложения.
Развитие Общества описывается набором многомерных «матриц состояния» с учётом иерархии (весовых или корреляционных коэффициентов) характеристик и отношений.
Иерархия матриц показывает систему предпочтений данного общества: чем выше стоит матрица, тем выше приоритет сохранения целевой функции (цели, ценности и запреты) сферы отношений. Это значит, что область изменения характеристик отношений нижестоящей сферы определяется областью сохранения целевой функции вышестоящей сферы.
Нарушение этого правила приводит к деградации соответствующей матрицы, а, значит, к изменению самоидентификации «Общества» в соответствующей сфере.
На процесс развития Общество решающее значение оказывает принятая в Обществе иерархия функций (и соответствующая иерархия социальных групп).
Разразившийся в 2008 году мировой кризис явился следствием необоснованного возвышения социальной группы, выполняющей паразитическую функцию – финансистов. Не производя никакой полезной продукции, эта социальная группа раздула своё потребление реальной продукции до размеров, подорвавших баланс производимой и потребляемой продукции.
США, производящие менее 20% мировой продукции и потребляющие около 40% этой продукции – типичный мировой паразит. Именно США (и другие страны, потребляющие больше, чем производят сами) – постоянный источник кризиса.
И кризис этот – не «экономический», а «социальный», определяемый не производственными, а социальными (распределительными) отношениями между государствами, источником которого является «неэквивалентный обмен».
Состояние подсистемы Общества описывается так же «матрицей состояния» её элементов и отношений между ними.
Развитие подсистемы Общества описывается набором многомерных «матриц состояния» с учётом иерархии (весовых или корреляционных коэффициентов) характеристик как этих подсистем, так и других систем данного Общества.
Принятая в Обществе иерархия сфер отношений так же является критерием оценки «качества» Общества.
Параметры матриц состояния Общества являются основанием отношения данного общества к определённому классу по соответствующей сфере (политической, государственной, национальной и др.).
Описание Общества как объекта проектирования позволяет сделать обоснованные выводы о закономерностях его функционирования и развития, определить причины деградации российского общества в годы «демократических реформ».
Вот некоторые выводы по закономерности самоидентификации и развития:
1. Каждая матрица определяет специфику правил отношений в соответствующей сфере с учётом значимости сферы и их взаимовлияния.
2. Основными характеристиками Общества, определяющими его самоидентификацию являются параметры характеристик мировоззренческой и культурной (в основном) матриц: целей, ценностей и запретов, принятых в обществе. Изменение этих матриц неизбежно ведёт к изменению самоидентификации Народа (нации).
3. Важнейшими характеристиками Общества, определяющими степень его развития, являются параметры характеристик Социальной матрицы: иерархия социальных групп, принципы распределения общественного продукта, социального обеспечения неработоспособных групп населения (инвалиды, дети, пенсионеры).
Именно эта матрица определяет «… изм» общественного устройства.
4. Демографическая матрица определяет жизнеспособность Общества в исторической перспективе. Нормальное общество поддерживает оптимальные с точки зрения выживания и условий жизни параметры этой матрицы.
5. Важным является понимание различия реализуемых функций в Политической и Управленческой сферах отношений. Это совершенно разные сферы, решающие разные по смыслу задачи!
6. Политическая матрица определяет правила реализации властных полномочий, определения субъекта и процедуру принятия решений (в т.ч. Законов) по вектору развития Общества, правила выдвижения доминирующей социальной группы (ДСГ), в интересах которой выбирается вектор развития. Идеология Общества – всегда идеология ДСГ.
Доминирует ведущая (оказывающая наибольшее положительное воздействие) – Общество успешно развивается, доминирует оказывающая меньшее положительное воздействие – развитие менее успешно, доминирует негативно воздействующая (а, тем более – паразитирующая на Обществе!) – Общество деградирует и вымирает.
7. Управленческая матрица определяет механизм и процедуру реализации принятого вектора развития, правила выдвижения и контроля за деятельностью управленческих институтов (чиновников).
8. Место и роль Производственной (экономической, включая финансовую составляющую) матрицы – материальное обеспечение реализации вектора развития общества и обеспечения сохранности параметров матриц более высоких порядков.
Гипертрофия значимости преобразования этой матрицы, тем более постановка её развития во главу развития Общества – источник и первопричина кризисов и деградации общества.
9. Параметры Экологической матрицы определяют степень понимания Общества важности сохранения и восстановления среды обитания.
10. Наиболее важными для обеспечения жизнедеятельности Общества являются функции, относящиеся к категории «жизнеобеспечивающих» (обеспечение питанием, одеждой, жильём, восстановления, деторождения и воспитания, защиты) и «стабилизирующих» (охрана, право, управление, коммуникации, транспорт).
11. Для развития Общества решающее значение имеют функции «развивающей категории» (познание, образование, преемственность, физическое развитие)
12. Эти основные функции должны быть заботой всего общества, их исполнение должно контролироваться государственными органами. Бесконтрольная передача этих функций в «частные руки» не допустима.
13. Функции категорий «улучшающих» (быт, комфорт и внешний вид) и «развлекающих» (театры, клубы, спорт, музеи) могут быть отдан на «откуп» самим членам Общества: регулироваться корпоративными правилами или даже каждым человеком.
Однако, поскольку все сферы общественных отношений взаимосвязаны, существенное влияние на их исполнение со стороны Общества должно быть сохранено!
14. Функции же категории «паразитирующих» (обман, воровство, ростовщичество, тунеядство) должны подавляться Обществом всеми возможными способами.
Как видите, вытекающие из проектного подхода выводы сильно разнятся с преобладающими в настоящее время взглядами на приоритеты развития Общества.
Ярким показателем искажения общественных реалий является озвученный Ясиным в заключении круглого стола в ВШЭ «Культура и развитие» тезис о том, что «… для успешного экономического развития РФ первоочередной задачей является СМЕНА КУЛЬТУРЫ …».
Т.е. ради торжества «священной частной собственности» (а именно так трактовалось «успешное экономическое развитие») либеральная «элита» считает необходимым СЛОМ КУЛЬТУРНОЙ МАТРИЦЫ РОССИИ! А значит – изменение самоидентификации её Народа!
Что касается выводов о причинах деградации России в последние 20 лет, то каждый может это сделать сам. Достаточно отметить, что все эти годы «власть» и «элита» занимались именно сломом матриц верхних уровней российского Общества, тем, что С.Г.Кара-Мурза назвал «демонтажом Народа»!
Комментарии
В целом, из статьи понятно, в каком ключе Вы предлагаете мыслить и действовать. Полагаю, Вашу риторику вполне могут поддержать многие участники нашего сообщества и Гайдпарка в целом. Я вижу здесь много "заделов" для интересных тем.
Вопросы:
1. Как я понимаю, Вы хотели бы не просто получить оценку или критику, но и собрать творческий коллектив? Для проектирования, строительства и предпроектной подготовки в области общественных отношений. В таком случае я рекомендую Вам вынести это приглашение в отдельную тему.
2. Вопрос по существу общественных проектов. Как Вы считаете, возможно ли спроектировать и построить такое целостное общество, в котором у каждой проблемы была бы конкретная фамилия, имя и должность? Чтобы не было проблем, в которы виноват, скажем, "финансовый кризис", а виноват лично министр финансов, и так далее.
3. По поводу терминологии вроде бы всё выглядит логично. Единственное на что пока обратил внимание - верующие пользователи могут не согласиться, почему вероисповедание отнесено к "ложной идеальной реальности", а не к "непознанной действительност...
А так же наблюдение многолетнего трёпа о "развитии общества" без осознания того, о чём, собственно речь.
Поэтому цель - получить критику своего видения.
2. Проектирования общества - это отдельная тема и ею занимаются в ряде мест. Будет интерес - могу сообщить.
Да, спроектировать возможно! По этому поводу у меня есть специальная статья: "Проект как форма представления образа будущего. Но сегодня меня интересует определение Общества как такового.
3. Покажите мне, как религиозные догмы и писания подходят под признаки "познанного" - можно будет изменить моё мнение.
Я обычно использую и рекомедую своим собеседникам использовать определение "общества" с точки зрения ответственности, или другими словами с точки зрения системы обязательств.
"Общество" (с точки зрения ответственности) - это система из двух несмешиваемых, но взаимодействующих друг с другом фракций. "Толпа" - это люди, не имеющие друг перед другом обязательств. "Организация" - это люди, которые берут друг перед другом обязательства (ответственность) и выполняют их.
Эти фракции целесообразно рассматривать и исследовать отдельно, так как они обладают принципиально разными свойствами. И один и тот же человек так же может проявлять разные свойства в завивимости от того, к какой фракции он принадлежит на данный момент.
Проектированию подлежит "организация". А "толпа" может лишь нуждаться в защите. Прежде всего, от самой себя.
С Вашим определением это гармонирует, но при этом вносит определённость в характер "сцепляющей силы" и её свойства.
При этом, "Общество" может существовать и при "вырожденной ответственности" = БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ. Пример - современная РФ.
2. "Толпа" и "организация" - не смешиваемые? Это каким образом вы сделали такой вывод? Вы не видели в бунтующей толпе военных - людей из "организации"? Не видели пьяных полицаев, творящих беспридел?
3. Искуственно придумав "две фракции" (почему две? сколько "обязательств" надо "иметь", чтобы из "толпы" тебя перевели в "организацию"?), не вводя понятий (что это такое "обязательство"? кроме "люди" и "толпа"/"организация" других субъектов нет?) что вы можете определить ?
4. Для понимания сущности термина "обязательство", вполне приемлемо ваше определение, но только в этой узкой области, не более.
Других важных харак...
6. Свойства толпы и организации - это маленький срез с характеристик Общества. А оторванность от остальных характеристик не может дать объективной их оценки, поскольку является лишь МНЕНИЕМ исследователя только двух ПРОИЗВОЛЬНО ВЗЯТЫХ форм ПРОЯВЛЕНИЯ общества.
7. И какое же "сцепляющее свойство" вносит сведение всех характеристик Общества и процессов, происходящих в нём лишь к соотношению "толпы" и "организации", если Общество - всегда СИСТЕМА и ЕДИНЫЙ ОРГАНИЗМ, а "ответственность" - лишь один из видов отношений внутри него?
На основании чего вы объявляете его основополагающим, не рассмотрев все виды отношений?
На самом деле, на основании понятий "толпа" и "организация" можно построить любопытный логический аппарат, дающий возможности и для анализа, и для синтеза, и для проектирования, и для строительства, и для отладки уже построенных систем.
Прежде всего, я утверждаю, что толпа, находящаяся вне ответственности, совершенно бесплодна и бесполезна, когда требуется что-то сохранить. Толпа может только либо мешать, либо не мешать.
Частным случаем толпы, однозначно, являются все демократические институты. Парламент, выборы. И все эти институты бесполезны и бесплодны. Депутат не отвечает ни перед кем за то, как он проголосует за законы. Избиратель тоже ни за что не отвечает, на бюллетене нет никаких обязывающих условий. К сожалению.
Зато там, где есть система обязательств - возможен продуктивный процесс. Там, где подписываются договоры, где даётся присяга, где распределяются зоны ответственности. Всё это - организация. К счастью, в современной РФ эта фракция пока есть. И на ней ещё что-то держится.
Теперь Вы видите, почему целесообразно моделировать именно эти две фракции?
2. Толпа и организация - на самом деле несмешиваемые. Так сформулированы эти понятия. Напомню, "Организация - это это люди, которые берут друг перед другом обязательства (ответственность) и ВЫПОЛНЯЮТ их".
Поэтому пьяные полицаи, а так же, скажем, купленные - нарушив свои обязательства, в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ перестают быть частью организации. Звёздочки на погонах и удостоверение делают их организацией не более, чем машину делают машиной техпаспорт и эмблема. А отвалившийся от машины бампер, определённо, не является частью машины. Поэтому "машина" и "металлолом" являются фракциями несмешиваемыми. Всегда есть абсолютно чёткая грань, когда машина перестаёт быть машиной и становится металлоломом. И так же для организации и толпы.
Можно рассматривать и другую ситуацию. Если на свалке металлолома появляются бульдозеры, чтобы эту свалку разгрести, или хоть немного упорядочить, это ведь не значит, что бульдозеры стали металлоломом. Разумеется, военные в толпе не являются частью толпы. Как и организаторы этого самого бунта толпы, на который толпа без обязательств впринципе неспособна.
Обязательства характеризуются понятием "зона ответственности". Это круг вопросов, за которые человек добровольно и сознательно взял на себя ответственность.
"Ответственность" - это буквально "ответ на вопрос".
Например, Вы автор темы. И Ваша ответственность означает, что Вы отвечаете на все вопросы, относящиеся к теме. Эта тема - Ваша зона ответственности. Если Вы на что-то не сможете или не захотите отвечать, то это означает, что Вы уходите от ответственности. Хотя в лично в Вашем случае, думаю, это маловероятно. И это замечательно.
Кроме "толпы" и "организации" других фракций на самом деле нет. Так как ответственность определяется однозначно и она либо "есть", либо "нет". Промежуточного не дано.
При этом важно отметить, что в действительности "толпа" субъектом не является. У толпы нет целей. Нет мнения. Нет "источника власти". Правда, в "ложной идеальной реальности" демократии популярны мифы, утверждающие ...
Да, есть характеристики вне обязательств, которые могут быть использованы для разрушения или для строительства иллюзий или для ухода от ответственности. Важны они или нет?
5. Да, толпа нуждается в защите. Вы только задумайтесь, толпе для расследования одного убийства потребовалось в центре Москвы собрать много людей, с сомнительными перспективами этого предприятия. И то неизвестно, насколько там присутствовала фракция "организации".
Такой организации, как МВД, для этого потребовался бы один приказ. Ну может быть, парочка дисциплинарных взысканий.
А сколько таких дел ещё надо расследовать? И что, толпе придётся по каждому делу собираться возле Кремля?
Говорят, всё познаётся в сравнении. Вот сравните, сделайте выводы о том, беззащитна толпа, или нет.
Толпа нуждается во всесторонней защите. В защите от себя же самой, от толпы. Она слаба, уязвима. И сама же для себя представляет угрозу.
7. Вы не согласны со мной? Посмотрите Ваш список функций. Какие из функций можно обеспечить силами толпы, не опираясь на обязательства? Только "развлечение" и "паразитирование". Да, эти виды отношений я не рассмотрел. И не думаю, что мои построения много от этого потеряли.
2. "Логический аппарат" построить можно, но речь идёт не об аппарате, а о реальной жизни.
3. От того, что вы некий тип Общества называете "толпой", она Обществом быть не перестаёт.
4. Вы описываете "ИНСТИТУТЫ" на уровне "я вижу", а в системе общественных отношений речь идёт на уровне функций и результатов. А "реалии" - всего лишь параметры соответствующих характеристик.
5. Всё, о чем вы пишите относится к области "права" - переноса неких правил на бумагу.
Только вот как ваш подход отвечает хотя бы на некоторые вопросы:
- в чьих интересах "договор"?
- как данные договор влияет на другие (какие конкретно?) сферы общественных отношений?
- почему в разных обществах разный набор и содержание "договоров"?
- по каким признакам вы определяете "продуктивность" процесса?
Так что не вижу никакой целесообразности "моделирования" Общества как системы или организма только на базе этих, ничего не говорящих по существу "фракциях".
2. В политологии чаще встречаются синонимы введённым вами "фракциям": сильное государство" и "хаос", "анархия". Где вы видели "чистую толпу"?
3. Кстати, вы не ответили ни на один из моих вопросов, а просто пытаетесь навязать мне ваше представление.
Я же вам задавал вопрос, когда "толпа" становится "организацией"? Сколько нужно "ответственности" для этого?
Вы же вводите всё новые свои описания и мнения безо всякой аргументации.
Не сводится анализ Общества к понятию толпы и организации, хоть испишите этим весь интернет. Общественные отношения существуют в любом обществе, вне зависимости от количества и содержания "обязательств". Они лишь могут выступать в качестве ОДНОЙ ИЗ многих признаков классификации обществ.
4. Пример с полицями и металлоломом совершенно не информативны, поскольку не учитывают множества других отношений. Достаточно сказать, что в метеллолом можно отправить и новую машину.
Поэтому толпа всегда в проигрыше. Но так как она - единственный источник новых кадров для всех организаций, то целесообразно защищать её и без согласия с её стороны. (Это согласие и невозможно, так как у толпы просто нет мнения)
Договор, как одно из проявлений организации, влияет на функционирование этой организации. И если организация ставит собой целью защиту толпы - то и на эту функцию тоже. Хотя вполне возможно, толпа об этом договоре узнает последней.
В разных организациях разные структуры ответственности. Так же, как и разные дома имеют различия. Почему? Потому что их надо строить. А строят разные люди по-разному. Хотя при желании, можно строить системы стандартизации. Тогда различия будут уменьшаться...
Но это уже Вы затрагиваете частности, которые далеки от вопроса определений.
2. Вы что, считаете "Общество" и "ответственность" - синонимами?
Но как могут быть "синонимами" объективно существующее Общество, и условная, "идеальная реальность" - "ответственность"?
Теперь понятно, почему с таким жаром т.Иванов пытантся доказать, что Общественные отношения - сплошь абстракция!
Вернитесь в действительность, ау !
3. Покажите мне "мою ответственность", которая что-то "знает"? Это я, реальный человек "знаю, ухожу и т.п или некая абстрактная "ответственность"?
4. Опять "голое" навязывание своего МНЕНИЯ: чего-то там "не дано": кем? кому? почему?
5. Есть у вас желание обсуждать "толпу" - пожалуйста!
Но я в вашей концепции не вижу никакого практического смысла и на сим считал бы обсуждение вашей "концепции" законченным.
6. Тем более о сущности предлагаемого мной вы не сказали ни слова: ни за, ни против.
Чью статью мы обсуждаем? Как ваша концепция "двух фракций" описывает всё, чт...
2. Ваших построений я не видел и не вижу. Вы вроде бы участвуете в обсуждении и критике моих "построений".
А этого, как я уже написал, нет.
А системное изложение ваших "построений" где-то увидеть можно?
3. Странно, куда, кого и зачем вы собираетесь "вести за собой" с таким пониманием "общественных отношений"?
На практике, я использую этот аппарат для организации данного сообщества. Так как "стихийные" дискуссии в Интернете без обязательств совершенно бесплодны (Вы уже сами обращали на это внимание), то возникла необходимость организовать данное сообщество.
Если быть более точным, организованы здесь пока только три человека, относящиеся к администрации. В администрацию попадают те, кто добровольно и сознательно берёт на себя какую-либо зону ответственности, связанную с сообществом.
Остальные 80 (восемьдесят) человек являются толпой. Но многие из них, в том числе и Вы, подают большие надежды.
Много это или мало для Интернета? Мой опыт показывает, что в Интернете даже двое человек, действующие слаженно и организованно, могут получить преимущество над целой толпой людей, где каждый орёт что-то за себя. Реально можно целую толпу флудеров подвергнуть некоторой дисциплине. И тогда дискуссия подаёт первые признаки продуктивности. Проверено неоднократно.
Трое людей - ещё лучше. И так далее.
Это может проходить через заключение договора. А так же через присягу.
Если говорить о данном сообществе как о конкретном примере структуры ответственности, то здесь происходит устное соглашение, после чего - назначение.
Как Вы можете видеть из списка администрации, этот опыт уже имеют Владимир Сулаев и Александр Иванов. Каждый из них взял на себя свою зону ответственности.
Не ожидал, что это покажется "навязчивым". Просто Вы задали подробные вопросы и я постарался дать подробные ответы. Вот и всё.
3. Идеологической работой занимаются в основном другие активные участники сообщества. Перенаправьте им Ваши вопросы. Я - всего лишь скромный администратор, организатор дискуссионной площадки.
2. Извините, я даже не знаю, как вмешаться в Ваш спор с Вашими же формулировками. А что пытается доказать Александр Иванов - это его личное дело. Так как его идеологическая работа в сообществе - вне его зоны ответственности здесь.
3. Что-то Вы не так прочитали. "Ответственность", я писал, "означает", а не "знает". А Вы решаете - брать её на себя, или нет. Обычно для авторов статьи это - сложное испытание. Но я стараюсь воспитывать в авторах сообщества ответственность за то, что они понапубликовали.
4. А Вы сами как думаете? Разве бывает промежуточный вариант вроде "как бы немножко ответственность"? Или "почти обязательства"?
5. Как угодно.
6. По поводу предлагаемого Вами - я поддерживаю, говорил же. Поэтому и предлагаю дополнение.
"Единый организм", или "симбиоз двух организмов" - какая по большому счёту разница...
Вторая волна "напалма" на территории сообщества.))
Разумеется, информации должно быть гораздо меньше, потому что её нужно перерабатывать, совершенствуя попутно понимательную способность.
Кстати, определение "понимания" кажется неудовлетворительным, а с некоторыми следует далее разбираться.
Всякая содержательная информация должна рождать новые знания после известной технологической обработки.
Автор просто проверяет, есть ли в сообществе убеждённые либералы-рыночники. Если они есть, то они на него здесь нападут с критикой и скажут, что-то вроде: "общество не надо проектировать, не надо ничего осмыслять, свободный рынок сам себя спроектирует и построит".
Но если у нас нет возражений такого характера, мы с Вами, Александр, можем просто сказать: "Да, Владимир, Вы правы. Общество можно и нужно проектировать. И применять технические подходы к проектированию. Ждём продолжения."
По поводу непосредственно терминологии, мне показалось, всё логично выглядит. Если Владимир будет использовать эти термины в дальнейших статьях, мы поймём, что он имеет ввиду. Тут вроде бы вопросов не возникает. Или у Вас есть замечания?
Вообще-то можно (или нужно) представить отдельные части для основательного анализа:
- определение общества;
- функции в обществе;
- субъекты общественных отношений;
- сферы общественных отношений;
- проблемы анализа общества;
- возможность синтеза (проектирования) общества;
- характеристики (и их параметры) общества;
- взаимосвязь параметров характеристик конкретного общества (идентификация и развитие общества);
- и т.п.
Но для начало необходимо показать взаимосвязь всех этих "ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ"
Она сама - результат "технологической обработки" знаний, полученных на цикле двух семинаров.
http://gidepark.ru/community/2769/article/453740