Большая игра продолжается
На модерации
Отложенный
(Исраэль Шамир о новой книге Эрика Уолберга «Постмодернистский империализм: Геополитика и Большие Игры» Eric Walberg's "Postmodern Imperialism: Geopolitics and the Great Games" (2011))
Сегодня, когда толпы молодежи захватывают Уолл-стрит, а по всему миру подымается волна бунта, и будущее, как никогда, зависит от нас – удивительно вовремя появилась эта новая книга о геополитике современности и о смыслах постмодернистского империализма. Эрик Уолберг (иногда его фамилию транскрибируют «Вальберг») - высокий, светловолосый и худой, похожий на Дон Кихота, уроженец Канады варяжского корня, - замечательный и необычный человек, глубокий и тонкий аналитик, ее автор, - знает о России не понаслышке.
Параллельно с занятиями экономикой, он изучал русский в Кембридже в Великобритании в те годы, когда социализм побеждал во Вьетнаме, а Пиночет в Чили, когда мир стоял на распутье, прежде чем свернуть в нынешнее царство капитала.
Эрик отправился в Россию, и пришел к выводу, что, несмотря на изъяны политической конструкции, СССР был альтернативой, доказательством возможности некапиталистического пути развития, создания развитого урбанистического общества, в котором нет безработицы, люди стремятся к культуре, меньше конкуренции и больше равенства.
Позднее заинтересовавшийся исламом Эрик Уолберг провел несколько лет в Ташкенте, прежде чем отправиться в Каир, где он живет и пишет аналитические статьи для английского еженедельного издания Аль-Ахрам.
Знаток современного исламского мира, уроженец Запада, друг России, преемницы великого Советского Союза, Эрик был подготовлен всей своей жизнью к пониманию геополитических игр века.
Он видит последовательность между Большой Игрой 19-го века, Холодной войной и нынешним периодом постмодернистского империализма, в котором первую роль начинает играть «полторы империи» - США + Израиль.
Эрик делит Большие Игры на три периода: Большая Игра I - 19-го – первой половины 20-го века - была борьбой империалистических держав за господство в азиатском хартлэнде. Ее переломным моментом была Октябрьская революция, и объявленная Советской Россией война с мировым империализмом.
После второй мировой войны началась Большая Игра II, завершившаяся союзом Роналда Рейгана с исламистами и распадом Советского Союза.
И наконец, после 1990 года начинается Большая Игра III. Уолберг отмечает, что войны Америки этого периода – Югославия, Афганистан, Ирак – шли за контроль над Шелковым путем.
«Единственный мир, который Америка принесла в регион, это мир смерти» - пишет Уолберг.
Новая Большая Игра чем-то напоминает старые.
Средняя Азия и Ближний Восток снова стали единым стратегическим пространством, в котором действует как объединяющая сила ислама, так и разъединяющие и фрагментирующие усилия США и Израиля.
Вместо дома Ротшильда, подобную роль играет Международный Валютный Фонд и другие международные банки. НАТО стало играть новую роль, прикрывая американский империализм. Работорговля стала потоком «гастарбайтеров» и нелегальных иммигрантов.
Логика проста: центр высасывает ресурсы из периферии, поэтому центр богатеет. А приемы несколько замаскированы. «Свободная торговля, пишет Уолберг, вынуждает развивающиеся страны конкурировать на равных на чуждом им монетизированном мировом рынке.
Развитые и отлично вооруженные страны взяли себе право нападать на туземцев. Англичане и американцы никогда не отвечают за свои преступления, включая воровство и убийство.»
Живущий в Каире Уолберг рассказывает, как в свое время был порабощен Египет.
Египет заставили гарантировать заем 16 миллионов фунтов для строительства Суэцкого канала. За десять лет долг с ростовщическими процентами вырос до 94 миллионов, а затем Англия оккупировала Египет, «чтобы защитить интересы инвесторов». Как мы знаем, спустя лишь 70 лет Нассер освободил Египет от долговой удавки, прогнав англичан и французов.
Уолберг доказывает, что высокие цены на нефть в 1974 году были инспирированы американцами, чтобы перекачать хлынувший в казну стран ОПЕК поток долларов через американские банки. Все страны платили за нефть, и только США получали эти деньги – через Саудовскую ширму. Поэтому, возможно, и Стабилизационный фонд – вынужденная плата за то, что Америка поддерживает высокие цены на нефть.
Говорил же Киссинджер, ссылается Уолберг, что Америка способна в любой момент уронить цены до нескольких долларов, что она и проделала в 1986 году, обрушив советскую экономику.
Экономист по образованию, Уолберг рассказывает, как страны периферии были загнаны в долговую яму после роста цен на нефть.
С 1980 по 1986 год 109 стран-должников выплатили 332 миллиарда долларов в счет долга, еще 326 миллиардов – проценты на долг, и за это же время их долг удвоился с 430 до 882 миллиардов долларов. Банки богатели, а жители Замбии, Египта и Бразилии стояли на грани голодной смерти, пишет он.
США никогда не соглашались на мирное сосуществование с СССР, пишет Уолберг, чтобы страны Третьего мира не смогли стать на путь социализма. Они должны быть навеки прикованы к колеснице империализма.
Стратегии Империи разрабатывались в трех организациях: Совет по Международным Отношениям (CFR), группа Бильдерберг, и Трехсторонняя Комиссия.
Уолберг знает Братьев-Мусульман не понаслышке. Он объясняет сложный поворот этого движения. Оно было создано под эгидой англичан, а позднее поддержано американцами, но и те, и другие не понимали динамики БМ. Они считали БМ реакционным и политически пассивным движением, идеальным для борьбы с национализмом и коммунизмом. Сионистский ориенталист и идеолог Бернард Льюис призвал использовать суфиев накшбандского тариката как пятую колонну для борьбы с Советским Союзом на Кавказе. Аллен Даллес считал БМ лучшими союзниками Америки.
С 1976 по 1982 год БМ в Сирии вел вооруженную борьбу против правительства, используя полученное от Израиля (через Ливан) оружие.
Исламисты были против социализма, не признавали классовой борьбы.
В Египте они поддержали президента Садата, когда он приступил к ликвидации созданного Нассером социального государства.
В Афганистане они стали прямыми союзниками США. Уолберг рассказывает, что боевиков для Афганистана готовили в Египте, а потом перебрасывали для войны с «безбожным коммунизмом».
И только после падения СССР исламисты повернули оружие против своих бывших создателей и покровителей.
Но Уолберг относится критично к новому исламизму и напоминает, что империализм исказил и изуродовал все культуры, включая американскую и исламскую.
Уолберг дает серьезный анализ нынешнего финансового кризиса в Европе. Кризис был вызван Соединенными Штатами для того, чтобы подорвать евро и возвратить доллару роль основной валюты.
Главным орудием диверсии были англо-американские хедж-фонды. В 2009 они начали систематические атаки на южный фланг ЕС: Грецию, Испанию, Португалию. Европа была вынуждена перебрасывать миллиарды в банки, урезать социальные программы, увольнять служащих – но по-настоящему спасительные меры были запрещены американцами с помощью механизма МВФ.
Только Исландии удалось спастись, пишет Уолберг – потому что у нее была собственная валюта, и ее правительство отказалось подчиниться диктату МВФ. Цель США – интегрировать Европу в качестве младшего партнера, привязать ослабевший Евро к доллару, и держать высокой цену на нефть – ведь нефть продается за доллары, а доллары возвращаются в американские банки.
Уолберг видит и глобальные силы, готовые перехватить власть у США и занять их место во главе мира. Эти силы хотят превратить МВФ во «независимый профессиональный» всемирный центральный банк, и таким образом отдать банкирам власть над империей и миром. Уолберг сомневается, что американские националисты – и тем более страны БРИКС - согласятся с таким проектом: они хотят рулить сами. Возможно, ловушка для Доминика Стросс-Кана в Нью-Йорке была именно таким шагом защиты Америки от еще более сильного хищника - всемирного капитала.
Хотя книга Уолберга была написана до событий в Ливии, он предвосхитил их.
«США ведет войны против стратегически расположенных, богатых ресурсами и не подчиняющихся планам США и Израиля.
Эти войны используют тактику «разделяй и властвуй», ведут к «смене режима» и оккупации. Даже страшные войны против Кореи и Вьетнама были поданы под соусом «гражданской войны», а теперь сначала провоцируется гражданская война.
По югославскому варианту, страна разбивается на куски, и те встраиваются в новый мировой порядок, или по афганскому и иракскому варианту, используются фальшивые обвинения, чтобы спровоцировать вторжение, а затем разделить страну на части…
Хаос и убийства – не случайный результат. Югославия была мирной страной, Саддам Хуссейн правил самой лучшей страной на Ближнем Востоке, и Талибан привел к разоружению и прекращению производства наркотиков. После американских войн, эти страны оказались в руинах, а их народы в тисках непрерывной розни».
Как мы видим, этот же рецепт был задействован и против Ливии: гражданская война, интервенция, хаос, рознь и убийства пришли туда по двум причинам, отмеченным Уолбергом: (1) в Ливии была традиция бросать вызов американо-израильской империи, и (2) Ливия находилась в стратегически выгодном месте.
Но и со своими союзниками США обращается строго. Турция была надежным союзником, но и против нее США и Израиль поддерживали курдских террористов.
Против Китая и России использовались уйгурские и чеченские сепаратисты.
Книга Уолберга заставляет смотреть новыми глазами на проблему Кавказа – она, по его мнению, в основном инспирирована извне и используется как оружие против российской самостоятельности на мировой арене.
Уолберг подробно разбирает стратегию NED, OSI и других НГО, продвигающих оранжевые революции. Демократия, в их понимании, это устройство, когда «небольшая группа правит от имени капитала, а большинство лишь выбирает между конкурирующими группами элит в рамках контролируемого избирательного процесса».
Еврейский фактор
Книга Уолберга ценна и хорошо интегрированным анализом еврейского фактора в геополитике. Этот фактор действовал и до возникновения Израиля.
Во время первой Большой Игры евреи занимались финансами королей, давали королям советы, а в либеральных странах – формировали общественное мнение. Евреи всюду поддерживали империалистическую политику.
Во время Второй и Третьей Игр возникает новый израильский фактор. Теперь евреи не только поддерживают империю, но и заботятся о своей маленькой ближневосточной империи с большими амбициями.
Но и геополитическое положение Израиля не случайно. Макиндер, создатель геополитики, мечтавший подчинить весь мир Империи, считал необходимым покорить арабский мир – в его понимании, важный транзитный путь, а в нем центральное место занимает «горная цитадель Иерусалима», не случайно занимавшая центральное место на картах мира времен крестоносцев.
Макиндер не был чужд мистике и эзотерике, как и последующие геополитики. Более того, геополитика – это секуляризованная сакральная география прошлого, и устремления геополитиков к «горной цитадели Иерусалима» и к Шамбале не случайны.
Ведь любая идеология имеет религиозную подоплеку. Говоря словами Карла Шмитта, «все важные концепции современных доктрин это секуляризованные теологические концепции».
Так, имперские стремления в Афганистан можно рационализировать потенциалом для строительства нефтепровода, но с тем же успехом можно видеть в нем и поиски Шамбалы.
Хотя Макиндер рационализировал свое устремление к Иерусалиму желанием защитить Суэц, но старые карты и старые концепции влияли на него и на других создателей империи.
Но у империи в Палестине 19-го века не было местных союзников.
Россия могла положиться на православных палестинцев, Франция – на католиков, Турция – на мусульман, а у Англии никого не было.
Поэтому Англия включилась в сионистский проект – перевезти евреев в Палестину и создать там оплот империи.
Евреи были нужны империи, как колонисты, чтобы удержать эту геополитически важную территорию.
Уолберг пишет: «Макиндер стоял на имперских, а не сионистских позициях, даже когда поддерживал декларацию Бальфура и еврейские колонии в Палестине. Поселяя евреев в Палестине, он выстраивал фигуры на шахматной доске мира».
Здесь мы можем добавить к заключениям Уолберга интересные находки Мохамедина Олд-Мэя (Mohameden Ould-Mey), американского географа.
Он выяснил, что сионистское движение не возникло в еврейской среде, но было там культивировано и взращено английскими империалистами.
Человек, вырастивший сионизм, был Уильям Генри Хехлер (William Henry Hechler (1845- 1931), агент Интеллидженс Сервис, породивший сионизм в России и Восточной Европе.
Хехлер встретился со Львом Пинскером и воодушевил его на первый прото-сионистский труд, а затем отправился в Вену и подвигнул Герцля. Он не только помог ему написать его манифест («Еврейское государство»), но и организовал его встречи с царем, кайзером, папой и султаном.
Таким образом, евреи оказались дважды интегрированными в ткань империи – как стражи горной цитадели Иерусалима и как распространители либеральных капиталистических про-империалистических идей.
Израиль теснейшим образом связан с Америкой – и не мог бы существовать без ее поддержки, разве что он откажется от политики апартеида и постоянной агрессии.
Тем не менее, Израиль как будто нарочно ослабляет Америку, затаскивая в новые войны. Возможно, евреи уже готовят себе нового коня, когда старый сдохнет, не вынеся тяжкой ноши.
Израиль и его сторонники втягивали Америку в войны на Ближнем Востоке, пишет Уолберг, в частности и для того, чтобы продать Америке израильское ноу-хау, приобретенное во время оккупации Палестины и Южного Ливана.
Война против Ирака была вызвана израильским лобби, так как Ирак был самой сильной и непокорной арабской державой.
Израильские эксперты понимали, что это усилит Иран, а значит, суннитские арабские лидеры также поддержат израильские требования разбомбить Иран – классическая двуходовка.
Израиль продает оружие, сделанное по американским лицензиям, тем странам, которые не могут купить его в США. Не только боевое оружие, но и приспособления для пыток, в которых Израиль лидирует.
Уолберг отмечает и роль еврейских олигархов, и евреев – западных советников в разрушении СССР и ограблении народов.
Так, «шоковая терапия» была предложена гарвардскими профессорами Липтоном и Заксом и советником Шляйфером, другом Ларри Саммерса – и принята Егором Гайдаром.
Все эти люди были еврейского происхождения, так же как и олигархи Березовский, Фридман, Гусинский, Ходорковский, Смоленский, Абрамович и Вексельберг.
Русско-еврейская мафия с Семеном Могилевичем во главе занимает контрольные высоты во многих странах от Болгарии до Узбекистана.
«Кровавые бриллианты» вывозят из Африки бывшие советские евреи Лев Леваев и Аркадий Гайдамак, израильтянин Дан Гертлер и уроженец Бруклина Хаим Лейбович.
Уолберг подробно описывает деятельность Мосада, ссылаясь в основном на книгу канадского автора Островского, бывшего агента израильской внешней разведки.
На службе Израиля находятся и «сайяним», то есть прямые пособники израильской разведки – их 5000 только в одном Лондоне, и «хранители врат», журналисты и общественные деятели во многих странах мира, которые удерживают дискурс в рамках, приемлемых для Израиля.
В России «хранители врат» обрушились на Максима Шевченко, который напомнил, что норвежский убийца Брейвик был движим своей любовью к Израилю – хотя это бесспорный факт.
Книга Уолберга замечательна своей современностью.
В ней можно найти самые последние споры экспертов и самые дерзкие объяснения событий. Можно ее рекомендовать и специалистам, и людям, пытающимся понять смысл происходящего. И издательствам – потому что пока эта книга есть только по-английски.
Комментарии