Альберт Эйнштейн о Боге

На модерации Отложенный

Один «умный» профессор однажды в университете задал своим студентам вопрос:

- Все, что существует, создано Богом?

Один из студентов уверенно ответил:

- Да, создано Богом.

- Значит, Бог создал все? - переспросил профессор.

- Да, сэр, - ответил студент.

Профессор спросил:
-
Если Бог создал все, значит, Бог создал и зло, поскольку оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Юноша растерялся, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой: ведь он еще раз доказал, что вера в Бога - это миф.

Тут другой студент поднял руку и сказал:
- Могу я вам задать вопрос, профессор?

- Конечно, - ответил тот.

Студент поднялся и спросил:
- Профессор, холод существует?

- Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Молодой человек ответил:
-
На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того,
имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (- 460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не
существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.

Студент продолжил:
- Профессор, темнота существует?

- Конечно, существует, - ответил профессор.
-
Вы опять неправы, сэр, темноты также не существует. Темнота, в действительности, есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый
свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота - это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.

Наконец, молодой человек спросил профессора:
- Сэр, зло существует?

На этот раз профессор неуверенно ответил:
-Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми. Множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ничем иным, как проявлением зла.

На это студент ответил:
-Зла не существует, сэр. Зло - это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Зло - это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло - это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

Профессор сел. Имя студента было Альберт Эйнштейн....

Эйнштейн полагал, что присутствующий во Вселенной чудесный порядок не мог возникнуть случайно и что окружающий мир был создан Творцом, обладающим Высшим Разумом.

Для Эйнштейна, часто в письмах говорившего о своей вере в Бога, чудесный характер существующего во Вселенной порядка был крайне
важен. Всем известны слова Эйнштейна о том, что «безбожная наука хромает» (Einstein, Science, Philosophy And Religion: A Symposium, 1941 ch. 13), в которых он выразил, насколько неразрывна, по его мнению,
связь между наукой и религией.

Эйнштейн заявлял, что «в каждом, кто изучает природу, должно рождаться некое религиозное благоговение». (1920; quoted in Moszkowski, Conversations with Einstein, s. 46).

Он также говорил: «Каждый, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что в законах природы
присутствует некий дух, и этот дух выше человека. По этой причине занятия наукой приводят человека к религии». (Letter to a child who asked if scientists pray, January 24, 1936; Einstein Archive 42-601).

Точка зрения Эйнштейна на науку обнаруживается и в следующих его словах:
«Когда пропадает религиозное чувство, наука превращается в простое экспериментирование без вдохновения». (Letter to Maurice Solovine, I January 1, 1951; Einstein Archive 21-174, 80-871, published in Letters
to Solovine, p. 119).

Альберт Эйнштейн в одном из своих произведений так описывает живительную силу, которую верующий учёный черпает из религии: «Я могу утверждать, что религиозное чувство, имеющее некий космический
исток, в научных исследованиях переживается особенно остро. Без  сомнения, это чувство сильнее всего ощущали первые создатели научных концепций. Научное, рациональное понимание строения Вселенной даёт
человеку самое глубокое чувство веры. Понимание Вселенной, обретённое после многих лет работы, одарило такими глубокими чувствами Кеплера и Ньютона. Те, кто оставался лишь в практической сфере научных исследований, всегда и везде давали этому факту ошибочные объяснения. Эта интуиция и вдохновение наполняют сердца лишь тех, кто отдал всю свою жизнь науке, и только такие люди, несмотря на тысячу и одну трудность,  продолжают свои поиски. Они получают эту силу от религиозного чувства.
Очень правильно выразился один наш современник, что в наш материалистический век самые глубокие религиозные переживания испытали те, кто первым прокладывал путь позитивной науке». (John Clover Monsma, The Evidence Of God In Expanding Univers, 1976, s. 309)

Говоря о том, что люди при определении своих целей должны исходить из религиозных истин, Эйнштейн заявил: «Истинную цель для человека определяет религия. Однако в вопросе о том, к каким средствам следует прибегнуть для достижения этой цели, есть что сказать и науке. Те, кто желает познать истину во всей полноте, придают науке форму, конструируют её, ставя её в определённые рамки. Однако в основе
науки, в её началах опять же в значительной мере присутствует религия. Я не могу себе даже представить какого-либо учёного, лишённого глубокой веры» (Albert Einstein, Science, Philosophy And Religion: A Symposium,-
1941, ch. 1.3).