ПРАВО И ЦЕННОСТИ: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И...РАЗНЫЕ.
На модерации
Отложенный
Вся история государств - это, по большому счету, история власти ( а не народа), которая воспринимает государство как ценность саму по себе и для себя и определяет-устанавливает систему ценностей для граждан. Более того - борется за ценности, что на самом деле означает борьбу за власть, только скрытую.
Но может ли какая-либо ценность быть выше ценности человеческой жизни? КАКОЙ СМЫСЛ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА в государстве, если в центре государственной политики находится не человек, не достойная человека жизнь, а государство как таковое? АБСОЛЮТНО НИКАКОГО СМЫСЛА!
Носителями ценностей являются люди. Поэтому, чтобы человеческая жизнь стала смыслом государственной политики, НЕОБХОДИМО РАЗДЕЛЕНИЕ - МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ И УСТАНОВЛЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ ГРАЖДАН.
Ценностью у всех людей является ПОРЯДОК, который ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО. Но иногда граждане нарушают закон, поскольку он ПРОТИВОРЕЧИТ ИХ СОБСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ - ЛОЖНЫМ ИЛИ ПРЕСТУПНЫМ. Оппозиция, которая борется за свободу собраний, закона не нарушает, потому что право на свободу собраний записано В ЗАКОНЕ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ - В КОНСТИТУЦИИ РФ. А то, что власть приняла еще один закон, запрещающий протестовать против произвола власти, - И ЕСТЬ ПРОИЗВОЛ: ВЛАСТЬ НАРУШАЕТ СОБСТВЕННУЮ КОНСТИТУЦИЮ! Более того - в демократическом государстве, каким провозгласила себя Россия, КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЙСТВИЯМИ ВЛАСТИ - ПРЯМАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ОБЩЕСТВА И ГРАЖДАНИНА.
Но, повторюсь, если граждане совершают преступления, - государство имеет право ЗАСТАВИТЬ их жить в рамках предписанных им правовых норм. Право - государственная ценность, в том числе ПРАВО НА ПРИНУЖДЕНИЕ.
Однако государство всегда стремится р а с ш и р и т ь право на притнуждение до гигантских размеров: МЕШАЕТ ЛЮДЯМ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ. А все, что не запрещено законом, - РАЗРЕШЕНО. Запомните это правило. Это б е з з а к о н н о е вмешательство в дела законопослушных граждан государство почти всегда объясняет абстрактной фразой: "во имя сохранения (продвижения) ценностей". ЭТО ЛОЖЬ! Потому что ценность человеческая НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОТДЕЛЬНО ОТ ЧЕЛОВЕКА. А приверженность государства к ценностям, нарушаюшим закон, стоящим н а д з а к о н о м, - всегда ведет к тоталитаризму и даже к нацизму.
"Третий рейх" был коллективом (сообществом) ценностей: ценил сильное государство, ценил нацию за ее (мифическое) превосходство над другими, ценил чистоту расы и здоровье ( все больные были уничтожены) - и ставил эти ценности выше закона. К чему это привело? - известно всем.
НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ "СООБЩЕСТВА ЦЕННОСТЕЙ" -- ЕСТЬ И БУДЕТ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
Коммунизм имел свой набор ценностей: это партия ("сообщество ценностей"), лидер, вождь, идея... И уничтожал людей "во имя идеи," и призывал-принуждал жертвовать жизнью "во имя идеи", ПОТОМУ ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВХОДИЛА В СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ. Сколько бы не убили людей - народ остается...Так было в СССР....ИДЕЯ - ВСЕ, ЧЕЛОВЕК - НИЧТО. Так осталось в сегодняшней России, но для циничной власти в оправдание своей неспособности к модернизации и развитию даже идея не нужна. Да и не задуришь уже мозги до такой степени, чтобы люди считали идею выше благополучия и безопасности собственных детей. Идеи не умирают за людей, идеи не обеспечивают им достойную жизнь, они нужны только власти для манипулирования людьми.
Начиная с 60-х годов, в России постоянно растет СВЕРХСМЕРТНОСТЬ, ДЕГРАДАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. Это результат жизни ради идеи, а не ради жизни, потеря инстинкта самосохранения и способности к самоорганизации и самоуправлению, способности отвечать за свою жизнь и за свой выбор власти ("что мы можем? - от нас ничего не зависит"), способности к развитию. Мы не живем, а приспосабливаемся к жизни - выживаем, спиваясь от безысходности. Но мы не протестуем...
А ведь еще давным-давно Галилей своим поступком показал человечеству, что не стоит жертвовать жизнью ни за какую идею. Он не перестал верить ( потому что знал!), что Земля вращается вокруг Солнца, но на суде инквизиции (мыслить трудно, поэтому все судят) отрекся от знания во имя собственной жизни и был отпущен на свободу. Он вернулся домой, плотно и с удовольствием поужинал и вновь занялся своей любимой наукой.
АБСУРДНО ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И ПРИНЦИПОМ. Более того - приговоренный к смерти всегда находится В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ, и в таких условиях ради сохранения жизни - человеку ДОЛЖНЫ БЫТЬ "ПОЗВОЛЕНЫ" ЛЮБЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ. "Позволены" - в смысле признаны обществом как допустимые при крайней необходимости ( и сегодня это возможность не свидетельствовать против себя или родного человека). ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЦЕННЕЕ ЗАКОНА, ЕСЛИ БЫТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ.
Всем известен и другой пример, связанный с Сократом. Невинно осужденный, он был приговорен к смерти через отравление ядом. Друзья и жители Афин (Греция), считающие человеческую жизнь высшей ценностью, подготовили Сократу побег из темницы. Но он отказался, потому что на смерть его послали Государство - высшая личная ценность Сократа и Закон - осознанная необходимость Сократа. Как он рассуждал? Убежав ради жизни, он бы нарушил закон и на один шаг приблизил государство к гибели...
Сократ исходил из фактических доказательств мировой истории: погибли и рушатся те государства, где ни власть, ни граждане не соблюдают законы.
Да, законы придумали люди, но законы живут своей жизнью, более того - распоряжаются жизнью людей. У законов - достойная жизнь, у людей - нет...
Принципиально ли это для жизни: что и вокруг чего вертится? Конечно нет.
Принципиально ли для жизни, что после Второй мировой войны все европейские демократические государства вносили изменения в свои Конституции или принимали новые, в которых устанавливались ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВЫХ КООРДИНАТ, КОТОРЫЕ ВЫВЕЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДОСТОИНСТВО В ЦЕНТР ВСЕХ СВОИХ ПОЛОЖЕНИЙ? Конечно да. Поэтому именно достоинство человека, то есть духовно-нравственное ядро личности, стало ключевым элементом права в цивилизованных государствах. Поэтому ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НЕ ЗНАЮТ ИСКЛЮЧЕНИЙ. Поясню: в Англии депортируют старушку и дают вид на жительство плохому человеку, которого казнят на его родине, а жизни старушки ничто не угрожает. ТАКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, а те, кому жаль старушку, могут позаботиться о ней лично, ибо человеки.
\ Так что жертвовать жизнью можно и нужно ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ И КРАЙНОСТИ - ТОЛЬКО РАДИ ДОСТОЙНОЙ ЧЕЛОВЕКА ЖИЗНИ, А ЗНАЧИТ, СОБЛЮДЕНИЯ ВСЕХ ЕГО ПРАВ. И обязательно УЗАКОНИВАТЬ достойную жизнь.
Комментарии