Комментарии к главе 17 евангелия от Матфея

 

Евангелие от Матфея 17

 

1-5. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

 

Преображение. Еще одно важнейшее событие на Пути Иисуса – грандиозный этап и грандиозный успех на Восхождении к Свету. Что же произошло, что увидели Петр, Иаков и Иоанн? А произошла важнейшая трансформация души Иисуса:его сознание впервые ПРОИЗВОЛЬНО, то есть по его собственной воле, поднялось к слиянию с Божественным. Он не просто увидел Божественное внутри себя и через себя - свою Божественность, свое Сыновство, своего Христа, но он впервые сделал это по своей воле: это не случилось с ним, а он сам преобразил всю свою душу, весь свой психический состав в Высший Психический Свет.

 

Этот-то Свет и увидели ученики. Он, этот Свет, вообще, хорошо заметен посторонним (даже если они и не отличаются большой чувствительностью), когда им посчастливиться встретить человека «в Духе», человека, который Светится – добротой, мудростью, святость, в общем, - Светом. Человек в таком состоянии, в самом деле, соединен,  точнее сказать - слит с Высшим Миром и его обитателями (хотя о раздельном существовании этих обитателей можно говорить только условно) и потому может беседовать и с «Моисеем»,  и с «Илией», а точнее с Теми, кто в своей земной жизни были Моисеем и Ильей.

 

Еще раз. Конечно, и до Преображения Иисус знал и о Высшем Мире, и о своем предназначении. Он поднимался Туда постоянно (и когда учил, и когда лечил). Но слово «поднимался» здесь не совсем точное – гораздо точнее, «Что-то его Туда поднимало» так же, как хотя бы раз в жизни то же Что-то поднимало туда каждого, кто сможет понять эти строки. Но есть большая разница между мячиком, который кто-то подбрасывает вверх, и воздушным шариком, который взлетает вверх сам. Большое счастье и большая удача стать «мячиком» в доброй Руке. Но это не конец пути: «мячику» предстоит преобразовать себя в «шарик», утончив и грубые («резиновые») оболочки своей души, и ее внутренний («воздушный») состав. Такое преобразование тоже далеко не конец Пути, но это очень важный этап, через который необходимо пройти: преобразовать постоянные связи с Высшим в произвольные.     

 

6-9. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

Точно так же, как по своему желанию Иисус поднялся Наверх, точно так же он и спускается, чтобы продолжить свою земную работу. Но преждевременная огласка может ему помешать, создать ненужные препятствия или, наоборот, ускорить ход событий. Отсюда и запрет ученикам рассказывать о Преображении.

 

Мы не знаем, конечно, насколько этот рассказ точен биографически – было ли это, действительно одно событие, свидетелями которого стали три ученика, или же этот рассказ обобщает многие подобные превращения Иисуса в Свет, но нам и нет необходимости в знании подобных деталей. Важно понимать, что безотносительно к его биографической точности рассказ о Преображении точен психологически, он рисует психологически достоверную картину и готовит нас к пониманию того, что произошло позднее на кресте.

 

10-13. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

 

Еще одно место, из которого ясно видно, что во времена Иисуса представления о реинкарнации были настолько общепринятыми, что реальность реинкарнации не нужно было никому доказывать, подобно тому, как жителям северных стран (но не тропиков) нет смысла доказывать, что зимой идет снег.

 

Здесь есть еще один интересный момент, на который обращают внимание современные комментаторы этого отрывка. Почему такой тяжелой оказалась судьба второго воплощения едва ли не святого Илии? За что ему досталась такая страшная смерть в застенках Ирода. Конечно, мы не знаем всех законов кармы, но мнение комментаторов по этому вопросу любопытно и я его приведу. Комментаторы связывают такую судьбу Иоанна с убийством Илией 450 пророков Ваала (3-я Царств 18:40). Впрочем, насколько это было так в действительности, мы не знаем и нам этого не нужно знать.

 

 

14-18. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

 

К кому обращена гневная вспышка Иисуса и в чем ее причина? Обращена она к его ученикам и вызвана еще одной демонстрацией их безверия. Но что это такое – вера и безверие. Об этом Иисус говорит в следущих стихах.

 

19-20. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

 

О чем говорит Иисус? Что это за вера такая, которая двигает горы? И почему о ней ничего неизвестно? Почему баранье упрямство и непоколебимость своих религиозных убеждений, которую часто демонстрировали и демонстрируют сегодня многие христиане, не помогает им двигать горы, да и вообще никак не помогает?

 

Вера, о которой все время толкует своим ученикам Иисус, ничего общего не имеет с тем, что обычно называем верой мы – с твердой уверенностью в истинности чего-либо, например, того мировоззренческого положения, что Бог есть. Такая уверенность свидетельствует только о замирании внутренней жизни верующего, о его неспособности разотождествиться со своими мнениями и посмотреть на них со стороны – то есть об остановке духовного развития. Иисус же говорит о совершенно иной вере в Бога – вере, которая и верой-то в нашем обыденном понимании не является, потому что она не столько вера, сколько знание Бога, основанное на личном опыте и оттого такое же несомненное, как наше знание тепла и холода, света и темноты или как знание нашего собственного тела. Это знание дается (тем, кому оно дается) через расширение их сознания до такой степени, когда им открываются Иные Реальности, Иные Миры – то есть именно то, что люди называют словом «Бог». При таком расширении сознания происходит как бы слияние человека с Богом и способности человека возрастают многократно, становятся несопоставимыми с обычными человеческим способностями. Но при этом, человек утрачивает возможность использовать свои новые способности для удовлетворения своих эгоистических желаний, так не его воля (как и все в его душе), тоже растворяется в Воле Бога.

 

Вот такую Веру имеет в виду Иисус во всех тех разбросанных по евангелиям фрагментах, когда он говорит о вере.   

 

21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.

 

Любопытное замечание, показывающее, что разные бесы изгоняются (то есть разные «психические аномалии» лечатся) разными методами. Если пост (физическое очищение организма) более-менее известен психотерапевтам как метод воздействия на психическое состояние пациента, то в чем смысл молитв и какие это должны быть молитвы – все это психотерапии еще только предстоит освоить. Здесь я коротко обозначу только главные принципы «молитвенной терапии». Молитва (если это, конечно, правильная молитва, а не механическое безразличное или того хуже алчное бубнение непонятных слов) меняет состояние самого молящегося – делает это состояние более Высоким. При правильной молитве человек несет Богу самое чистое, что есть в нем, и если это чистое достаточно чисто, между сознанием человека и Богом (Высшими Мирами) устанавливается некая связь, которая сама еще больше очищает душу человека. А дальше эта очищенная, возвышенная душа переносит, «индуцирует» свое состояние на окружающих – как бы «заражает» окружающих своей возвышенностью. Именно о таком заражении Серафим Саровский говорил «Спасись сам – и спасешь тысячи».  А дальше все просто – бесы в возвышенной душе не живут, и тут неважно, возвысилась ли она в результате собственной работы человека или душу возвысила «психическая индукция» от другой возвышенной души.

 

22-23. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

Еще одна подготовка читателя к последующим событиям, снова подчеркивающая, что Иисус действовал сознательно, с пониманием того, что он делает, для чего и что за этим последует. Таким образом, кульминация евангельской истории все больше походит на некую мистерию, подготовленную и «разыгранную» самим Иисусом.

 

24-27. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

 

Речь идет о сборщиках «налога на храм», пол-сикля, или 2 драхмы (дидрахма) с каждого иудея старше 20 лет (Исход 30:11-16). В статире было 4 драхмы, то есть как раз налог с двоих человек. Иисус походя говорит, что они как дети Бога не должны платить своему Отцу – Царю Небесному, потому что и земные цари не берут налоги со своих детей. Как и в других местах, перевод σκανδαλίσωμεν как «соблазнить» здесь оставляет много неясностей. Чтобы не соблазнить на что? На репрессии против Иисуса и Петра? Или просто на обиду (есть перевод этого места как «чтобы нам не обидеть их» и множество подобных переводов на английский, например, not to give offense to them в Стандартной Английской Версии)? По-видимому, смысл реплики Иисуса в том, чтобы не давать повод для скандала, когда еще столько нужно сделать, скорее, чем о гуманистической попытке сохранить душевное спокойствие сборщиков налога.