Комментарии к главе 16 евангелия от Матфея

 

1-4. И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

 

История с требованием знамения повторяется. Только сейчас с единственной разницей, что фарисей и саддукеи требуют знамение (в оригинале σημεῖον – «знак») с неба.

 

В ответе Иисуса не вполне удачно разделено «красно» и «багрово». В оригинале это одно слово πυρράζει (огененно-красное), но с добавление еще одного определения для утра - γὰρ στυγνάζων («мрачный», «нависающий» (русский аналог по отношению к небу)). Смысл ответа в том, что умея тонко различать оттенки неба, фарисеи и саддукеи не могут различать знаки (знамения) времени. О чем говорит Иисус? Что это за «знаки времени»?

 

Каждое время предъявляет к людям свои требования – требования своих дел, которые люди должны совершить. Это не метафора, а вполне реальные требования, существующие во вполне материальной форме. Правда материя такая - тонкая, неизвестная современной физики. Реальность этих требований проявляется в том, что не множество людей их улавливают и воплощают в СОВМЕСТНОЙ работе. Без подобных требований жизнь людей была бы гораздо более хаотичной и гораздо менее организованной. Но, конечно, то, в которой люди способны не просто уловить, почувствовать, а «расшифровать», правильно и полно понять требования времени, у разных людей разнится очень сильно – от очень смутного чувства у одних людей до развернутого и полного понимания у других. Зависит умение понимать «знаки времени» от уровня духовного развития человека, от его способности настраиваться на «тонкие волны» и «глушить внутренние помехи» - различные голоса в своей душе (привычные мнения, свои и чужие, желания видеть одно и не видеть другое и т.п.), которые иногда «рвут его на части», а иногда просто отвлекают от должного, подталкивая его к тем или иным действиям. Умение слышать, различать «знаки времени» делает человека пророком; а неумение, когда оно активно выдается за умение, - «слепым вождем слепых». Именно это обвинение, но сейчас в несколько измененной форме и бросает Иисус фарисеям и саддукеям.        

 

5-12. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

 

Удалось ли христианам от этих учений уберечься? Не очень.

 

В чем суть этих двух «заквасок». Саддукеи остались в истории как сторонники буквального толкования Моисеева Пятикнижия – закона Моисея. Фарисеи – основоположники талмудического иудаизма – как интерпретаторы Закона, способные путем манипулирования словами вывести из его текста все, что им хотелось бы получить. (В этом смысле, фарисеев можно считать и предшественниками юриспруденции.) Иисус предостерегает против обессмысливания Закона, неважно каким путем – путем ли буквалистского понимания его текста, или путем произвольного манипулирования с этим текстом. Призыв Иисуса - не извращать суть закона, а выявлять его подлиный смысл.

 

В дальнейшем же развитии христианства мы видим оба вида извращения Сути: и отказ за буквой видеть смысл (одна из причин, побуждающая меня писать эти комментарии), и стремление приспособить учение Иисуса к своим нуждам и оправдать им свои даже очень неблаговидные деяния. Впрочем, последнее в христианстве обычно происходит без особых текстово-логических ухищрений фарисеев и их последователей – талмудистов.

 

13-17. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты--Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

 

Чем Петр заслужил похвалу Иисуса? Тем, что увидел две вещи.

 

Первое – миссию Иисуса как спасителя человечества, Мессии (по-гречески, Христа). Спасителя, конечно, не в популярном понимании принятия на себя грехов человечества и избавления тем самым человечества от грехов – мечте любого лентяя, чтобы кто-то сделал его, лентяя работу за него. Спасителя в смысле – прокладывателя Пути к Спасению, которым за ним могут последовать другие люди.   

 

Второе, что увидел Петр,  – это божественность Сыновство Иисуса, что сын человеческий – это и Сын Божий. Конечно, опять-таки не в популярном понимании непорочного зачатия и бессмысленных «биологических» отношений Иисуса с Богом, а в смысле того, что в душе Иисуса явно присутствует Божественность. Правда, здесь, как и в других местах евангелиев, «за кадром» остается рукотворность этой Божественности, Ее сделанность руками самого Иисуса. Но это и понятно – подобная «рукотворность» абсолютному большинству современников Иисуса понятна быть не могла. Она и сегодня может быть понята далеко не всеми.   

 

18-19. и Я говорю тебе: ты--Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

 

Здесь уместно вспомнить, что среди задач евангелиста (или его позднейших редакторов-переписчиков – что еще более вероятно) было и укрепление авторитета церкви. Таких посвященных церкви фрагментов в евангелиях немного, и это один из них. Так как возможности, которыми наделяет Петра здесь Иисус, явно избыточно-фантастичны, то и попытки поиска в данных стихах какого-то иного смысла (кроме превознесения церкви) не имеют никакого смысла.

 

20.

Тогда (Иисус) запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

 

Почему (если такой запрет, в самом деле, был)? Очевидно, чтобы иметь возможность доделать свою Работу, не провоцируя ни врагов на ускоренную расправу, ни сторонников – на народные волнения.

 

21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

 

Знал ли Иисус свою судьбу? Вне всяких сомнений. Человек такого духовного уровня, который демонстрируют слова Иисуса, может исполнять свою миссию только с полным осознанием.   

 

22-23. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

 

Очень интересный момент! Из него видны отличия между Иисусом, с одной стороны, и евангелистом, а также Петром, каким его изображает евангелист, с другой.

 

У евангелиста Петр, которому только что была дана огромная власть, пытается спорить с Иисусом, а по сути - с Божественным промыслом. Владельцы ключей от Царства так не делают. Евангелиста же это нимало не смущает. Он не понимает, что ТАКОМУ Петру Иисус не мог сказать те слова, о которых пишет евангелист (стихи 18,19).

 

Но еще интереснее здесь изображение евангелистом самого Иисуса. Иисус у евангелиста смущен, от смущение разгневан и едва ли не способен соблазниться предложением Петра. Все это по-человечески очень понятно, и картина, изображаемая евангелистом, могла бы считаться психологически достоверной, если бы не одно «но». «Но» состоит в том, что такой Иисус очень мало похож на того духовного гиганта, который произносит Нагорную проповедь, да и почти все иные речи, которые мы слышим в евангелии.    

 

Другими словами, мы видим здесь явную попытку евангелиста принизить Иисуса до своего уровня (кстати, тоже очень высокого) и можем понять, насколько реальный Иисус был выше евангелиста. Именно подобные моменты достовернее любых иных доказательств доказывают историческую рельность Иисуса

 

24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

 

«Отвергнись себя» (то есть откажись от себя) значит откажись от всех своих эгоистических желаний. «Возьми свой крест» здесь имеет несколько смыслов. Первый - делай что должно, что тебе предназначено и велено Богом, т.е. чего требует от тебя твоя Совесть. Второй – приготовься к страданиям,с которыми сопряжено такое делание не человеческого, но Божьего. Но есть и еще один смысл: на этом кресте будет распято то «я», от которого отказывается ученик Иисуса.   

 

25-26. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

 

Снова повторяется эта центральная мысль христианства: чтобы обрести Высшую душу, нужно потерять низшую. Причем не просто потерять ее, а потерять ее в духовной работе («ради Меня», то есть здесь «ради Бога», «для Бога»).  

 

Душа же человека – самое ценное, что у него есть.

 

27-28. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

 

Еще одно место, заставляющее вспомнить о том, что евангелист не только излагает учение Иисуса, но и решает иные, более «конъюнкрурные» и более преходящие задачи. Мысль о том, что второе пришествие будет вот-вот, через несколько лет, была очень нужна для поддержания энтузиазма христианской общины. И сегодня разного рода деятели активно подобную мысль эксплуатируют, провозглашая близкие даты конца света.

 

Стоит заметить, что ни сам евангелист, ни, что еще интереснее, его поздние редакторы не смущаются тем фактом, что в уста Иисуса вложена явная ошибка. Они ее не замечают. Так было устроено их мышление.

 

Продолжение. Начало в

1,2 - http://gidepark.ru/community/43/article/434602

3 - http://gidepark.ru/community/43/article/436975

4 - http://gidepark.ru/community/43/article/437714

5 - http://gidepark.ru/community/43/article/439114

6 - http://gidepark.ru/community/43/article/440432

7 http://gidepark.ru/community/43/article/441482

8 http://gidepark.ru/community/43/article/442049

9 http://gidepark.ru/community/43/article/442695

10 http://gidepark.ru/community/43/article/443362

11 http://gidepark.ru/community/43/article/444783

12 http://gidepark.ru/community/43/article/446470

13 http://gidepark.ru/community/43/article/447410

14,15 http://gidepark.ru/community/43/article/448141