Победа - одна на всех
На днях я проходил мимо нашего «танка», памятника в честь Победы. Т-34-85 - та самая «тридцатьчетверка», которая стала символом Великой Победы. Таких танков много стоит по всей стране, они еще даже хранятся в запасниках Министерства обороны, на полном ходу. Вечные танки, свидетели многому, прежде всего тому, как страна выстояла, победила. По танку ползают дети, а я вспомнил, что когда-то люки орудийной башни были открыты и мы, сами еще мальчишки, залезали внутрь танка. Можно было посидеть в кресле машиниста, командира, наводчика... А в этот раз почему-то подумалось - хорошо, что мы не знаем войны, не видели этот танк в бою, в движении, ведь если по улицам города идут танки, значит - война.
Не видели мы, не видели и эти ребята, которые сейчас ползают по памятнику, примеряясь к огромным для них каткам, тяжелым гусеницам. Но есть еще те, кто видел, кто знает, кто сам вел в бой такой танк, кто горел в нем, вытаскивал друзей из подбитой машины, прорывал оборону врага, входил в Берлин, Прагу, Вену... Киев, Смоленск, Минск... Мы все понимаем, что жизнь не переспоришь, и тех, кто помнит, все меньше и меньше, а скоро (что поделать) они уйдут все до одного. Здесь меня передернуло. А что будет ПОСЛЕ НИХ?
Вы помните, когда началась Великая Отечественная война? Помните, когда над Рейхстагом подняли красный флаг? Помните, когда был разгромлен вермахт под Сталинградом, когда началась берлинская операция? Хотя бы это? Жуков, Конев, Рокоссовский... Хотя бы этих людей? А вот многие не помнят. Я спрашивал у некоторых учеников в школе, где раньше учился сам. Они с большим трудом вспоминают, что Великая Отечественная война началась 22 июня, что Жуков - полководец, а Сталин - Верховный главнокомандующий.
О том, что Берлин был взят 2 мая, а берлинская операция началась 16 апреля практически никто не знает. А ведь еще лет 30 назад в школах это зубрили наизусть. Да не в этом даже дело. Что для нас сейчас - Победа? Это 9 мая каждого года, выходной день, когда на Красной площади парад, а в городах поменьше - развод на плацу пары-тройки батальонов того, что называют войсковыми частями. Непременные концерты с песнями военных лет и о войне, цветы к вечным огням, памятникам, поздравления ветеранов и, конечно же, георгиевские ленточки - ужасная, сальная и противная традиция последних лет.
Вся городость формируется из двух слов - мы победили... Наверное, я болен психически, но эти слова, произнесенные из уст какого-нибудь сопляка, вызывают у меня ненависть и желание сломать ему челюсть, чтобы больше никогда не говорил он этих слов. Кто - мы?! Мы большинством своим не слышали даже выстрелов из пистолета. Что говорить о рвущихся рядом снарядах, строчащих под ухом пулеметах, грохающих орудиях... и криках умирающих товарищей. А еще громкое и разносящее по всей передовой - «В атаку!».
Мы, никогда не пережившие это, не узнаем, что значит - подниматься под пули и идти в атаку. Потому что мы сейчас большей своей частью просто не поднимемся, трясясь за свою жизнь (конечно, война войной и нельзя сказать, кто и как себя поведет). А они вставали и шли, и рвали в клочья врага. А мы... что - мы? Мы ленточки на антены машин повязываем.
А что такое - Победа? Победа - это не праздник. Победа должна быть чувством. Не словом, рождающим гордость, а самой гордостью. Не праздником, выражающим благодарность, а самой благодарностью. Зачем нам знать о той войне? А затем, чтобы была гордость за ту страну, за тех людей, которые сделали так, чтобы мы не знали, что такое - война. Чтобы понимали, каким трудом и какими силами отстояли свое право быть великой страной.
И совсем ни к чему рассуждения бравых идиотов о том, как руководил Жуков, чего требовал Сталин и что танки наши немцы поджигали, как спичечные коробки, а самолеты сбивали, как уток дробью. Мы должны знать, как от этих танков и самолетов бежали с передовой лучшие дивизии вермахта, как эти самые танки, самолеты, орудия перепахали половину Европы, наводя ужас на противника. И люди... Солдаты, офицеры... те, кто шел в бой и вел в бой. Немцы и их союзники знали, что советский солдат не сдается, что его можно убить, но не сломить. Знали и боялись. Ведь они пришли на эту землю воевать, убивать, разорять. И знали, что никакой снисходительности к ним не будет. Поняли это в первые же часы войны и зарубили на носу на все четыре года.
Мы должны помнить об этом, знать об этой войне не по «трактатам» современных журналистов, которым лишь бы высосать сенсацию, не по рассуждениям новоявленных идеологов, считающих потери, кричащих о том, что Сталин выложил дорогу к победе костями... что без помощи союзников победы бы не было. Мы должны бы знать об этой войне от них, от тех, кто был там и видел это. Счетом и рассуждениями пусть занимаются те, кому это положено по долгу службы. А у нас с вами должна быть гордость за людей победивших.
А зачем эта гордость? А затем, что если случится война, если Родине (не стране даже, а Родине, дому, родным и близким) будет грозить беда, чтобы мы встали, как они. За Родину, за право быть. Не размениваясь на на пули, снаряды и мины. Вести в бой танки, самолеты, корабли и, если будет нужно, принять удар на себя. Вот для этого нам и нужна Победа. А праздник 9 мая - это день, когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и сказать спасибо тем, кто победил тогда, можно в любой другой день. Победа - она не в георгиевской ленточке на рубашке. Жаль, что мы забываем об этом все больше и больше.
P. S. Не стоит в комментариях разводить полемику в цифрах и фактах. Факт один - Победа.
Комментарии
Ни один правдоподобный ветеран ничего подобного не говорит. Среди моих родственников воевали многие. Из 6 мужчин с войны вернулись четверо. Ни один ничего такого никогда не рассказывал, даже во времена "гласности".
Про "заградительные отряды" почитайте любые мемуары любого фронтовика. Узнаете нового много для себя. А еще интереснее почитать тех, кто сам был в этих отрядах. По странному стечению обстоятельств выжило их совсем немного.
Вы стали разговаривать противоречиями, из чего я делаю вывод , что вам , в сущности , всё равно что мне писать , лишь бы это выглядело как ваша маленькая победа в споре надо мной .