Религиозный Экстремизм в Казахстане

На модерации Отложенный

 

Религиозный экстремизм стал головной болью для государств Центральной Азии. Огромное внимание уделяется странами к религии и религиозным организациям. В Казахстане таких организации насчитывают больше пяти тысяч.

После столкновения между правоохранительными органами и представителей религиозных движении на Западе Казахстана, власти стали выражать обеспокоенность  ситуацией в стране. Казалось, стабильность и согласие, которые были основными составляющими развития Казахстана, начали, рушатся под шквалом паники и спекуляции о развитии экстремизма и терроризма в Казахстане.

Государство задействовало все рычаги влияния, чтобы защитить мирных жителей и установить стабильность в стране. Силовые структуры Казахстана были готовы для реагирования на случай повторения террористических атак. Были захвачены группы при подготовке к теракту в Атырау, осуждены лица причастные напавшие на представителей правоохранительных органов в Актобе. В это же время, верхняя палата Парламента (Сенат), одобрила законопроект о «Религиозной деятельности». Законопроект обязывает перерегистрацию всех религиозных организаций, которых насчитывают больше пяти тысяч в стране. В стране заблокировали более трехсот сайтов, имеющих религиозно-радикальное содержание. Создалось впечатление, что в стране взялись за религиозный экстремизм и пытаются отсеять не традиционные течения Ислама, хотя многие отмечали, что власть немного запоздала. Президент Казахстана отметил что все это делается для того что узнать кто к нам приезжает, чему учат и что привозят.

Казахстан как молодая страна в период независимости стал открытым для миссионеров из ближнего востока и Кавказа пропагандирующие радикальные взгляды, и под это влияние подверглась молодежь, самая уязвимая часть общества. Очередной шаг властей, запрещающий молельные комнаты в госучреждениях, объясняется попыткой ужесточить контроль над религиозной деятельностью, а также направить народ в традиционные уммы  Ислама,  а также привить светское государство.

Похожие действия, интерпретируемые как попытки установить контроль над религиозными организациями проявляются и в других странах Центральной Азии. Таджикистан приостановил уроки основных канонов Ислама в школах, а также начал проверку имамов мечетей и самих мечетей. Ранее Таджикистан прибегнул к переводу священной книги Коран на Таджикский язык в надежде на то, что это отсеет радикальное мышление.  Оламафруз Фромарзи рассказал в своем отчете, что мужчины Таджикистана жалуются,  что им запрещают носить бороды, так как на улице их останавливают сотрудники правоохранительных органов,  а сотрудники Госавтоинспекции настаивают на том, что водители должны сбрить бороду. Молодым таджикам, которые учатся в иностранных медресе, было, велено вернутся в Таджикистан.

В соседнем Киргизстане власти закрыли 1777 из 720 мечетей со ссылкой на то, что они были без регистрации.  Узбекистан, который тоже страдает от атак ИДУ (исламское Движение Узбекистан) и Аль-Каиды также прибегнул к борьбе с экстремизмом, закрыв сайты и школы.

Все эти шаги по предотвращению религиозного экстремизма и терроризма, исходящих от так называемых не традиционных течении Ислама критиковались одними, и подержались другими. Их критикуют, так как с этой точки зрения государства ЦА  опоздали с реакцией. С другой стороны многие поддерживают их, так как это лучше чем бездействие. Попытки государства ЦА можно понять, так как Казахстан заявил о себе как страна, в которой живет согласие и мир и страны не хотят привлекать на себя внимания. Экономический регресс в сторону дестабилизации сулит риски для инвесторов и экономический спад для стран. С точки зрения самих верующих последние решения государства вызывают негодование, так как особое внимание к верующим конструируется как дискриминация и ущемление прав граждан.

Тем не менее, все эти скоропалительные решения объяснимы тем, что у государств Центральной Азии, особенно в Казахстане нет стратегии и тактики против экстремизма и терроризма.  Одна из причин того что страны не в состоянии создать адекватную стратегию по борьбе с религиозным экстремизмом кроется в следующем. В строении государств Центральной Азии многое перенималось из опыта развитых стран Запада или развивающегося Востока. В строении демократии или президентской модели перенимались из стран Запада или Юго-Восточной Азии. Даже города строились в согласии с западными и восточными ценностями. Когда говорят о реформе страны обратно же прибегают к опыту других стран, успешно достигшие свари цели. Когда стали говорить о религиозном экстремизме и терроризме, государства стали принимать решения в спешке и проблема заключается в том, что не у кого перенять опыт в борьбе против экстремизма. Сколько лет деятели говорят об этой проблеме, но еще не было такой страны победившей в этой борьбе. Светский строй государство Турции, который рассматривался как пример, тоже терпит террористические атаки, а правящая партия Турции расположена к Исламским ценностям.

Интересно и то, что многими государствами одобряется традиционное мышление Ислама, хотя знает ли государство что такое традиционное мышление? Каким оно должно быть?  Где та середина и кем оно должно устанавливаться?

У каждого мусульманина в голове - «свой» ислам. Знание религии зачастую основано не на Коране - этом главном документе ислама, а на объяснениях священнослужителей, различных «инструкторов», «алимов».  Ведь учение религии не останавливается на мечетях и медресе, и  с проникновением информации в страны ЦА учение происходит за пределами религиозных домов

Один из важных плюсрв который имеет Казахстан в сравнении с другими странами страдающими от религиозного экстремизма то что радикальные движения не пустили корни и не обосновались, не имеют конкретной идеологии, а также конкретного лидера способного наращивать связи с другими движениями в соседних странах. Так в Узбекистане существует ИДУ, в Росии движения на Кавказе, в Афганистане Талибы и Хаккани и Аль-Каида в Пакистане. С этой точки зрения Казахстан имеет пространтво маневрирования в борьбе с экстремизмом. 

 

 

\