«На всей планете нет ни одного демократического государства, кроме Ливии»

На модерации Отложенный
20 октября 2011 года в Ливии был убит Муаммар Каддафи – свергнутый в результате псевдодемократического переворота глава государства, который, как теперь выясняется, после падения в августе столицы Триполи скрывался в Сирте. Таким образом, полковник сдержал свое слово не покидать страну и умереть мучеником на ливийской земле. Более того, своего последнего слова Каддафи еще не сказал.
 

Должен умереть

Обстоятельства его смерти пока до конца не ясны, но примерная картина следующая: после ставшей уже неминуемой победы сил ПНС в боях за Сирт кортеж Муаммара Каддафи вырвался из города и тут же был накрыт авиацией НАТО. Затем уже к разбомбленным машинам прибыли бойцы ПНС и нашли Каддафи, раненного в ноги. В интернете уже можно найти ролик, где под истерические вопли повстанцев полуголого и окровавленного Каддафи ведут под руки в машину. По официальным данным, повстанцы «немедленно отправили Каддафи в больницу, однако по дороге он скончался». По неофициальным, полковника по дороге в больницу пристрелили из пистолета выстрелами в голову и в живот. Называют даже имя убийцы – новым героем (и потенциальным шахидом – вряд ли родня полковника забудет о кровной мести) стал 18-летний боец Ахмед Шайбани. Также над телом полковника успели поглумиться. На распространенных аль-Джазирой видеокадрах видно, как тело Каддафи – видимо, по дороге в больницу - тащат по улице, а СМИ распространяют информацию, что его еще живого били ботинком (серьезное оскорбление в исламском мире).

То, что Каддафи не собирались брать живым, было понятно всем. Ведь никакого показного суда над полковником бы не получилось – на нем Каддафи выступал бы обвинителем и мог рассказать много интересного. Как про новое руководство Ливии, так и про заграничных инициаторов интервенции. Поэтому не удивительно, что гибель Муаммара Каддафи вызвала ликование не только в Бенгази, но и во всем либеральном мире. Закрыв глаза на откровенное убийство полковника, европейские лидеры поздравляют ливийский народ с великой победой.

«Исчезновение Каддафи - это важный этап в борьбе, которую ливийский народ в течение более восьми месяцев вел за освобождение от свирепого диктаторского режима, который господствовал более сорока лет», - заявил президент Франции Николя Саркози (вряд ли ему было выгодно, чтобы на суде Муаммар Каддафи рассказал, как и в каком объеме финансировал предвыборную кампанию Николя Саркози). «После 42 лет власти страха перед полковником Каддафи, режиму в итоге пришел конец», - говорит генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Им вторят и лидеры государств по ту сторону Атлантики. Ликвидация Каддафи «означает конец долгого и болезненного для ливийского народа времени, и теперь ему представляется возможность самостоятельно определять свое будущее. Четыре десятилетия Каддафи правил Ливией железной рукой: основные права человека нарушались, невинные граждане попадали за решетку, убивались и избивались, богатства страны безрассудно тратились, а террор использовался в качестве политического оружия», - заявил американский президент.

А был ли тиран?

Впрочем, сухие цифры легко опровергают красноречивые доводы Барака Обамы, Саркози и Расмуссена о кровавой диктатуре Каддафи. Демократом Брат-Лидер, конечно, не был, но ливийскому народу было за что сказать ему «спасибо». В отличие от ряда других ближневосточных-и-не-только диктаторов Каддафи тратил колоссальные деньги на создание в возглавляемой им стране социально-экономических условий, при которых всем всего хватало. Начать с того, что при полковнике была ликвидирована безграмотность. Для сравнения: до его прихода к власти в Ливии проживало 2 млн человек, из которых 90% были безграмотны (среднее образование получали около 2 тыс. человек в год, а в единственном университете училось три десятка студентов). При Каддафи медицина была бесплатной, уровень детской смертности составлял 25 на 1000 (в королевской Ливии на всю страну был 31 госпиталь и 300 врачей, а показатель детской смертности равнялся 130). Электричество для населения было бесплатным, по данным на 2001 год, в стране его производили около 20 млрд киловатт-часов (в 1967 году — 212 млн киловатт-часов). Валовой национальный продукт на душу населения был самым высоким в арабских странах Северной Африки и составлял в 2010 году 14,192 тыс. долларов (в 1965 году — 490 долларов). За каждого новорожденного в стране выплачивалось 7 тыс. долларов, молодоженам на квартиру выделялось более 60 тыс.

А масштабное инфраструктурное строительство вообще вошло в Книгу рекордов Гиннесса. Каддафи инициировал самый крупный ирригационный проект в мире — Великую рукотворную реку. Эта огромная система труб и акведуков, в которую входят более 1300 колодцев глубиной 500 метров, снабжает водой из Нубийского водоносного слоя засушливые районы и побережья страны, включая города Триполи и Бенгази. Ежедневный объем перекачиваемой питьевой воды составляет порядка 6,5 млн кубометров. Проект почти завершен, и планировалось, что он не только позволит решить проблемы с нехваткой питьевой воды, но и сделает орошаемыми 130 тыс. гектаров земли. Эксперты признают, что столько для рядового населения не делал ни один современный ближневосточный диктатор. И вряд ли теперь сделает – ведь у новых ливийских властей вряд ли в кратко- и среднесрочной перспективах найдется время и деньги на социально-экономические программы.

Каддафи победит

Закрыв страницу правления Каддафи, западные политики излучают оптимизм относительно будущего Ливии. «Темная тень тирании ушла, и теперь у ливийского народа появилась возможность построить демократическую Ливию... Мы ждем скорейшего формирования переходного правительства и проведения первых свободных и честных выборов», - говорит американский президент. Однако эксперты этот оптимизм не разделяют. Прежде всего, потому, что во время гражданской войны разномастные антиправительственные группировки поддерживали ПНС потому, что у них был общий враг. Теперь, когда враг ликвидирован, «представители вооруженных формирований из Мисураты, Зинтана, Триполи и даже из самой Восточной Ливии оспаривают власть Переходного национального совета», - пишут аналитики Stratfor. А большинство племенных вождей вообще не хочет иметь над собой никакую государственную власть – их полностью устраивала ситуация «до Каддафи», когда центральная власть была слаба и вожди имели полный контроль над своими племенами и землями, делали, что хотели. Один из российских блоггеров сравнил отношения между племенами и Каддафи с бандерлогами и Каа – Каддафи силой усмирил свободолюбивых вождей бедуинских племен и заставил их подчиняться общегосударственным законам. Теперь, когда Кадафи больше нет, бандерлоги вынесут всю пустыню – и тогда ливийский народ (прежде всего средний класс, привыкший к стабильности и благосостоянию в период правления брата-лидера) поймет, какого это жить без Каа.

Горечь победы над Каддафи вкушат и западные лидеры, столь ликующие по поводу его смерти. Ряд арабских правителей уже сделали свои выводы из ливийских событий.

Весьма неутешительные для Запада.

Вывод первый: сближение с Западом ни к чему хорошему не приводит и никаких гарантий не дает. Долгое время Европа и США убеждали ближневосточных диктаторов в обратном именно на примере полковника Каддафи: вот, мол, он покаялся, сдал свое оружие массового поражения – и теперь может свободно разбивать шатер у Елисейского дворца, жить без санкций и получать баснословные деньги и инвестиции с Запада. Теперь же пример Каддафи показывает, что, несмотря на все это покаяние и сотрудничество Европа слила его в момент.

Вывод второй: модернизация государства и развитие социально-экономического сектора не приведет к увеличению лояльности населения. Ливийцы жили весьма неплохо – и все равно заразились вирусом арабской весны и поднялись против брата лидера. Уж лучше тогда, рассудят арабские владыки, пустить средства на укрепление репрессивного аппарата и жестко подавлять любые очаги либерализма в своих странах. Что, естественно, идет вразрез со стратегией Европы и США по созданию и укреплению в арабских государствах прослойки среднего класса, ориентирующейся на западные ценности.

Так что, погибнув в бою и потеряв свою страну, Муаммар Каддафи все же нанес удар Западу и всем своим врагам в Ливии. И это будет его последним, победным словом.

_______________________________________________________________________________

 

Муаммар Каддафи — о смертницах, кока-коле, Бараке Обаме, детских садах и ливийской нефти

— Ничто не доставило бы мне больше удовольствия (чем изгнание США из Ливии). Но кто тогда будет добывать нашу нефть? Черт бы побрал Америку. [1973 год]

— Помещать детей в детские сады против их воли значит нарушать их естественное право на свободное перемещение. [Зеленая Книга, 1975 год]

 

— По большому счету, труд за зарплату ничем не отличается от рабства. В социалистическом государстве человек не имеет права сдавать в аренду другому человеку свою машину, потому что таким образом он манипулирует его нуждами. [Зеленая Книга, 1975 год]

— Почему мы должны сближаться с СССР? Потому что американцы бросили нам вызов. Они плетут заговор против арабского мира, поскольку поддерживают Израиль. Поэтому мы считаем, врагов Америки своими друзьями. [Интервью журналу Time, 1979 год]

— Мы уверены, что Америка практикует все виды терроризма в отношении Ливии. Даже обвинение в том, что мы причастны к терактам, уже само по себе является актом терроризма.
[Интервью журналу Time, 1981 год]

— Авраам Линкольн был человеком, создавшим себя самостоятельно, без всякой помощи извне и от других людей. Я тоже иду по пути этой борьбы. Я вижу множество сходств между ним и собой. [Статья в The Pittsburgh Press, 1986 год]

— Американцы — хорошие люди. Мы нравимся им также, как они нравятся нам. Я хочу, чтобы они знали: у меня нет к ним ненависти. Я люблю их. [...] Но я думаю, что Америка будет уничтожена изнутри сионистским лобби. Они не понимают этого и не замечают. Америка уже начала приходить в упадок. Рано или поздно, сионизм уничтожит их. [Статья в The Pittsburgh Press, 1986 год]

— Вне зависимости от отношения к США, сегодня любой человек должен проявить сочувствие американскому народу и быть вместе с ним в момент этих ужасающих событий, которые призваны пробудить в нас совесть. Когда мне было пять, моего брата застрелил израильский солдат. С тех пор я посвятил себя делу объединения арабских государств и сохранения торговых отношений с Западом. [Интервью CBSNews.com, 12 сентября 2001 года]

— Кого бы я не спросил о Pepsi-Cola и Coca-Cola все отвечают, что это американский или европейский напиток. Но это не правда, кола из Африки. Они забрали ее у нас, сделали из нее напиток, а теперь продают ее нам втридорога. Почему Pepsi и Coca такие дорогие? Нам следуют самим начать их производить и продавать им. [Выступление в Гвинее, 2005 год]

— Есть только одна религия — ислам. Все кто верит во что-то другое — просто неудачники. [Встреча с верующими в Нигере, 2007 год]

— Я международный лидер, наставник всех правителей Арабского мира, король королей Африки и имам всем мусульман. Мой международный статус не позволяет мне опускаться на более низкий уровень. [Выступление перед сторонниками, 2009 год].

— На всей планете нет ни одного демократического государства, кроме Ливии. [Выступление на конференции в Колумбийском университете в Нью-Йорке, 2008 год].

— В Европе сегодня живут 50 млн мусульман. У нас есть уже целый ряд свидетельств победы ислама на континенте. Без мечей, ружей и насилия за несколько десятилетий Европа полностью исламизируется. [Лекция о международном терроризме, 2006 год]

— Я убежден, что решение израильско-палестинского конфликта возможно лишь при создании демократического государства для евреев и палестинцев. Государство можно назвать Палестиной, Израилестиной или как им будет угодно. Это фундаментальное решение. При любом другом сценарии еврейский народ будет уничтожен в будущем, поскольку палестинцы сильнее. [Интервью телеканалу Al Jazeera, 2007 год]

— Я опасаюсь, что Барак Обама, испытывающий комплекс неполноценности из-за своего черного цвета кожи, в результате может вести себя хуже чем белые. Это трагично. Мы должны сказать ему: гордись тем, что ты черный и знай, что вся Африка поддерживает тебя. [2008 год

— Происходящее в водах Сомали — это ответ на жадность Западных наций, который вторглись в эту страну и нелегально эксплуатируют ее морские пути. Это не пиратство, это самооборона. Они защищают еду сомалийских детей. [Выступление на заседание Африканского союза, 2009 год]

— Существует заговор с целью получения контроля над ливийской нефтью и захвата ливийской земли. Это попытка новой колонизации страны. Но им не удастся осуществить свои планы. Мы будем сражаться до последнего мужчины и последней женщины, чтобы защитить Ливию с востока до запада и с севера до юга. [Выступления по радио, август 2011 года]

— Женщины должны готовиться к войне в собственных домах. Им нужно учиться изготовлять «пояса шахида» и взрывать себя среди вражеских солдат. Любой автовладелец должен уметь устанавливать в машине бомбу. Мы должны обучать этому и женщин — как помещать бомбы в автомобилях и взрывать их посреди толпы, а также как подрывать дома, чтобы они рушились на врагов. Для них предварительно должны быть готовы ловушки. Женщины должны научиться закладывать бомбы в шкафы, сумки, обувь, детские игрушки. [Выступление перед женщинами в городе Сабха, 2007 год]

— Нашему сыну, его превосходительству мистеру Бараку Хуссейну Обаме. Я уже говорил тебе раньше, что даже если Ливия и Соединенные Штаты, упаси бог, вступят в войну, ты все равно останешься моим сыном. Твой образ для меня не поменяется. [Письмо Бараку Обаме, март 2011 года]

— Я никогда не покину эту землю и умру как мученик. Я не покорюсь. Муаммар останется Лидером Революции до конца времен [Обращение к народу Ливии, февраль 2011]