Путин не будет президентом большинства россиян
На модерации
Отложенный
Президент от партии апатии
Большинство россиян не хотят видеть новым президентом страны ни Путина, ни Медведева, а их новая рокировка произвела гораздо меньшее впечатление, чем можно было бы ожидать. Путин в свое второе пришествие может опираться лишь на безразличие большинства населения к власти.
23–27 сентября, то есть как раз в разгар съезда «Единой России», положившего конец реальному политическому тандему и ознаменовавшегося возвращением Путина к полноценному единоличному руководству страной, Левада-центр проводил очередной комплексный опрос об отношении россиян к дуумвирам. Ответы на вопросы о наиболее предпочтительном для населения кандидате в президенты и о том, за кого бы проголосовали респонденты, если выборы состоялись в ближайшее воскресенье, оказались наиболее показательными.
Во-первых, эти ответы подтверждают версию «отречения» Медведева, высказанную им в интервью руководителям трех федеральных телеканалов, — Путин действительно гораздо популярнее. Даже в марте 2011 года, на пике ожиданий второго срока Медведева, его готовы были видеть кандидатом в президенты лишь18% респондентов, у Путина тогда был самый низкий для него показатель — 27%. В сентябре, согласно последнему опросу, Медведева хотели видеть кандидатом в президенты 11%, а Путина 29% — разница действительно очень существенная. При этом сам суммарный президентский рейтинг тандема в сентябре по сравнению с мартом практически не изменился: то есть, по большому счету, безразлично, кто из двух правивших страной лидеров займет главный пост в стране на ближайшие шесть лет. Ответы на вопрос, «за кого бы вы проголосовали, если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье», показали, насколько надоели людям оба члена бывшего тандема. Медведева готовы поддержать 13%, Путина – 27%. То есть
оба не набирают в сумме простого большинства. Впрочем, это не означает, что у Путина, который де-факто станет кандидатом в президенты от власти, есть реальные конкуренты. Его главный конкурент — мифический кандидат «ни того, ни другого».
Обоих дуумвиров не хотят видеть президентом России 27% – ровно столько же, сколько готовы голосовать сейчас за Путина.
Как известно, российское избирательное законодательство истребило проблему явки на выборах как класс.
Тем не менее слишком низкой явки на президентских выборах власти постараются избежать. Пока твердо заявляют о том, что не пойдут голосовать на выборах президента, 11%, еще 13% не определились, будут ли голосовать, а 21% не определился со своим кандидатом. Жириновский и Зюганов в качестве кандидатов в президенты набирают свои дежурные 5–6% каждый.
Весь этот расклад говорит лишь о том, что
россияне устали от несменяемой власти, но не находят реальных кандидатов ей на смену и способов действенно выразить на выборах протест против бывшего и будущего главы государства.
Формой такого протеста был бы не только более высокий процент голосования за гипотетических кандидатов не от представителей оставшихся системных партий (впрочем, несистемных оппозиционеров до президентских выборов не допустят — в этом можно не сомневаться), но и категорический отказ гораздо большей части людей голосовать на выборах президента. Если бы явка на президентских выборах составила бы существенно меньше 50%, это вряд ли повлияло бы на их исход, но стало бы недвусмысленным выражением брезгливого отношения общества к тем кандидатам, из которых мы вынуждены выбирать.
Именно безразличие и апатия большинства населения станут главной политической опорой Путина, как это и было на протяжении всего второго срока его президентства и нынешнего премьерства. Вопрос об ожиданиях от кандидатов в президенты не задавался, но вряд ли при наличии элементарной логики можно надеяться, что человек, так или иначе в течение почти 12 лет правивший страной, на 13 году вдруг начнет проводить какую-то принципиально иную по содержанию и степени эффективности политику.
Впрочем, обратной стороной этой безнадежности является иллюзия стабильности: Путин, несомненно, кажется части населения абсолютно предсказуемым политиком, а мотив «лишь бы не было хуже» по-прежнему очень важен для напуганных историческими потрясениями рядовых обывателей.
Однако вряд ли стоит обольщаться: апатия вечной и поголовной быть не может, а количество реальных сторонников действующей власти неуклонно сокращается. И нет никаких оснований полагать, что заявка на пожизненное президентство Путина как-то изменит эту тенденцию. В любом случае Путин не будет президентом большинства россиян: с ним будут мириться, но едва ли поддерживать по-настоящему.
Комментарии