Мандат на переговоры с властью может дать только народ!

Image 44666

Отголоски президентских выборов 2010 года, как никогда долго, продолжают будоражить страну.
Последующий за «кровавым воскресеньем» государственный террор в отношении ряда общественных объединений, политических партий, СМИ и расправа над участниками Площади, казалось бы, как никогда, консолидировали демократическое сообщество. На некоторое время забылись всегда существующие противоречия, в том числе и в оценках прошедшей кампании, и почти все белорусские оппозиционные политики в унисон заявили о необходимости немедленного освобождения всех политических заключенных. Отдельные индивидуумы, испугавшиеся то ли за свою, то ли за чью-то еще жизнь и попытавшиеся подыграть режиму, в политическом смысле сгорели быстрее метеорита.

Отдавая должное принципиальности представителей белорусского гражданского общества в отношении политзаключенных, все же признаем: приняв соответствующие заявления, периодически поднимая эту тему на встречах и различных ритуальных мероприятиях, большинство оппозиции вновь занялось привычной рутинной деятельностью.

Вновь встряхнул ситуацию разразившийся весной этого года экономический кризис.  Его исключительная особенность заключается в том, что он, как никогда ранее, напрямую связывается с прошедшей избирательной кампанией, а не с какими-то внешними объективными причинами. Даже бывшие сторонники правящего режима отчетливо понимают: потраченные на социальный подкуп и экономически не подкрепленный рост зарплат (до обещанных в избирательном запале 500 долларов), а также вызванная репрессиями самоизоляция и являются истинными причинами обвала. Резкое падение жизненного уровня никак не связывалось с увиденными в закромах Родины кучами золота, подогреваемыми в период выборов определенными частями тела президента и председателя Национального банка! О падении рейтинга «триумфатора» избирательной гонки сегодня стало возможным узнать не только из данных социологических опросов, но и в результате обычного похода в сельмаг.

Звоночком для оппозиции стали организованные без ее участия акции протеста, проходившие летом по новым, пусть и не очень эффективным, сценариям. Во-первых, они показали, что общество значительно изменилось по вышеупомянутым социально-экономическим причинам. Во-вторых, это подтвердило идею, что «свято место пусто не бывает», а в достаточно уютных окопах можно не только засидеться, но и вовсе исчезнуть из памяти большинства людей.  К тому же предпринимаемые по освобождению политзаключенных усилия, включая и международное давление, также не достигают цели. Пусть Лукашенко и выпустил несколько заложников на свободу, но основные его оппоненты продолжают находиться в заключении, причем некоторые, по сообщениям в СМИ, в критической ситуации по состоянию здоровья.  Полагаю, именно желание действовать более активно, используя все законные средства и возможности, побудили инициаторов Народного схода выйти с инициативой его проведения. Казалось бы, в сложившейся ситуации идея апелляции к народу витает в воздухе. Пусть не в форме Народного схода, а в любой другой. Это ведь можно обсудить, и, если надо, скорректировать. Но вот тут и обнаружилась очередная нестыковка в оппозиционных кругах. Одни инициативу поддержали, другие как бы и не заметили, а третьи выступили с критикой и осуждением.

«Масла в огонь» подлил Лукашенко, намекнув о возможном диалоге и активизировав тем самым отдельные группы, желающие получить от этого процесса свои политические дивиденды.  Здесь (да и в статье в целом) я не имею в виду белорусское экспертное сообщество, которое достаточно профессионально, системно и плодотворно работает. Речь также не идет о структурах гражданского общества, работающих с КОНКРЕТНЫМИ целевыми группами. Нужно всем признавать их право добиваться своих целей теми методами, которые они сочтут нужными. Разговор об организациях, преследующих политические цели, такие как  возвращение в Беларусь демократии, обеспечение всех прав и свобод человека, проведение как воздух необходимых людям экономических реформ и т.д. Проще говоря, независимо от статуса их организаций, выступающих за законный демонтаж авторитарной системы, делающей нашу страну и заложником одного человека, и посмешищем, и изгоем для всего континента. В предвкушении обещанного диалога одни лидеры начали, где только возможно, собирать полномочия для усиления своего статуса. Другие вовсе почувствовали себя «консолидаторами всех прогрессивных сил». Эти действия напомнили эпизод из советского фильма «Корона Российской империи», когда прекрасный актер Ролан Быков лупил себя ладонью по лысине с причитаниями: «Корона Российской империи должна быть здесь!» Более ответственные и серьезные политики, понимая, что в таком «диалоге» они в лучшем случае могут быть только декорацией, или вовсе не заметили приманку, или назвали вещи своими именами: мол, знаем мы ваши инициативы, на такую «туфту» нас не купишь!

Внутри белорусского оппозиционного сообщества всегда с избытком хватало разногласий. Кроме идейных, ценностных и иных естественных для неравнодушных людей разделений во взглядах на «левых» и «правых», радикалов и умеренных, прозападных и промосковских и т.д. противоречия и конфликты возникали  из-за амбиций вождей, секторальных и цеховых интересов,  возраста политиков  и даже географии их деятельности. Мы уже привыкли к утверждениям, что партии маргинальны, третий сектор «травоядный», независимые СМИ не влиятельны, «старики» не дают развернуться продвинутой молодежи, а Минск вообще все завалил! Но противоречия по отношению к Народному сходу, полагаю, имеют другую природу. Возражения его противников, как правило, сводятся к тому, что важнее сконцентрироваться на подготовке к обустройству Беларуси после Лукашенко. Надо обучать кадры, готовить будущую элиту страны, разрабатывать программы реформ, заниматься просветительством, повышать активность граждан, развивать свои организации и т.д.

и т.п. К тому же и народ не готов к протестам, а ведь нужно же «попасть» в общественное мнение, да и у режима еще достаточно ресурсов -- осень он переживет. Здесь нельзя удержаться от комментариев.

Спору нет, оппозиции нужны компетентные образованные люди, способные в случае чего использовать свой потенциал для демократической Беларуси. Проблема в том, что таких людей нельзя подготовить впрок, как нельзя по самоучителю научиться ездить на велосипеде или плавать. Это заготовленные на зиму огурцы могут в банках сколько нужно дожидаться своего часа, если, конечно, их правильно засолили. Со специалистами иначе. Без практики их знания быстро превратятся в «малоценку». Не скажу, что занятие просветительством, программами, активностью и т.п. -- занятие вредное. Здесь речь идет о приоритетах в работе оппозиционных структур -- будь то общественно-политических организаций или партий. К слову, в недрах антитоталитарного сообщества, за многие годы плодотворной работы, на свет появилось немало программ и идей, которые будут реализованы и использованы после прихода их разработчиков к власти. Пока не хватает малости -- этой самой программы прихода к власти! Про неготовность народа, неблагоприятное общественное мнение и большой потенциал режима -- «из той же оперы». За подобными рассуждениями скрывается элементарное желание конкретных людей (среди которых, кстати, встречаются рано «забуревшие» и вполне довольные жизнью молодые «премудрые пескари») отсидеться за чужими спинами. Уважаемым и успешным может быть тот политик, который не только «принюхивается» к общественному мнению, но и активно его формирует.

Теперь хочу пояснить, почему мои личные симпатии (и скромная поддержка) на стороне инициаторов Народного схода.

Во-первых, неоднократно говорилось: день 8 октября не объявлен датой смены власти! Это не разовое мероприятие, а смена частью оппозиции методов работы и пресловутый «выход в народ», и не за голосами избирателей, как это делается во время выборов. Уверен, что только такой путь рано или поздно приведет к смене диктаторского режима и возвращению в Беларусь демократии.

По сути это и предложение диалога, но на заданную тему. Власть обязана ответить по своим предвыборным обещаниям: куда девалась валюта, по какому праву она собирается распродавать не только предприятия, но и недра? Это что, ее собственность? По-серьезному мы можем ставить эти вопросы в повестку дня только при поддержке народа, что и пытаются сделать инициаторы Схода.

Во-вторых, предложенный вариант мероприятия полностью законен и нормативное его обеспечение достаточно либерально. Власть создавала такой механизм для себя, и не распространила на организацию Сходов законодательство по массовым акциям. Вероятнее всего, она и не предполагала, что народное собрание может проходить без ее инициативы, оцепления места проведения милицейскими кордонами и соблюдения всех остальных спецмероприятий по ограждению вождей от народа. Конечно, режим неоднократно демонстрировал, что в таких случаях он действует не по законам, а по понятиям. Тогда минимальная польза от Схода -- очередное разоблачение власти и демонстрация ее антинародной сути.

В этой связи есть еще один важный момент. Организационные комитеты Сходов не прячутся под псевдонимами (в отличие от отважных интернетборцов), а сопредседатели рекомендуют ссылаться на них в случае проблем с распространением информационных материалов, и это тоже вызывает уважение.

В-третьих, международное давление на диктатуру не принесет результата -- демократии -- без давления внутреннего. Пасту из тюбика следует выдавливать двумя пальцами, все убеждаются в этом каждый день. И потом, без демонстрации воли, способности сопротивляться насилию, готовности к самопожертвованию белорусская оппозиция вовсе может утратить авторитет и доверие зарубежных партнеров. Сход может дать ответ на вопрос: мы партнеры или ожидающие поощрений и конфеток политические недоросли?

В-четвертых, белорусский оппозиционный «политикум» все последние годы лишь реагирует на инициативы власти и десятилетиями живет по традиционному политическому календарю. Постепенно вся политическая деятельность превращается в конкурс интернет-проектов и в междоусобную внутрицеховую борьбу. Наиболее значимы в этом смысле электоральные кампании, но и они, судя по последним тенденциям, не дают оптимистических ожиданий. Народный сход -- это первая за последние 5--10 лет попытка, предусматривающая практический (а не теоретический, чего с избытком хватало!) выход из оппозиционного «гетто».

В-пятых, это не узкопартийная инициатива, и таковой она не может стать в принципе. Каждый политик, имеющий те или иные амбиции, может их реализовать через народную поддержку независимо от партийной принадлежности, возраста, пола, религиозных или любых иных убеждений. Закон предусматривает общереспубликанские и местные собрания проводятся для «непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства и созываются по мере необходимости для обсуждения вопросов государственной или общественной жизни». Если есть мечта о депутатском мандате, полученном не по спискам власти, следует до выборов поднимать актуальные проблемы, искать единомышленников, создавать группы поддержки, приобретать опыт реальной, а не виртуальной, политической борьбы. Конечно, проще этого не делать, а ждать, когда же созреет народ? Народ обязательно «созреет», но его поддержка и доверие будут отданы реальным лидерам, а не умникам, засидевшимся в окопах.

Можно еще назвать ряд аргументов в поддержку Народного схода, как, впрочем, придумать и кучу причин в нем не участвовать. Каждый волен свой выбор делать самостоятельно. Инициаторы Схода не гадают на кофейной гуще, сколько людей поддержит их инициативу. В любом случае это будут те люди, с которыми эту инициативу можно развивать до победного конца.

Виктор КОРНЕЕНКО, народный депутат СССР, зампредседателя Гомельского горсовета, сопредседатель незарегистрированного общественного объединения «За справедливые выборы».