«Утомленные солнцем-2». Немцы в фильме

На модерации Отложенный

 После просмотра фильма мне приходилось слышать разные мнения, были и такие, что слишком благородными показаны немцы, не показаны их преступления, а если показаны, то не страшно, и речь в фильме идет чуть ли не о «реабилитации фашизма». Так какими же изображены немцы в фильме Н.Михалкова «Утомленные солнцем-2»? Надо разобраться.

Сцена в «Предстоянии» с немецким лётчиком («придурок с задницей», как его окрестили зрители, привет Кукрыниксам! См. http://gidepark.ru/community/1989/article/437371). Там лётчик в 1941 году «сомневался» – бомбить или не бомбить транспорт с ранеными, нарушить, не нарушить конвенцию. Во всей Европе почти не встретил сопротивления – мог себе позволить поиздеваться. В 1943 году («Цитадель») немецкие лётчики разбомбили колонну автомашин с ранеными, даже не поморщившись. И красные кресты их уже не смущали.

***

Немецкий солдат в деревне убивает, как бы случайно, цыганскую семью. Кто видел фильм, никогда не забудет цыганскую девочку, её глаза…

Русская безоружная женщина убила насильника-немца. Ну и что, что он всю Европу «раком поставил» и все ему с рук сошло. А тут не смей! В ответ немцы сжигают жителей всей деревни. Зрители утверждают: «показано это - как-то не страшно». Кому не страшно?! Тем, кто не бывал в боевых районах, не видел ни одного памятника сожжённым деревням?! Этих деревень на западе России сотни, если не тысячи. Там жили  мирные люди – женщины, старики, дети. Наша армия не смогла их защитить в 41-м году. Мы видим в «Предстоянии» какая это была армия… Немцы были в 41-м году сильнее, организованнее, опытнее. В чём? В убийствах.

***

Немецкий пулеметчик в Цитадели держит на прицеле всех, кто попробует только  высунуться. И это наши деды, прадеды сидят там грязные в окопах и не могут шагу ступить по своей земле. Потому что пришёл какой-то (ну кто он? лавочник?) и как  всемогущий управляет их жизнями. Он, попивая кофеёк, убивает их под классическую музыку. Музыка для него звучит, как фон на работе (и какой «работе»!). Мы, ведь, иногда включаем на работе популярную музыку как фон. Да для этого немецкого пулеметчика, вчерашнего лавочника,  нет разницы между попсой и классикой! Тут и мышка симпатичная. Ага. Животных любит. Чего ему дома не сиделось, не слушалось? Он  пришёл в чужую страну, пришёл убивать. Ему нравится. Его не тошнит. Он, вообще, нормальный? 

***

Немецкий офицер, который думает, что он не палач. После войны таким офицерам тоже придётся ответить, они  будут восстанавливать наши дома и дороги.

Помнишь военнопленных строй,

вермахт разрушил – вермахт строит.

Пали знамена "новых римлян" у мавзолея...

 

Так будет  справедливо.

***

Финальная сцена с обезумевшим от ужасов войны, контуженым немцем. Он остался верен солдатскому долгу. Но без слёз на него смотреть невозможно. Такого немца (олицетворение всего немецкого народа) и пожалеть можно. Вспомним слова Кутузова в «Войне и мире», он так сказал о французах – несчастных, оборванных, голодных, замёрзших, ковыляющих из России зимой 1812 года: «Их теперь и пожалеть можно».

Нужно таким (французам, немцам)  мстить? Разве не сами себя они наказали? Нас, русских (россиян, Россию) боятся в Европе. Они знают за что. Только забывают, что мы и пожалеть можем, и помочь бескорыстно.

***

Никакой реабилитации фашизма в фильме нет. И про фашизм-то в фильме не сказано. Как атрибут фашистской идеологии можно посчитать разве что танки со свастикой на штандартах.

Во второй половине дня 13-го октября 1941 года танковой колонне гитлеровцев удалось обойти 3-й батальон, выйти на Варшавское шоссе и атаковать позиции подольских курсантов с тыла. Немцы пошли на хитрость, на танках были закреплены красные флаги, однако курсанты раскрыли обман. В ожесточенном бою танки были уничтожены.

Что за флаги? Как это могли увидеть и понять вчерашние мальчишки? Режиссер показал так. Здесь и непонятность ситуации (танки, в нашем тылу, с флагами?)  и образ наглых гитлеровцев, любителей дешевых театральных эффектов (флаги, монументы, факельные шествия глупые), победоносно дошагавших до Москвы. А, может, зрителям, как и тем неопытным солдатам 1941 года что-то иное почудилось? Когда, во-первых, страшно, а во-вторых, не понятно, что такое в 41-м году немецкая машина «вермахт». 

Флаги на немецких танках, конечно, были. Не паруса, но… И страсть к зрелищным эффектам а la римские легионы у немецких фашистов-нацистов была. Вот они точно смешными и нелепыми кажутся, а люди всерьёз (!) в это играли.

 

***

Мне кажется очень правильным финал фильма «Цитадель». Не только потому, что главные герои фильма остались живы (ой, без этого вообще – ужас и мрак беспросветный). Показана перспектива дальнейших отношений победителей и побежденных. Не месть, но взаимное уважение двух великих народов.

Тема той большой войны до сих пор не отпускает. И мы помним о ней, и сегодняшние немцы. Несколько лет назад мои московские друзья рассказали такой случай.  Подмосковная электричка. Среди прочего люда едет небольшая группа немцев (туристы или по работе в России). Все вместе - и москвичи, и немцы весело общаются. На одной из станций в вагон заходят ребята в камуфляже, с рюкзаками (у поисковиков полевой сезон). Немцы удивлены, спрашивают у своих соседей, кто такие эти в камуфляже? А те решили пошутить -  да это партизаны, ищут фашистов. Притихли немцы, не улыбаются уже, смутились. А ведь электричка шла по тем подмосковным местам, где наши и их деды, возможно, воевали в сорок первом.