Проблема Трумэна

На модерации Отложенный

В данной работе я бы хотел обратиться к экзистенциальным и социализирующим элементам в жизни человека. Как пример к высказываемым далее идеям я бы хотел предложить известный американский кинофильм «The Truman Show»или как он называется в российском прокате «Шоу Трумэна». Прочитать краткое описание данной кино картины вы можете в отдельном приложении к данной работе.

Сложно даже представить, какого человеку жить в мире, который действительно целиком вращается вокруг него. В психиатрии даже появился термин «Синдром Трумэна». Так называют тяжелое личностное расстройство, при котором человек начитает с полною уверенностью утверждать, что мир вокруг него является «реалити-шоу», подобные люди даже встают в агрессивное отношение ко всему внешнему миру.

Трумэн жил по факту в мире искусственном, подложном и не настоящим. Вся сложность и весь интерес его заключается в том, что герой с рождения не знал мира иного. Невидимый режиссер с самого момента его появления на свет моделировал его жизнь, так как считал нужным исключительно по своей прихоти и ради рейтингов, создавая для главного героя и заставляя его вставать в те отношения, которые ему были нужны.

Отношения и мир

Давайте для начала рассмотрим феномен Трумэна с точки зрения отношений личности и мира в персонолигии. Сейчас и далее мы будем использовать слово «мир» в качестве обозначения всего, что окружает героя, будь то ноосфера или же просто природноурбанизированая среда вокруг героя.

Мир Трумэна однообразен и постоянно цикличен, однако это не вызывает у персонажа диссонансных позывов потому что он с рождения в данной среде, в данном мире, как уже говорилось ранее.

Герой всё же активно участвует во внуртемировых отношениях (отношениях созданных исключительно внутри мира Трумэна и для него одного). Но это лишь внешняя видимость как мы можем легко наблюдать на самом деле Трумэн реактивен по отношению к миру вокруг него и к внутремировым отношениям.

Он не встаёт в активную позицию, предпочитая отпускать течение событий и изменение мироуклада вокруг.

Однако же, в определённый момент главный персонаж кинокартины начитает подспудно, неосознанно понимать фальшь и подложность его отношений, как и близкими ему людьми, так и со всем миром вокруг. В глубине его сознания зреет осознание нереальности мира и следующий за этим осознанием когнитивный диссонанс жизненных отношений. Именно данный диссонанс и вызывает у него агрессивную реакцию на окружающую его данность, как я считаю.

Фактически мы можем наблюдать полное и бесповоротное разрушение всех межличностных и личностно мировых отношений последовавших за обрушением ценностной базы и потерей базисного доверия героя к окружающей действительности.

Теперь же я хочу рассмотреть происходящее с Трумэном с точки зрения экзистенциальных теорий в психологии.

Фактически герой сам сделал себя заложником собственных экзистенциальных и когнитивных помыслов об окружающей действительности. В рамках данной с выше реальности он как и все мы существовал по социально этическим нормам быта. Построение его реальности не вызывало сомнений, хотя если быть более точным вызывало однако сам Трумэн хоронил эти сомнения глубоко внутри своей собственной личности и не давал им выйти наружу. Но со временем когнитивных противоречий стало столь много, что герой уже не мог закрывать на них глаза. Понимая экзистенциальную пустоту и эфемерность собственной жизни, Трумэн начинает искать подлинности в мире фальши, но обнаруживает лишь новые и новые противоречия. Данные противоречия и побуждают героя к побегу.

Шоу закончилось

Трумэн фактически уходит из «золотой клетки» совершая личностный скачёк. Герой переосмысляет жизнь и мир. Фактически главный персонаж полностью открещивается от мира прошлого и переходит в мир будущего с целью построения реальных отношений, и действительного наполнения смыслом бытия.