Тимошенко - 7 лет

На модерации Отложенный

За несколько дней до объявления приговора Тимошенко, на открытии стадиона «Олимпийский» в Киеве, трибуны освистали украинского президента Виктора Януковича, когда тот решил обратиться к ним с речью. Удивляться такому «теплому приему» не приходится: рейтинг популярности Януковича неуклонно снижается не только в Киеве, где он и без того пользовался небольшой поддержкой, но и в родном Донецке. На последнем саммите руководителей Европейского союза и стран «Восточного партнерства» в Польше руководители стран ЕС предупредили Януковича, что в случае обвинительного приговора Юлии Тимошенко и запрета на ее участие в выборах возможность дальнейших переговоров с Украиной об ассоциации и зоне свободной торговли может быть поставлена под сомнение. Тема Тимошенко была главной темой переговоров – взбешенный Янукович даже не дождался конца встречи и бойкотировал заключительный ужин. Но европейцы не сильно испугались: на специальной встрече глав внешнеполитических ведомств стран ЕС было вновь подтверждено, что приговор Тимошенко повлияет на переговоры с Киевом. От российского руководства на последней встрече в Завидово Януковичу не удалось – и не удастся – добиться никаких значительных уступок по цене на газ.

Можно, конечно, утверждать, что история с Тимошенко здесь совершенно не при чем. Но ни для кого не секрет, что в Москве возмущены тем, что бывшего украинского премьера судят именно по «газовому» делу и пытаются бросить тень и на репутацию «Газпрома», и на личную репутацию партнера Тимошенко по согласованию газового контракта – Владимира Путина. Собственно, Дмитрий Медведев уже публично отзывался о качестве украинского правосудия, тут никакие домыслы не нужны. Может ли политик, не имеющий поддержки в собственной стране, находящийся под давлением и со стороны Запада, и со стороны Востока позволить себе засадить на долгие годы в тюрьму главного оппонента? Ответ на этот вопрос, кажется, ясен, и у Януковича были все возможности выйти из безумной ситуации и сохранить лицо. Ему предлагали различные варианты и представители Евросоюза, и люди из собственного окружения. Но Янукович не политик. Он – авторитет. И относительно приговора Тимошенко у него совершенно другое мнение. Он может считать, что Тимошенко – его единственное ценное имущество.

Это то, что может позволить ему удержать власть. Ведь, если подумать, а что у него есть еще? Владимиру Путину для упрочения власти нужна была победоносная кавказская война, как будто бы избавившая российское общество от страха перед новыми взрывами домов и терактами в метро. Еще были нефтедоллары, создавшие иллюзию легкого обогащения не только у обитателей особняков на Рублевке. Александру Лукашенко необходима была российская поддержка. Но у Януковича нет ни российских энергетических ресурсов, ни российских денег. У него нет даже восторженных толп, скандирующих его имя на стадионе. У него есть только Тимошенко в тюрьме.

В реальности, в которой живет Янукович, это самый лучший товар – даром, что живой. Янукович считает, что может теперь торговаться с Европейским Союзом: и относительно освобождения Тимошенко, и, затем, о ее участии в парламентских выборах 2012 года. Он искренне не понимает, что европейские политики могут действительно мыслить ценностными категориями, и поэтому не пойдут на торговлю с ним. В этом непонимании Янукович не одинок: даже некоторые украинские оппозиционные политики уговаривают Брюссель «во что бы то ни стало» подписать соглашение с Украиной, иначе страна попадет «в руки Москвы». Янукович считает, что может торговаться с Москвой: не столько даже об освобождении Тимошенко, сколько о том, что Украина дальше не будет развивать тему газового контракта. Он искренне не понимает, что российские руководители относятся к нему с плохо скрываемым презрением – как к обманувшему их ожидания неумелому руководителю союзной республики, который никак не может понять своего места в этой жизни. В своем сознании Янукович – бог, добившийся всего. Он настолько поглощен отстраиванием собственной роскошной резиденции, созданием семейной империи и личным обогащением, что в принципе не может и не хочет замечать угроз. Тимошенко в тюрьме для него – лишь рычаг для продолжения этого замечательного существования. Именно поэтому она будет сидеть, пока он выгодно ее не продаст Западу или Востоку. Или пока возмущенные люди – которые придут к резиденции Януковича отнюдь не из-за Тимошенко, а потому что у них не будет ни денег, ни перспектив, – не вспомнят о томящемся в тюрьме оппозиционном лидере.