«Вы бейте, чем хотите, но только не ножом!». Кодекс шпаны как утраченный идеал

 

 

В ночь  на 11 октября в Москве возле ночного клуба на Сретенке убит 26-летний парень. Ударом кулака по голове.

В ночь на 2 октября в подмосковном Подольске убит у торгово-развлекательного комплекса в день своего 18-летия Андрей Урюпин . Ударом ножа.

Идет  суд над  убийцей 28-летнего Егора Свиридова.

Идет следствие по делу убитого боксерским ударом Ивана Агафонова.  

Это только в Москве, только за недавнее время, и только преступления , получившие широкий общественный резонанс.

Куда мы катимся? Мне скажут, так было во все времена. Были хулиганские драки, была шпана, были убийства. Да. Но никогда еще в обществе не было такого градуса агрессии, такой взаимной ожесточенности, что достаточно малейшей искры, которая разгорается в пламя ненависти и несет смерть.

В прошлом веке, перемежаемом  в нашей стране периодами революции, гражданской войны, восстановления, потом снова войной, тоже обществу было не до комфорта. Может быть, материально мы жили даже хуже.  Но такой злобы не было. Я объясняю это тем, что в целом всё  нелегкое бремя жизни народ тогда переносил сообща. Такого чудовищного социального неравенства Советский Союз не знал.  А там где контрасты, где соседствуют нищета и наглое богатство, где конкуренция объявляется основным законом жизни, никакого социального мира не будет. Раз конкуренция, то вокруг одни соперники и враги. А на войне как на войне.  

В какие-то стародавние времена была песня про Аржака, фасонистого хулигана, авторитета округи.

Вот как-то он ночью возвращался домой и его встретили «пацаны» из враждующей группировки. И далее:

 Аржак остановился —

Петровские кругом.

«Вы бейте, чем хотите,

Но только не ножом!».  

Петровские поступили нехорошо, и нарушили гопническую этику. Достали ножи и зарезали Аржака. Умирая он, подчеркивает: « Хоть был я хулиганом, да дрался без ножа».

Собственно, об этом и песня.

Но сейчас-то этика  даже на таком уровне в обществе не соблюдается. В драках применяют ножи,  травматы, боксерские приёмы, вырубающие удары по голове - что практически одно и то же.  То есть, сплошь и рядом нормальными людьми нарушается кодекс шпаны. Ведь ни убийцу Свиридова, ни убийцу Агафонова никто, уже не говоря о них  самих, не рассматривает как представителей маргинальной группы. Но каждый новый случай показывает, что таких, как они, много. И это страшнее всего, поскольку иллюстрирует степень падения общественной морали.