До краха Европы остается месяц?

Германия и Франция опять обещают сделать все для восстановления жизнеспособности европейских банков, которые перегружены греческими долговыми бумагами.

Но я считаю, что словесные интервенции и словесная поддержка, которую Греции и банкам активно оказывают лидеры этих двух стран, уже перестает выполнять свою функцию.

Пора переходить к практике. Тема суверенных долгов становится достаточно серьезной угрозой, кризис еврозоны продолжается и даже усиливается, инвесторы выводят активы, а долговые бумаги стремительно падают в цене.

Мой прогноз малоутешительный: если сейчас лидеры Евросоюза не предпримут кардинальных действий, то через месяц турбуленция на финансовых рынках может войти в такую стадию, что станет слабо контролируемой.

Под решительными действиями я понимаю четкий ответ на вопрос, как лидеры Евросоюза будут рекапитализировать банковскую систему. Это раз. Во-вторых, полностью и однозначно определиться с условиями помощи Греции. Предложения должны быть четкими, ясными и решительными и, самое главное, выполнимыми для Греции.

Например, МВФ в качестве условия для предоставления помощи предлагает лишить Грецию финансового суверенитета. С точки зрения теории, это приемлемо, но практически такое предложение работать не будет, потому что есть греческое общество, которое обладает собственным менталитетом. Отказаться от финансового суверенитета в пользу МВФ для них нереально.

Вообще, в Греции накапливается политическая и социальная усталость, и если МВФ будет и дальше действовать в манере давления, хорошим это не кончится. Этот совет по выходу из кризиса из серии: коров надо больше доить и меньше кормить. Теоретически, все звучит правильно, но на практике – коровы сдохнут.



Так и здесь. Это не решительные меры, а волюнтаристические, а значит неадекватные. МВФ, конечно, хотело бы видеть в Греции более правое правительство, которое было бы способно на решительные действия в бюджетной политике, но когда человек за бортом и тонет, надо его срочно спасать, бросая спасательный круг, и бесполезно рассуждать на тему, почему в детстве не все дети учатся плавать. И осуждать родителей ребенка, что они его этому не научили. Это уже не помогает, так человека не спасти.

Что мы имеем в результате. У европейских банков появляется много «токсичных активов». Это огромное количество суверенных облигаций, которые находятся у них на балансе. Они переоцениваются в сторону понижения, что вызывает балансовые убытки, а в результате банки теряют способность кредитовать реальную экономику.

Если банки перестанут это делать, то в Европе наступит рецессия, а это худший из возможных сценариев. И словесные интервенции в этом случае уже ничего не дадут. Нужны финансовые.

Я считаю, что лидерам Германии и Франции надо обязательно прийти к консенсусу и выработать четкий план до саммита G-20. Пусть этот план будет не самым совершенным, но он должен быть. Лучше самый плохой план, чем его полное отсутствие.
Что касается России, то мы пока в стороне. Но не надо питать иллюзий: мы все включены в мировую экономику, проблемы Греции и других европейских стран обязательно нас затронут. Только чуть позже.

Это мое мнение. А ваше?

PS. Кстати, здесь еще одна заметка на тему, почему надо спасать европейсике банки. По-моему, все наглядно изложено.