Не нужно строить небоскребов на могилах/ Ретроградное
Прогуливаясь прошлой весной по лютеранскому кладбищу в Петербурге, я стал свидетелем необычной сцены. Группа строителей из Средней Азии, свесив ножки, расселась на бетонных блоках будущих балконов строящегося дома. Как птички. Они обедали. С балконов им открывался вид на залитые талым снегом дорожки с прошлогодней листвой, петляющие между покосившимися крестами и разрушенными склепами с могилами немцев, работавших два века назад на Российскую империю.
Вряд ли я бы купил квартиру в таком доме, подумал я, хотя место было, конечно, интересное. Четыре этажа, небольшой элитный особнячок для некрофилов и фанатов фильма «Господин оформитель». Чур меня, как говорится. Раньше здесь был двухэтажный детсад, отделенный от кладбища не только забором, но и кустами с деревьями.
Вторично я был шокирован, оказавшись в этом же месте в сентябре. Таджики воздвигли здесь не особнячок, а жилой небоскреб. С его высот, наверное, удобно наблюдать за жизнью готов, облюбовавших для своих встреч местные надгробия, а тем, кто поселится пониже, в ветреную погоду будет стучать в окошко какой-нибудь двухсотлетний клен, выросший на могиле адмирала де Рибаса.
Это не худший вариант. По периметру соседнего православного кладбища тоже строят жилые небоскребы, хотя это кладбище (со знаменитой часовней св. Ксении Петербуржской) действующее. Причем активно. Похоронные марши звучат там беспрерывно. Как избежать бытовых конфликтов между людьми, убитыми горем из-за смерти близкого, и жителями квартир, которым с купленных в кредит или арендованных балконов уже невмоготу смотреть на бесконечное шоу слез и страданий? Ответ, конечно, прост. Не создавать повода для таких конфликтов. Не строить небоскребов на могилах.
Здесь-то и кроется главная проблема. Васильевский остров, который Петр I когда-то хотел сделать центром основанной им империи, слишком лакомый кусочек для инвесторов. Себестоимость строительства в каком-нибудь Красносельском районе и здесь одинаковая, а выручка разная. Поэтому инвесторы давят — хотят строить тут и повыше.
Что уж кладбище — Васильевский остров расширяют. Морская набережная давно перестала быть набережной, поскольку перед ней в море уже насыпали несколько гектаров новой земли для будущего «Морского фасада» Петербурга. Я понимаю голландцев, чей пример отвоевания земель у моря нам служит образцом, их страна мала и вся застроена. Но ведь Россия — самая большая страна мира. И совершенно пустая.
Деньги, государственные и частные, потраченные на расширение Васильевского острова или, скажем, на расширение Москвы, могли пойти на освоение страны, а не концентрироваться на малом островке. Для этого власть должна обладать одним свойством — умением говорить «нет». То есть умением быть сильной. Нет — застройке кладбищ небоскребами, нет — сносу исторических зданий, нет — уничтожению парков, нет — намывным территориям в самой большой стране мира. Нет, и деньгам, сотням миллиардов долларов, закопанных за последние 15 лет в Питере и Москве, пришлось бы искать другие дорожки.
Но власть слаба. Она коррумпированна, не может устоять под натиском денег, не способна сказать «нет», когда ей предлагают. Согласна даже намывать новые земли, только бы и дальше несли ей, а не в Сибирь, например. Что ж, кому-то придется слушать похоронные марши.
Комментарии
"Здесь алчность разум победила,
.Воздвигнув памятник себе".
не тужи! )))
приехал паренёк по имени Казис и в убогом дворике в "Орбите" (это микрорайон у чёрта на куличках) со-организовал соседей....
всё просто и банально...
одним словом - анархия - самоорганизация людей....