Шабат: время зажигания свечей и недельная глава Торы

На модерации Отложенный

Смысл традиции, основные правила и субботнее благословение

Давид Шехтер

Опубликовано: 29.07.22, 07:54

Время наступления шабата, 29 июля: Иерусалим - 18:58, Тель-Авив, Центральный округ, Ха-Шарон и Шфела - 19:18, Хайфа - 19:19, Цфат, Тверия - 19:09, Хеврон - 19:05, Ариэль - 19:09, Беэр-Шева - 19:19, Эйлат - 19:05.

Время исхода шабата, 30 июля: Иерусалим - 20:17, Тель-Авив, Центральный округ, Ха-Шарон и Шфела - 20:20, Хайфа - 20:21, Цфат, Тверия - 20:19, Хеврон - 20:14, Ариэль - 20:18, Беэр-Шева - 20:18, Эйлат - 20:13.

Время наступления и исхода шабата, 29-30 июля, в некоторых городах диаспоры: Москва - 20:24 (исход - 21:56), Санкт-Петербург - 21:18 (23:13), Киев - 20:29 (21:46), Минск - 20:55 (22:20), Прага - 20:32 (21:48), Берлин - 20:45 (22:07), Париж - 21:16 (22:29), Лондон - 20:35, (21:54), Нью-Йорк - 19:56 (21:00), Лос-Анджелес - 19:39 (20:37), Торонто - 20:26 (21:32).

Недельная глава "Масэй": как сделать так, чтобы солнце не закатилось

Что мы можем сделать, чтобы наступившие три недели траура между постами 17 Тамуза и 9 ава стали последними, и после них наступило Избавление? Точнее, что может сделать каждый из нас?

 

Несколько месяцев назад глава партии ультраортордоксов Яадут ха-Тора раввин Моше Гафни пригласил к себе на день рождения, который он отмечал в комнате фракции этой партии в кнессете, главу партии Еш атид Яира Лапида. Тот пришел и тепло его поздравил. А потом Гафни пригласил на свадьбу внучки и Лапида, и главу партии Авода Мейрав Михаэли, которая танцевала на торжестве вместе с другими женщинами. И, к сожалению, оба лагеря к которым принадлежат эти политики, возмущались. Как Гафни мог позвать эту антирелигиозную даму к себе на семейное торжество? Как феминистка могла пойти на свадьбу к "досам" да еще танцевать в отдельном женском кругу? Это возмущение не может не вызвать ряд вопросов. И самый главный из них - есть ли в современном Израиле связи между религиозными и нерелигиозными евреями? Иными словами, являемся ли мы все еще одним народом?

Хатам Софер (рав Моше Софер, 1762, Франкфурт-на-Майне - 1839, Прессбург) - один из идеологов современного ортодоксального иудаизма, лидер венгерского еврейства - писал: если два еврея не могут вместе что-то отпраздновать, то "солнце закатывается".

Еврейский народ дважды создавал независимое государство, и оба раза оно начинало разваливаться через 73 года после своего возникновения. После 73 лет вопрос уже не стоял, развалится ли оно, а только - когда развалится. Сегодня, когда прошли 73 года со дня восстановления Израиля, закатывается ли в третий раз солнце еврейского государства? Можем ли мы, борясь за каждого еврея, предотвратить этот процесс?

 

В трактате "Гитим" Вавилонского Талмуда приводится история, которая, по мнению большинства еврейских мудрецов объясняет, почему был разрушен Второй Храм.

 

Один еврей в Иерусалиме устроил пир и отправил со слугой приглашение своему другу по имени Камца. А слуга по ошибке передал приглашение человеку по имени Бар-Камца, заклятому врагу хозяина. Тот удивился, но пришел на пир. Ошибка сразу же выяснилась, и хозяин пира потребовал, чтобы Бар-Камца немедленно удалился. Но тот, желая избежать позора, предложил сперва заплатить за свою порцию, после отказа хозяина - за половину угощения, а в конце концов и за всю трапезу. Но упрямый хозяин все же выгнал случайного гостя. Бар-Камца обиделся и решил отомстить. Особенно его задело то, что на пиру присутствовали мудрецы, которые никак не отреагировали на его изгнание. Бар-Камца отправился к римскому кесарю и донес, что евреи будто бы готовят восстание. Кесарь не поверил - его разведка ни о чем подобном не докладывала. И тогда Бар-Камца предложил послать в Храм жертвенного тельца от имени кесаря. "Вот увидишь, они так ненавидят тебя, что не примут твоего дара", - сказал Бар-Камца.

По дороге в Иерусалим он нанес тельцу небольшой ущерб, малозаметный для посторонних глаз. Каждое животное перед тем, как принести в жертву в Храме, тщательно проверяли - поскольку оно должно было быть цельным, без малейшего повреждения. И коэны отказались принять дефектного теленка. Бар-Камца немедленно доложил об этом кесарю, умолчав, конечно, о причине отказа. В результате кесарь, поверив Бар-Камце, приказал разрушить Иерусалим и Второй Храм.

Эта история не может не вызвать несколько вопросов. Первый - неужели устроитель пира был ненормальным?

Ему предлагают оплатить всю трапезу, а он отказывается? В Талмуде нет указания, что он был богачом. А уровень жизни евреев тогда был невысоким. Как же надо было ненавидеть Бар-Камцу, чтобы отвергнуть его щедрое предложение! Второй вопрос - почему промолчали мудрецы, присутствовавшие на пире? Почему ни один из них не возмутился? Рабби Йоханан (180-280, один из центральных авторов Иерусалимского Талмуда) говорит, что из-за беспричинной ненависти, то есть из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Иерусалим.

 

Третий вопрос - а что такое беспричинная ненависть? Между устроителем пира и Бар-Камцой был какой-то конфликт, он ведь не просто так отказался с ним сидеть на одном пиру - даже за большие деньги. Но какой?

 

Хатам Софер пишет: они не ругались из-за денег или из-за почета. Бар-Камца ставил под сомнение главные религиозные постулаты. И именно поэтому устроитель пира не хотел его видеть. То есть у них был идеологический спор, подобный тем, которые полыхают сегодня в израильском обществе. Потому и мудрецы промолчали - если бы Бар-Камца остался на пиру, они встали бы и ушли.

Враги разрушают Иерусалим, когда между евреями существуют такие споры, что они не в состоянии найти что-то общее между собой. То есть рвется живая ткань народа. Когда одна половина народа не может сидеть за столом с другой половиной, то солнце начинает закатываться. Поэтому рав Гафни, пригласивший руководителей антагонистического ему политического лагеря на свои семейные торжества, и Яир Лапид с Мейрав Михаэли, пришедшие на них, заслуживают не критики, а благодарности от всего израильского общества.

 

Основатель движения ХАБАД Алтер Ребе (Раби Шнеур Залман, 1745, Лиозно, Польша- 1812, Гадяч, Украина) пишет в своей книге "Тания": еврей должен жить с двумя чувствами: ненавистью к злодею-еврею и любовью к нему. И тут нет никакого противоречия - даже любимого ребенка мы иногда просто ненавидим за его поведение. И между любящими супругами тоже порой проскакивают очень нехорошие чувства. Жизнь - сложная штука, очень комплексная и вовсе не черно-белая.

Да, у него другое мировоззрение, чем у меня. Но разве поэтому я должен его ненавидеть? Если в Израиле даже крайние группировки сумеют усесться за один стол и выпить лехаим, то они быстро смогут убедиться, что все разделяющее их - это мелочь по сравнению с тем, что их объединяет: общий язык, общая история, да и общая судьба.

Для ХАМАСа с Хизбаллой все евреи одинаковы. У нас общие предки, которые погибли за еврейскую веру и культуру, но не сдались и не отреклись от своего народа, у нас общая земля - Эрец Исраэль, у нас общий любимый Иерусалим, ради которого мы все готовы сделать все возможное, чтобы он не был еще раз разрушен. И если каждый из нас это поймет и станет относиться к своим идеологическим оппонентам чуть теплей и терпимей, то солнце нашего третьего государства не закатится никогда.

Порядок зажигания свечей в шабат

Считается великой мицвой и ответственностью почитать шабат зажиганием свечей примерно за 20 минут до захода солнца в пятницу вечером. В силу особой святости Иерусалима свечи там зажигают за 40 минут до захода.

 

Эта уникальная заповедь, возложенная на еврейских женщин, богата смыслом и значимостью. Ибо сказано в книге Зоар: "И если она будет зажигать субботние свечи с радостью в сердце, она принесет мир в свой дом и удостоится детей, которые озарят мир светом Торы, и этим принесет мир на землю и долголетие своей семье!"

 

Свечи зажигают в той комнате, где устраивают трапезу. Зажигают как минимум две свечи, но во многих общинах принято добавлять по одной свече за каждого ребенка. Свечи должны гореть до конца трапезы или по крайней мере не менее полутора часов. Если они погасли прежде времени, их, разумеется, нельзя зажигать снова. Лучше иметь отдельные подсвечники для субботних и праздничных свечей.

 

Принято, что каждая из присутствующих женщин зажигает свечи, но допустимо, если одна из них делает это от имени всех. Женщина сначала зажигает свечи, а затем, прикрыв ладонями глаза, произносит благословение. Принято, чтобы, произнеся благословение и еще не открыв глаза, женщина произносила короткую произвольную молитву о благополучии семьи.

Благословение на зажигание свечей в шабат

Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботние свечи!

Барух Ата Адонай Элоhэйну Мелех hа-олам ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер шель шабат.