Александр Рар: У Горбачева был шанс сохранить СССР

Александр Рар был классическим западногерманским советологом, скрупулезно изучавшем положение в Советском Союзе. Через 20 лет после распада СССР он не исключает его реинтеграции в новой форме.
Директор Центра имени Бертольда Бейца Германского общества внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) на протяжении почти 30 лет наблюдал сначала за событиями в СССР, а теперь - в России и других странах постсоветского пространства. В интервью Deutsche Welle он поделился своими взглядами на события 20-летней давности и предложил свое видение перспектив реинтеграции постсоветского пространства.
23 апреля 1991 года главы девяти советских республик и президент СССР Михаил Горбачев дали старт переговорам, которые получили название Новоогаревский процесс. Его результатом стала подготовка документов о создании нового государства - Союза Суверенных Советских Республик. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года, однако не состоялось из-за путча.
Deutsche Welle: Господин Рар, был ли, с вашей точки зрения, распад СССР неизбежным?
Александр Рар: С сегодняшней исторической перспективы кажется, что он был неизбежным. И все-таки варианты сохранить союз, хоть и в другой форме, были. Об этом теперь не принято говорить, поскольку вся логика развития событий вроде бы доказывает, что по экономическим, политическим, идеологическим соображениям - в коммунизм ведь никто уже не верил - Советский Союз должен был рухнуть.
- У вас другая точка зрения?
- Я помню те события очень хорошо: тогда я занимался исследовательской работой в "Красном архиве" на радиостанции "Свобода", изучал Советский Союз. Честно говоря, мне не казалось, что все народы Советского Союза так уж сильно хотели сбежать из империи, как это сегодня представляется в историографии этих же народов. Ну, не хотели украинцы выйти из Советского Союза, не хотели белорусы. Центральноазиатские государства даже просили создать новый союз с их участием. Выйти хотели только три прибалтийские республики и Грузия, в меньшей степени - Азербайджан. Но другие - нет.
- И как можно было сохранить Союз?
- Если бы Горбачев в свое время - не в 91-м, а раньше, еще в 90-м году - провозгласил свободные, с альтернативными кандидатами выборы на пост главы государства, он бы их проиграл, уступив Ельцину - лидеру российского демократического движения. В таком случае Советский Союз - под другим названием и в другой форме - мог бы просуществовать еще несколько десятилетий.
- У истории, однако, нет сослагательного наклонения. Распад СССР состоялся. Как вы оцениваете сам этот процесс? Могло ли быть хуже и могло ли быть лучше?
- Могло быть гораздо хуже. Пример Югославии у всех на виду. Кровопролития не произошло. Я еще часто встречаю людей - и представителей старой российской эмиграции, и историков в самой России, - которые до сих пор удивляются, насколько бескровно смог произойти разрыв между Россией и Украиной, Россией и Беларусью. Эти народы сражались во Второй мировой войне за общую страну, общую территорию. На протяжении многих сотен лет российская армия состояла из украинцев, белорусов, представителей других национальностей. И не было большой разницы между этими народами. Сегодня она есть или как таковая преподносится. Так что развал СССР мог происходить намного хуже.
- А лучше?
- Да, определенные надежды, ожидания были. Процесс мог пойти быстрее и по другому сценарию, например, по тому же югославскому после Косовской войны, когда все республики бывшей Югославии стали прозападными, создали свои демократические и рыночные структуры, выстроились в очередь на вступление в Европейский Союз и НАТО. Для республик бывшего СССР такой путь тоже был одним из вариантов.
Труднее же всего оценить развитие ситуации в России. Полагаю, что выход России из Советского Союза произошел слишком хаотично. Ельцин все время боролся с Горбачевым, он был разрушителем, а не созидателем. И в 90-е годы те люди, которые называли себя демократами и пытались построить демократию, оказались не теми личностями, не теми политиками, которые смогли бы реализовать этот новый идеал.
- И тогда пришел Путин...
- В 1998-99-м годах Россия опять начала рушиться. Наступила вторая фаза резкого поворота российской истории - частично в прошлое, что на Западе, конечно, вызвало большой шум и большой протест. Но надо признать, что эта политика консолидировала общество, стабилизировала страну и сделала ее снова сильной и могучей, причем не только благодаря подскочившим ценам на нефть.
Многие считают, что за десять лет правления Путина Россия ментально слишком далеко вернулась в прошлое, что наряду со стабилизирующими экономическими мерами надо было идти все-таки вперед, а не назад, в Советский Союз. Но Медведев, видимо, и пытается сейчас эту политику скорректировать.
- Прошло уже почти 20 лет после распада СССР. Как вы оцениваете дальнейшие перспективы постсоветского пространства, есть ли перспективы у реинтеграционных процессов?
- Если следовать логике событий последних 20 лет, то спонтанно я сказал бы, что реинтеграция невозможна. У России нет на это ни денег, ни политической воли. И даже в таких странах, как Беларусь или Украина, появились свои элиты, которые не хотят возвращаться в орбиту российской политики ни при каких условиях.
Но за последние два года в мире произошли события, которые никто предсказать не мог - война в Ливии; свержение режимов в Северной Африке; гибель польского президента под Смоленском, которая имела далеко идущие политические последствия; евро, чуть не рухнувший у нас на глазах; Соединенные Штаты, которые в условиях финансового кризиса потеряли миллиарды долларов и, может быть, никогда не выкрутятся из этого положения; катастрофа в Японии, ударившая по третьей в мире экономике так, что Япония рискует оказаться на 15-м или 16-м месте. Происходят небывалые повороты в истории с эпохальными последствиями. Поэтому ничего исключать нельзя.
Как историк - не российский, а немецкий - я, например, не исключил бы варианта появления на территории восточнославянских народов нового культурно-политического и экономического, но не военного союза. Это будет не Советский Союз, а, допустим, "Евросоюз-Восток" со своей идеологией, своими экономическими интересами. Путин, собственно, это и пытается создать в рамках единого экономического пространства, в которое теперь входит и Казахстан.
Многое будет зависеть от нас, от Европейского Союза и НАТО. Если мы еще 10 лет будем держать такие страны, как Украина и Беларусь, в предбаннике ЕС, то следующие элиты, думаю, спокойно будут ориентироваться на другие возможности и другие альтернативы. В том числе - на интеграцию с Россией и Казахстаном.
Беседовал Никита Жолквер, Берлин
Редактор: Сергей Гуща
Комментарии
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Не было у Горбачева такого шанса потому, что и цели такой не было.
Все, что от него требовалось он сделал потому и обласкан на Западе.
От Горбачева уже ничего не зависело))
Партократам надоело пртяаться под маской плюшевого мишки, и они наворованные набухшие рубли перевели в доллары))
Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. "
Из речи М.С. Горбачева на семинаре в Американском университете в Турции
Горбачев его практически полностью обновил, и поставил тех,кто не стал бы препятствовать сознательному уничтожению Горбачевым социализма.
Я,по моему,ясно написала ,по ФАКТУ,что Горбачев изгнал из Политбюро всех ,кто был там до его прихода.
Вот это опровергайте,а не суйте мне устав.
Ваши "демократы" всегда плевали на законы и Конституцию,и делали только то,что им выгодно.
Генеральный секретарь сам по себе хотя и является из всех членов номенклатуры наиболее могущественным, располагающим как индивидуальное, отдельное лицо наибольшими полномочиями, тем не менее, не так как во времена Сталина не может сам определять политику Советского Союза. Он вынужден считаться с мнением партийного аппарата, в первую очередь центрального партийного аппарата, с мнением первых секретарей обкомов, крайкомов, конечно, секретарей ЦК, Компартий союзных республик. Он должен считаться, разумеется, с мнением большинства в Политбюро и в секретариате ЦК КПСС. Только в этом случае он может действовать эффективно.
Зная это, генеральный секретарь, как бы его не звали, в данном случае Михаил Сергеевич Горбачев, это понимает. И выдвигая свои лозунги, выдвигая эти слова, провозглашая эти слова "ускорение", "обновление", "интенсификация", "эффективность" и т. д. и т. п., понимает, что сделать он может то и только то, с чем будет согласна руководящая часть номенклатуры, а в конечном счете и номенклатура в целом.
- население большинства республик не хотело разрушения СССР
- Горби мог сохранить СССР
- восстановление союза Путиным на постсоветском пространстве возможно.
Всё остервенело отрицают российские либерасты.
Выходит, что западные хозяева менее антисоветчики, чем их российские холопы-предатели-либерасты.
Ещё вариант: "Я об этом давно говорил!"
"Во время встречи с «железной» леди, как тогда называли Маргарет Тэтчер, произошло невероятное. Вот как описывал этот эпизод в своих мемуарах «Омут Памяти» Александр Яковлев: «Переговоры носили зондажный характер до тех пор, пока на одном заседании в узком составе (я присутствовал на нем) Михаил Сергеевич не вытащил на стол карту Генштаба со всеми грифами секретности, свидетельствовавшими, что карта подлинная. На ней были изображены направления ракетных ударов по Великобритании…"
Яковлев, Грачёв и Горбачёв рассказывают о факте несанкционированного раскрытия сверхсекретных сведений государственной важности, как об обыденной вещи. Известно, что вывоз секретных документов Генштаба МО СССР за рубеж был равносилен государственной измене".
В результате в Минобороны были вынуждены создать специальную комиссию, которая официально подтвердила факт передачи карт Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачёву. Заверенный акт этой комиссии должен храниться в архиве МО РФ. Второй экземпляр был передан в ЦК КПСС и, по всей вероятности, должен находиться в Архиве Президента РФ.
Возникает вопрос, с какой целью в феврале 1987 года Генсеку на длительное время понадобились карты противовоздушной обороны СССР? Этот вопрос приобретает особую остроту, если вспомнить, что через три месяца в мае 1987 года состоялся загадочный пролет М. Руста над северо-западной территорией СССР, закончившийся скандальной посадкой на Красной площади...
Полный текст: Герострат ХХ века http://www.alphagroup.ru/soc-activity/current/3227
===================
Не было у Горбачева такого шанса:
в СССР не было граждан = со-хозяев государства (людей в госструктурах СССР).
Люди, называвшие себя гражданами СССР - не проявили ВОЛИ
к сохранению СССР.
---------
Аналогичная ситуация сейчас в стране Россия = нет граждан = со-хозяев государства РФ.
==========
Гражданами - людьми ВЛАСТВУЮЩИМИ над государством (властвующими над людьми в госструктурах)
можно стать, приложив вполне конкретные усилия.
Например, ТАКИЕ: http://gidepark.ru/community/1781/article/428131