Нужен ли современному человеку Высоцкий?

На модерации Отложенный

.На днях мне довелось насладиться очередным шедевром современного кино - сериалом «Сделано в СССР». Мне удалось посмотреть целых полсерии. Потому что потом я поняла, что наблюдаю повествование из жизни каких-то параллельных миров - на экране был не мой СССР, который я помню, а какая-то другая Галактика. Актёры заученно произносили текст о кровавой гэбне (тема которой в фильме почему-то превалировала); они метались по неустроенному и серому миру - с некрасивой мебелью и БАМ-овскими плакатами на остановках... Во-первых, такого не было, во-вторых, это дёшево - создавать ощущение времени при помощи ярых его признаков. А слабо пошить аутентичный батник и блайзер-клубный-пиджак и сделать так, чтобы люди на экране именно жили, а не боролись с гэбнёй (или боялись её же). И, разумеется, девушка в сериале слушает песни Высоцкого. Всё правильно. Он - веяние эпохи. Вышло, правда, грубовато и нарочито. Как одни и те же вещи Ж.-Б. Люлли в фильмах о Людовике XIV и как многострадальный, но милый Августин, которого пилят бесконечные фрицы с закатанными рукавами. Высоцкий для большинства юных - это что-то далёкое, забытое. Гораздо более, чем Кобзон, которого и сейчас на экранах не так уж мало.

Я сомневаюсь, что люди, которым нет 30, слушают песни Владимира Семёновича. Как вскричала одна юная школьница: «Он ещё и поёт?!», изумившись, что Глеб Жеглов ещё и советский бард. Ребёнок удивился, что саундрек к «Айвенго» - это тоже Глеб Жеглов. Потому что советское кино будет, видимо, жить ещё долго, а вот песни... В одной передаче прозвучала фраза, что Высоцкий был фрондёром и антисоветчиком, потому его и третировала власть. Неужели роль Гамлета или всё того же Глеба - это месть власти за фрондёрство? Неужели участие в фильмах «Маленькие трагедии», «Хозяин тайги», «Вертикаль» - это опала и царские немилости? На мой взгляд, Высоцкий был любимый enfant terrible Советской Власти. Ему позволялось быть талантливым разгильдяем и пьяницей, любить заграничную диву и не строить никакой коммунизм. «Кони привередливые»...Это точно. Именно привередливые. Высоцкий был всенародно любим и мог себе позволить быть именно таким.

У нас дома всегда было много записей Высоцкого - моя мать была, если можно так выразиться, фанаткой его творчества и даже в день похорон выбралась с работы, чтобы постоять с краю. Для меня песни ВС были просто фоном, хотя некоторые - например, про Канатчикову дачу, я очень любила и часто цитировала. Потом, во время Перестройки, когда всех и вся, включая даже Ильфа с Петровым, было принято записывать в оппозиционеры режиму, имя Высоцкого «возглавило» эти списки. Появились статьи про то, как зажимали, не давали и, в конце-то концов угробили.

Мол, система убила Поэта, как всегда это и случалось. Людовик угробил Мольера, Николай - Пушкина, Брежнев - Высоцкого. И, что самое странное, обелённый, окружённый славословием и запоздалой официальщиной, Высоцкий стал раздражать мою мать. Он же просто жил, как хотел, пел, играл в театре и в жизни, а теперь его начинают запихивать в «многоярусный иконостас» советских мучеников! Дошло до исключительного маразма - помню афишу литературного вечера - «Пушкин и Высоцкий». Мол, два борца, два гения, две жертвы безжалостного Режима. Два Наших Всё против двух кровавых гэбней.


В 1990-е продолжалась эта эпопея с неуёмным (а точнее - неумным) восхвалением и приписыванием жертвенности. А потом...потом его просто забыли. Поколению Pepsi Высоцкий был уже не нужен - они не собирались никого оправдывать, оплакивать, а также - искать смыслы, ибо впереди маячило светлое капиталистическое Завтра с его Диснейлендами и прочими Бурдами-Моден. То есть словеса о том, что барду не давали жить вместе с Мариной Влади (!!!!) тонули в массе подобных статей и передачек - о других мучимых гэбнёй, не вызывая у зрителя никакого интереса. Сейчас - другое время, попытка осмыслить советский период истории предпринимается всеми - не только журналистами, но даже детьми, которые родились уже после развала Союза. Одни видят страну орков, другие - страну эльфов. А Высоцкий - это тот, кого ещё помнят взрослые и кто всё ещё рычит с экрана: «Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!» Возникло и ещё одно интересное направление - толкование песен Высоцкого, подобно тому, как Лотман расшифровывал жителям XX века, что такое брегет, боливар и «она читала Ричардсона...»

Интерес к советскому бытию вызвал новый интерес к творчеству барда. Есть и такое мнение, что Высоцкий-певец, Высоцкий-поэт вряд ли кому-то сейчас интересен, а вот Высоцкий, как рассказчик о тех временах, когда были понятия «болонья» и за фразой «Завцеха наш, товарищ Сатюков, недавно в клубе так скакал» кроется ни что иное как намёк на Павла Сатюкова, главного редактора газеты «Правда» - как раз в 1960-е, когда моде были плащи из «болоньи». Сейчас это всё уходит, как ушли когда-то боливары и Ричардсоны. Вот тут-то Высоцкий всё-таки сравнялся с Пушкиным - его тоже можно расшифровывать, воссоздавая картину советской жизни. Возникает вопрос - нужен ли современному человеку Высоцкий? Как артист, певец, бытописатель, личность? Правда ли, что его песни сами по себе никому не нужны? Будет ли он жить после того, как уйдёт поколение, слышавшее его хотя бы в детстве?