Пакт Гитлера- Сталин. Дискуссии продолжаются
Германия | 21.08.2009
Пакт Гитлера-Сталина: дискуссии продолжаются и в Германии
Москва, Кремль, 23 августа 1939 года
"Пакт Гитлера-Сталина, изменение границ, преследования, депортация и культура памяти". Так сформулирована тема научной конференции в Лейпциге, приуроченной к 70-й годовщине подписания этого документа.
23 августа 1939 года в Кремле в присутствии Сталина был подписан документ, который до сих пор вызывает бурные споры и до сих пор сказывается на жизни людей. Иногда его называют "пактом Гитлера-Сталина", иногда "пактом Молотова-Риббентропа".
Участники конференции, проходящей 21-23 августа в Лейпциге, поставили перед собой две задачи. Во-первых, показать общественности, сколь велики пробелы в изучении последствий этого пакта для стран и народов Восточной Европы и Балтии. А во-вторых, поняв это, начать разбираться в принципиальных различиях в оценке пакта, ведь помимо основного - официального - текста договора был и секретный дополнительный протокол.
Именно этот протокол придавал особую остроту пакту, потому что в этом документе были определены сферы влияния двух диктаторов, напомнил в интервью Deutsche Welle лейпцигский ученый Василе Думбрава (Vasile Dumbrava), один из организаторов конференции. В ней участвуют специалисты, которые могут дать представление о том, как оценивают пакт в разных странах, как он влияет на диалог в современном обществе, на развитие истории и культуры памяти.
Пакт трактуется в разных странах Европы по-разному.
Подписание пакта в Кремле Как заметил профессор Лейпцигского университета Штефан Трёбст (Stefan Troebst), весьма красноречивы уже названия этого документа, принятые в разных странах. В Эстонии, как и в Германии, это пакт Гитлера-Сталина, в России, в лучшем случае, пакт Молотова-Риббентропа, поскольку эти имена в мире уже мало кто помнит. Но чаще в России используется совершенно нейтральное название - "Договор о ненападении между СССР и Германией".
К тому же в СССР наличие секретных приложений вообще отрицалось. Только в декабре 1989 года они были признаны существующими и осуждены Съездом народных депутатов.
Но сейчас отношение к договору и приложениям к нему в России вновь изменилось. Многие вновь сомневаются в аутентичности секретных соглашений. Другие видят в них мудрое провидение Сталина.
В ФРГ отношение к пакту и приложению однозначное. Они признаны прологом преступлений Второй мировой войны, подготовкой к нападению нацистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года.
Правда, спорным остается пока вопрос, кто был первым, кто был инициатором этого пакта, напоминает Василе Думбрава, как могли найти общий язык такие разные государства?
Есть разные точки зрения. Некоторые считают, что инициатором был министр иностранных дел Германии Риббентроп. Но с другой стороны, явно все это было и в интересах СССР, ведь когда Риббентроп прилетел в Москву, его принял Сталин, который никогда не встречался с министрами.
Пакт усложняет привычную картину
Как говорит профессор Штефан Трёбст, пакт остается трудной для немецких историков темой, поскольку сильно усложняет общепринятую для немцев картину начала Второй мировой войны.
Немецкие солдаты знакомятся с советской техникой в Польше (октябрь 1939 года)По словам профессора, если говорить о пакте, необходимо говорить и о том, что нападение Гитлера на Польшу было скоординировано со Сталиным. Ведь уже 17 сентября Красная Армия вступила в Польшу и оккупировала часть ее территории, что еще в августе было согласовано с вермахтом. Об этом немцы не хотят вспоминать. Как и о совместном параде в октябре 1939 года в Бресте. На трибуне там стояли советские и германские офицеры.
Еще меньше немцы хотят говорить о том, что значила встреча высоких чинов НКВД и гестапо в Закопане осенью 1939 года. Есть фотографии этой встречи. После нее начались репрессии и депортации поляков с территории, присоединенной к СССР.
Штефан Трёбст подчеркивает, что эти факты не умалчиваются в Германии, но и не педалируются немецкими историками. Ученые ограничиваются тем, что подчеркивают, прежде всего, преступный характер войны, развязанной Гитлером на востоке, войны на уничтожение народов СССР. Если же упоминать о пакте, то придется говорить, что войне предшествовал сговор двух диктаторов, в результате чего территория СССР существенно расширилась на запад.
Парад в Бресте принимают генералы Гудериан и Кривошеин К Украине и Белоруссии были присоединены польские территории, а Молдавия получила часть Румынии. Иными словами, именно Пакт Гитлера-Сталина определил будущее миллионов людей.
Сколько семей оказались разорванными "росчерком пера"?
Страны Балтии и Украина однозначно осудили пакт, Белоруссия - нет. В Молдавии ситуация еще сложнее, говорит Василе Думбрава. Дело в том, что коммунисты, находясь у власти, считали, что Молдавия никакого отношения к этому пакту не имеет, поскольку, мол, тогда Советский Союз просто выдвинул королевской Румынии ультиматум, потребовав часть румынской территории, как жизненно важную для СССР, поскольку там живут украинцы.
Румыния убеждена, что там было румынское население, которое пострадало и было депортировано. Началась советизация, конфискация имущества. Сейчас все громче звучат требования хотя бы установить памятник тем, кто пострадал тогда. Но власть не разрешает.
В 2008 году в Молдавии были арестованы четыре студента, которые написали на асфальте: "Мы не должны забывать, а если забудем - будем виновны". Их посадили вместо того, чтобы обсудить эту тему в СМИ. "Разве так можно добиться консенсуса в обществе?" - задает риторический вопрос Думбрава.
Конференция в Лейпциге должна способствовать пониманию различных точек зрения. Но, как говорит профессор Трёбст, консенсус может заключаться только в том, что страны признают неизбежность существования в разных странах разных точек зрения, разных трактовок одних и тех же исторических фактов.
Автор: Виктор Агаев
Редактор: Вячеслав Юрин
Книга недели: "Сталин - Гитлер. От пакта до войны"
23 августа исполняется 70 лет со дня подписания так называемого "пакта Молотова-Риббентропа". Гитлеровская Германия и сталинский Советский Союз стали союзниками на 22 месяца, пишет автор книги Юрий Басистов.
23 августа исполняется 70 лет со дня подписания так называемого "пакта Молотова-Риббентропа" - договора о ненападении между гитлеровской Германией и сталинским Советским Союзом с его секретным протоколом о разделе Польши.
О том, что случилось после этого, рассказывает изданная в России несколько лет назад книга "Сталин - Гитлер. От пакта до войны". Она написана кандидатом исторических наук, бывшим фронтовиком Юрием Басистовым. Тираж - крошечный: всего 500 экземпляров, и книга эта давно стала библиографической редкостью. Тем интереснее снова обратиться к ней.
Обложка книгиМосква - Брест - Москва
Как отмечает автор книги, детали заключения пакта о ненападении, а позже договора "о дружбе и границе" между СССР и "третьим рейхом" сегодня уже хорошо известны. Дружба зашла так далеко, что Сталин поднимал в Москве тост за здоровье "фюрера", а Молотов на сессии Верховного Совета говорил о миролюбии Гитлера и назвал войну западных союзников против гитлеризма "бессмысленной и преступной". Позже он поехал в Берлин, где был сердечно принят Гитлером, Герингом и Гессом.
По информации Басистова, меньше, чем за два года - с конца августа 1939 года до 22 июня 1941-го - Советский Союз поставил нацистской Германии миллион тонн нефтепродуктов, более полутора миллионов тонн зерна, а также никель, марганцевую и хромовую руду, фосфаты, лесоматериалы.
Как напоминает автор книги, в ответ СССР получил от "третьего рейха" военные самолеты, бомбардировочные прицелы, комплекты фугасных и осколочно-фугасных бомб, радиостанции, орудийные корабельные башни, пушки, различное промышленное оборудование и даже целый крейсер...
У Гудериана и Кривошеина - прекрасное настроениеСпустя всего неделю после заключения "пакта Молотова-Риббентропа" нападением на Польшу началась Вторая мировая война, а еще через две недели и советские войска вступили на польскую территорию. Победоносная кампания завершилась "братанием" частей вермахта и Красной армии и совместным парадом в Бресте. На трибуне комбриг Кривошеин стоял рядом с генералом Гудерианом, танковый корпус которого всего через полтора года дойдет до Москвы.
"Странное партнерство" НКВД и гестапо
Как пишет автор книги Юрий Басистов, в течение 22 "медовых месяцев" двух диктаторов в советской печати прекратились любые нападки на нацистов и исчезли карикатуры на их вождей. С экранов кинотеатров были сняты такие известные антифашистские фильмы, как "Профессор Мамлок" и "Семья Оппенгейм" (по роману Фейхтвангера), из театральных репертуаров исчезли все спектакли антифашистского содержания. Была исключена даже пьеса "Матросы из Катарро", хотя в ней речь шла о матросском восстании 1918 года да к тому же против Австро-Венгерской монархии.
Молотов подписывает договор с нацистской ГерманиейЕще одно "странное партнерство", как выражается в своей книге Юрий Басистов, существовало между НКВД и гестапо. Уже когда министр иностранных дел "третьего рейха" Риббентроп впервые прилетел в Москву для подписания пакта о ненападении, среди встречавших его был и заместитель наркома внутренних дел Меркулов. Подробные воспоминания об этой встрече оставил Ханс фон Герварт (Hans von Herwart), немецкий дипломат и противник нацизма, который был тогда сотрудником посольства Германии в Москве. Он рассказывает, как на московском аэродроме встречал вместе со своим коллегой Гебхартом фон Вальтером делегацию "рейха".
"Вальтер вдруг схватил меня за руку, - пишет фон Герварт, - и показал на группу гестаповцев, которые как раз сердечно приветствовали своих собратьев из НКВД: "Посмотри, как они улыбаются друг другу. Это они радуются, что, наконец, могут работать сообща. Ужасно даже подумать об этом. Только представь себе, как они начнут обмениваться своими досье…"
Чем могли, помогли
Басистов отмечает, что НКВД и гестапо обменивались не только досье. По секретному соглашению, одобренному Политбюро, гитлеровской Германии предполагалось передать бывших граждан Германии и Австрии, которые находились на территории СССР и боролись против Гитлера, - то есть антифашистов. Несколько десятков их было передано в руки гестапо. Вот только два примера.
Александр Вайсберг (Alexander Weißberg), австрийский коммунист, работавший в физико-техническом институте Академии наук в Харькове, был арестован в 1937 году. Прошел конвейерные допросы, признался в подготовке убийства Сталина и Ворошилова и не был расстрелян только потому, что за него вступился Альберт Эйнштейн, написавший письмо Сталину. В конце декабря 39 года его вместе с несколькими сокамерниками - немецкими и австрийскими эмигрантами - неожиданно повели в роскошную баню, побрили, дали хорошую гражданскую одежду... А потом следователь объявил им, что они высылаются из СССР в Германию. И как не противился Вайсберг, его посадили в поезд вместе с семьюдесятью другими немцами и австрийцами и отправили под охраной в Брест-Литовск. Там, на границе, их уже ждали сотрудники гестапо.
Маргарете Бубер-Нойман Известной немецкой коммунистке Маргарете Бубер–Нойман (Margarete Buber-Neumann), эмигрировавшей в середине тридцатых годов в СССР и позже отправленной в Карагандинские лагеря, вообще не сказали, куда высылают ее и ее сокамерниц. Их отвезли в "черном вороне" на вокзал, препроводили в вагон с зарешеченными купе, выдали консервы, хлеб, масло (небывалая роскошь по тем временам для заключенных), сигареты и повезли на Запад. Высадили в Бресте, где сдали с рук на руки эсэсовцам. Те отправили Маргарете Бубер-Нойман в Люблинскую тюрьму, а потом в концлагерь Равенсбрюк.
В общем, помогали союзнику Гитлеру чем могли. Родственные души! Сильно сказано? Кажется оскорбительным? Автор книги "От пакта до войны" Юрий Басистов придерживается другого мнения. Достаточно хотя бы привести названия глав одного из разделов его книги, который назвается "Вождь и фюрер": "Сходные черты", "Взаимный интерес", "Полководцы-дилетанты"... Что касается часто приводимого аргумента, что, мол, пакт 1939 года позволил отодвинуть срок нападения Гитлера на Советский Союз, то здесь автор книги еще более категоричен. "Пакт войны не отсрочил, - подчеркивает он. - И катастрофический характер начала войны - прямой результат единовластия и своеволия Сталина".
Автор: Ефим Шуман
Редактор: Дарья Брянцева
Ю. В. Басистов
"Сталин - Гитлер. От пакта до войны".
Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, Санкт-Петербург 2001
Комментарии