Иллюзия отсутствия смерти

вопрос:

В наше время люди часто стараются скрыть тело усопшего, как можно быстрее провести похороны и забыть о них. То есть как можно скорее избавиться от воспоминаний о смерти…

ответ митрополита:

Это традиция проникла к нам с Запада, где пытаются убрать или замаскировать все, что портит жизнь, мешает получать удовольствие от нее. В Европе и в Америке сейчас принято сразу избавляться от мертвых тел, скрывая их в моргах. И даже традиции поминок и панихид постепенно отходят там в прошлое. Люди, стоящие за моделированием безбожного и безнравственного общества потребления, смогли навязать населению западных стран ложную мысль, что весь этот, как они его называют, «негатив», деструктивно влияет на сознание человека. И человек не знает, что такое смерть, не думает о ней, не готовится к ней. То есть, человек живет в мире с искаженной реальностью, где ему навязывают иллюзию отсутствия смерти. Но реальность такова, что человек все равно сталкивается со смертью. И он совершенно к ней не подготовлен. Эта трагедия потрясает все его представления о жизни и вводит в состояние горя. А ведь, если разбираться, то ничего особенного не случилось. Просто разбились эти навязанные обществом потребления розовые очки.

вопрос:

А зачем потребительскому обществу навязывают иллюзию бессмертия? Почему оно так боится упоминания о смертности человека?

ответ митрополита:

Причин у этого много. Одна из них очевидна. Карусель из сменяющих друг друга моделей бытовой техники, машин, дач, других материальных ценностей выгодна только тем, кто их производит. Производители пытаются любыми способами продать свою продукцию и ради этого пытаются подсадить своих потенциальных жертв на иглу бесконечного потребления. С этой же целью они разрушают традиционные ценности, навязывая людям т.н. либеральные ценности. Это их главная задача! А понимание того, что человек смертен, очень им мешает в этом. Если человек задумается о своей смертности, то он рано или поздно слезет с этой иглы, откажется от безумного потребления. Какой смысл копить и покупать, если ты ничего из этой жизни не унесешь? Вот этого-то они и боятся.

вопрос:

Некоторые психологи утверждают, что вид мертвого тела вредит детской психике. Поэтому многие родители пытаются оградить детей от похорон и поминок.

Ответ митрополита:

Да это бездари, а не психологи. Эти горе-специалисты забывают, что на протяжении столетий дети ВСЕГДА присутствовали на похоронах родственников, друзей, односельчан. Раньше люди жили общинно, большими селами. И покойников хоронили всем миром. А похороны в больших деревнях случались очень часто. И дети не боялись, а понимали, что смерть - это часть жизни. И с психикой у них было все в порядке.

Они потом всю жизнь трудились, воспитывали уже своих детей, не увлекались наркотиками, не сидели в тюрьме, не становились дегенератами, типа нынешних скинхедов, эмо, готов и пр. И психика у них, в отличие от современных детей, была куда более крепкой. И психологов тогда тоже не знали, люди сами прекрасно справлялись с проблемами.

Ужасно, что смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые мямлят что-то типа «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии.

Подобный случай прекрасно описал митрополит Антоний Сурожский:

В небольшом английском городке после долгих лет страдания скончалась старушка. Ее сын и невестка были моими друзьями, и я приехал к ним сразу же, как только узнал об этом. И вот вижу: все сидят в гостиной, а внуков нет.

- Где же дети?

- Мы их услали из дома. Как же им быть в одном доме с мертвой бабушкой? Ведь это может потрясти на всю жизнь, они будут душевно больны!

После долгих споров я все-таки добился, чтобы детей вернули домой... Я взял их (мальчику было лет пять, девочке - семь); мы вошли в комнату бабушки; в комнате царила та торжественная тишина, которая окружает усопшего. Девочка посмотрела в лицо своей бабушки, которую годами видела в страдании: морщины расправились, лицо светлое, спокойное, удивительно красивое, - сказала: «Так, значит, это смерть!..». А мальчик прибавил: «Как прекрасно!». Разве это не более здоровое начало в восприятии того, что такое смерть, чем ужас?.. И ведь если бы я не показал им бабушку, лежащую в дивном покое, они всю жизнь думали бы, что смерть - это неизъяснимый ужас растерзанного тела, измученного, изуродованного*.

Еще раз подчеркну, что ребенок обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей! Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.