Миссия правых в России - дискредитировать либеральную идею?

Когда Прохоров появился на политической арене, мне стало интересно. До сих пор наши правые ассоциировались с политиками типа Гайдара, Немцова, Хакамады и олигархами вроде Чубайса. У меня есть личное мнение о каждом из них, основанное на собственном опыте, но вряд ли оно будет интересно публике, воспитанной на стереотипах и навязанных мифах. Тем не менее, скажу главное: декларируемая независимость этих людей весьма относительна. Если следовать принципу «кто платит, тот и заказывает музыку», то эти ребята – не заказчики и тем более не инвесторы.

Другое дело олигарх Прохоров: заказчик и спонсор – в одном лице. Какой открывается простор для правой инициативы! Признаюсь, сгоряча сразу поверил в деловую хватку и дальновидность новоиспеченного лидера «Правого дела» и даже направил два письма в ответ на его призыв поделиться идеями, размещенный на его персональном сайте. Никакого хотя бы вежливого ответа типа «спасибо, учтем Ваше предложение» не получил. Но не это главное. Очень скоро стало понятно, что Прохоров меньше всего озабочен продвижением либеральных идей. Главное: попасть в Думу, а для этого все методы хороши.

Из всего набора избирательных технологий был выбран самый понятный олигарху: бизнес-проект. Один мой знакомый получил приглашение на работу от штаба Прохорова. На вопрос, какие задачи нужно решать, получил недвусмысленный ответ: «Не парься – у тебя есть возможность быстро заработать большие деньги». Я так понял технологию, выбранную штабом лидера правого дела: если правящую партию называют «партией жуликов и воров» и она при этом все равно побеждает на выборах, то что мешает применить те же технологии оболванивания электората «Правому делу». Были бы деньги, а остальное – дело техники.

Все бы хорошо, да произошла «загогулина, понимаешь». Очень скоро выяснилось, что олигарх как и прежние правые оказался отнюдь не «заказчиком музыки». Более того, он попал, мягко выражаясь, в нелогичную ситуацию: «оплатил музыку», но «заказал» ее другой. Была названа даже его кремлевская фамилия. Такого конфуза правые не переживали со времен Гайдара. А как же с либеральной идеей?

Недавно в телепроекте «Поединок» Владимира Соловьева ведущий спросил Проханова, кого из нынешних правых он может назвать либералом. Проханов ответил: никого. Соловьев пошутил, назвав самого редактора левой газеты «Завтра» либералом.

Но в этой шутке, как оказалась, есть доля правды. По крайней мере, левые пытаются завоевать умы и сердца своих избирателей (другой вопрос – как это у них получается). А правые делают ставку на материальный интерес, в то время как либеральные ценности отнюдь не сводятся к желудку. Лозунг «Долой Путина!» в исполнении «несогласных» и вовсе не тянет на национальную идею. Кажется, нищета правой идеологии налицо, но это только на поверхности.

Если внимательно изучить программы левых и даже леворадикальных партий, то в них можно обнаружить практически весь набор демократических ценностей (явных или прикрытых левой фразеологией). Я уже не говорю о главном идеологе коммунистов Марксе, который под конец жизни переродился в либерала. Неслучайно главный труд своей жизни «Капитал» он посвятил не социализму и тем более не коммунизму, а капитализму, оставив потомкам додумать за него вопрос: «Что такое общенародная собственность при социализме и как она освободит пролетариат от эксплуатации социалистической бюрократией, которая будет управлять этой собственностью?».

Возникает вопрос: а был ли у Прохорова другой вариант правого триумфа? Думаю, что был и остается (если не рассчитывать на ближайшие выборы). На самом деле у нас кроме Проханова много и других либералов, искренне ищущих пути выхода из кризиса правой идеи. Периодически захожу на сайты экспертов либерального толка, иногда участвую в конференциях и нахожу там много здравых мыслей. По крайней мере, они не призывают к тотальной приватизации госсобственности, выступают против рыночного фундаментализма, ликвидации социальных гарантий и других авантюр, которые им приписываются. Признают ошибки 90-х годов, хотя и не могут освободиться от идолов вроде Гайдара. Либеральные споры все дальше уходят в сторону философского осмысления российской истории и того места, которое Россия занимает в мире, охваченном процессами глобализации. К сожалению, их идеи остаются невостребованными даже в бизнес-сообществе.

Вот и получается, что «Правое дело» остается не у дел. Только бюджет пилит, хорошо еще, что не государственный. Госбюджет у нас хоть и большой, но нерезиновый. Разбрасываться народными деньгами на «лево» или на «право» «Единая Россия», надо думать, не собирается. У ней «своя свадьба», которая по русской традиции может закончиться дракой. Главное, успеть до свары разделить «свадебный пирог».