Катынь. Правда, только правда, ничего кроме правды
На модерации
Отложенный
(Е. Прудникова, И. Чигирин. Катынь. Ложь, ставшая историей
http://www.ozon.ru/context/detail/id/6266756/
http://www.ozon.ru/context/detail/id/7245984/)
Не хотелось бы ограничиться простой констатацией мнения, вынесенного мною в заголовок, но пока даже не знаю, с чего начать. С того, что польских офицеров убили не сотрудники НКВД, а гитлеровцы? Так это давно понятно любому адекватному человеку, поинтересовавшемуся вопросом не на уровне антисоветской агитки, получившей новую жизнь из-за того, что «при новом правительстве Советский Союз, а потом Россию стало можно доить». C констатации авторами того прискорбного факта, что в современной западной историографии единственными зверствами остались только «изнасилованные советскими солдатами немки да уничтоженные гитлеровцами евреи» плюс «поляки в катынских могилах»? Так это тоже не новость и не только для западной историографии — скажем, отечественный фальсификатор М.А. Солонин поспешил запачкаться также и на ниве страшилок о немках, изнасилованных и убитых «большевистскими ордами», использовав их для очередного продвижения своей идеи о бочке с лопнувшими обручами (http://www.solonin.org/article_vesna-pobedyi-zabyitoe). Или вспомнить как на «Суде времени», посвящённом как бы гласности Н.К. Сванидзе по протесту Л.М. Млечина запретил С.Е. Кургиняну использовать в качестве доказательства наличия перестроечной цензуры запрет на публикацию свидетельства Л. М. Кагановича о Катынском деле? Так это тоже ничего не меняет — неужели кому-то из читающей публики ещё неясно, что представляют собой Млечин со Сванидзе или депутаты Госдумы, проголосовавшие за паскудное заявление, очерняющее Россию?
Наверно, правильнее всего, просто дать слово авторам, объясняющим, чем удивительно само появление спора о том, кто — немцы или наши убили поляков в Катыни: «Во-первых, то, что эти несколько тысяч человек вообще были замечены в кровавом месиве той войны. Только в Смоленске гитлеровцы уничтожили 135 тысяч мирных жителей и военнопленных — о них кто-нибудь кричит? … Во-вторых, есть ещё и этическая составляющая. Давайте вспомним: а кто избавил поляков от Гитлера? Сколько успели истребить немцы в Польше — четверть населения?» (с. 3-4). Эти вопросы, естественно, удивительны, прежде всего, для тех, кто является поклонником двойных стандартов как бы цивилизованных стран, но, как мне кажется, даже те, кто понимает оскорбительность для нашей страны подозрения её участия в Катынском геноциде, не очень осознают актуальность этих обстоятельств. Ведь на нашу страну не перестают пытаться возложить ответственность как за развязывание Второй мировой войны, так и за уничтожение поляков в Катыни! И авторы не зря пишут, что Польшу ничему не научила даже Вторая мировая война. Конечно, всё зависит от точки зрения. Например, то, что Геббельс называл Восточной Польшей, для нас являлось западной Белоруссией и Украиной. А то, что мы считаем освобождением Польши, сами поляки называют вторжением (и плевать им на то, сколько людей истребили гитлеровцы в самой Польше!).
Далее, как и обещано в аннотации излагаются как геббельсовская версия расстрелов польских офицеров, так и заключение комиссии Бурденко, но это далеко не всё! Авторы не ограничиваются простым описанием катынских или околокатынских событий. Они рассматривают и такие интересные моменты нашей совместной с Польшей истории как:
— «старый спор славян» между Польским королевством, Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским;
— «странный патриотизм генерала Андерса», армия которого «почему-то» не спешила участвовать в войне против гитлеровцев;
— пропольскую деятельность российской ГВП, едва не доведшую Россию до «пристёгивания» к Нюрнбергу...
Но и это далеко не всё! Практически всё время при чтении натыкаешься на интереснейшие штришки — от уклончивого высказывания В.В. Путина до такого, например, объяснения причины яростного сопротивления Польши предлагаемой Советским Союзом военной помощи: «И вот тут имеет место интересная оговорочка польского посла в Париже Лукасевича. В ходе военных переговоров снова всплыл вопрос о проходе наших войск через польскую территории, теперь уже на помощь самой Польше. По этому поводу ещё раз запросили Варшаву — вдруг её мнение изменилось. И вот, что сказал посол:
«Бек никогда не позволит русским войскам занять те территории, которые мы у них забрали в 1921 году. Пустили бы вы, французы, немцев в Эльзас-Лотарингии?»
Вот и причина. Польское руководство заботилось не о том, чтобы сохранитиь своё государство, а о том, как бы удержать награбленное. Потому что Советский Союз имел все основания предъявить Польше точно те же претензии, которые она предъявила Чехословакии, один к одному». (с. 340)
Понятно, что до этого исследования были честные статьи и книги на тему о Катыни. Тот же Ю. И. Мухин с его «Антироссийской подлостью» немало попортил крови врагам и предателям России. Но данная книга Е. А. Прудниковой и И. И. Чигирина, пожалуй, впервые сумела объединить под одной обложкой не только основные факты этой истории и убедительно разоблачить антироссийский фальсификат, но и продемонстрировала взаимосвязь событий как приведших к этой трагедии, так и тех, которые эта трагедия вызвала к жизни в новейшей истории. Причём, авторы не ограничиваются простой констатацией фактов, они не стесняются делать, прямо скажем, напрашивающиеся предположения: «Не зря же некоторое потепление российско-польских отношений пришлось на 2007-2008 год, когда, в связи с экономическими проблемами, резко сократилось финансирование «правозащитных» организаций. У нас это отозвалось спадом стенаний по репрессированным — а в Польше, по-видимому, уменьшением плача о Катыни. Может быть, если Соединённым Штатам станет не до европейских дел, отношения наладятся сами собой?» (с. 572-573).
К сожалению, если к тексту Елены Анатольевны и Ивана Ивановича у меня нет претензий, то к иллюстративному наполнению, а точнее к полному его отсутствию — есть! На мой взгляд, в книге должны быть как рисунки-схемы катынских (и не только) захоронений, так и фотокопии описываемых документов. Лично я, если будет последующее издание с таким исправлением-дополнением не пожалею соответствующей суммы и на его приобретение.
Интересно, что заканчивается книга описанием катынского мемориала и молитвой. Я решил закончить свою мини-рецензию тем же: «У подножия трёх огромных крестов катынского мемориала — изображение Божией Матери Катынской — Богородица прижимает к груди солдата с простреленной головой. Господь не позволил, чтобы мерзость политики коснулась святыни. Чудесным и таинственным образом в молитве Богородице нет не только слова «НКВД», но даже и слова «Польша», и катынский колокол звучит над всеми воинами, погибшими от рук гитлеровского режима.
«Матерь Божия Катынская, в Твои объятия отдаём всех убытых на востоке, живой верой, в общении святых просим Тебя, мати, приголуби их и отдай Твоему Сыну. Сделай их фундаментом возрождения и примирения народов АО имя Христа, Который любит и прощает. Аминь».
Комментарии