Пассионарии и субпассионарность

На модерации Отложенный

Согласно  пассионарной теории этногенеза Льва Гумилева,  люди, обладающие врожденной способностью получать из   биосферы энергии больше, чем это необходимо  только для существования  личности  и, способные  реализовывать   энергию в виде целенаправленной работы по изменению окружающего их общества и внешней среды. Определяют повышенную  пассионарность  личности  по  характерным признакам -  поведению и   психологии.  В свое время Юрий Кривоногов, кстати,  основатель «Белого братства», определил как можно подсчитать  биологический потенциал каждого человека.

         Величина этого биологического  потенциала и определяет потенциальную пассионарность   человека.  Например,  средняя величина биоэнергетического потенциала находится  в диапазоне 25-27 единиц. Более 30  единиц указывает на то, что  у человека открыт прямой канал подпитки энргией из биосферы.

         Пассионарии – личности энергоизбыточного типа. Антипод пассионарии — люди  энергодефицитного типа. Значения их  биоэнергетического потенциала ниже 20 единиц  и может находится в пределах  6- 9 единиц.

Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы,  консорции,  которые,  в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, которые возникают, как правило,  через 130—160 лет после «толчка»,  выдвигают идеологии, становящиеся их доминантными парадигмами.

В контексте дефиниция используется в значении «предприимчивые, активные и рисковые люди, стремящиеся к выполнению поставленной задачи, преодолевающие страх смерти».

Пассионарная теория этногенеза парадигма,  созданная  Львом  Гумилёвым объясняющая этногенез, избыточное  напряжение  энергии в  этнической системе, приводящее этнос к активной созидательной деятельности.  Пассионарность описывается  автором на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном уровне (как поведенческий импульс). Этот феномен объясняется как эффект энергии живого вещества биосферы. Львом Гумилевым предложена универсальная модель этногенеза, основанная на данных не только истории, но и географии, биологии,  генетики.  Парадигма изложена в фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли» (1979) и в многочисленных других работах.  Ведущая роль в этногенезе  принадлежит пассионарности, природным контактным зонам и этнической комплиментарности.  Биосфера Земли получает из космоса больше энергии, чем её необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим пассионарные толчки или взрывы этногенеза.  Пассионарность («страсть») — атрибуты подсознания, врожденная способность организма  человека абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы.   Пассионарность —  проявляется эффектом  избытка  энергии  биосферы у индивидуума. Энергетическая природа пассионарности посредством её носителей создает и разрушает ландшафты,  этносы и культуры.  И еще пассионарность проявляется  способностью личности  жертвовать собой ради идеала.
Несомненно, сознательная деятельность людей играет в этногенезе не меньшую роль, чем эмоциональная, но характер их различен. Человеческий разум, бескорыстное стремление к истине порождает научные открытия, создающие предпосылки для роста производительных сил и общественного прогресса. Но плоды  трудов  человечества  значительно отличаются от творений, созданных природой  - они способны лишь  разрушаться.

 Пассионарность возникает не как цикличность, а как вспышка, которая за период 1200-1500 лет затухая, оставляет  многочисленные следы жизни этноса: архитектуру, литературу и идеи. Наряду с ландшафтом, важнейшим фактором возникновения этноса является «этническая  комплиментарность»,  как  положительная, так  и отрицательная. Люди объединяются и враждуют  по принципу комплементарности.  Комплементарность – это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплементарность.  

В интерпретации Гумилева, в тех случаях,  когда пассионарная энергия в этносе уменьшается, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, игнорирующие прошлое и настоящее ради будущего. Из щелей вылезает неистребимая посредственность,  проматывающая наследство предков. Наступает последняя мемориальная фаза этногенеза. Главная задача пассионарной теории этногенеза – своевременное предвиденье возможных вариантов этнических событий. Поиск оптимальных выходов из возможных, но не обязательных коллизий, остается делом политиков.