О науке, религии, психологии...
На модерации
Отложенный
О науке, религии, системной философии
Ю.А.Урманцева, трансперсональной пси-
хологии С.Грофа и формировании новой
мировоззренческой парадигмы.
" Одним из важнейших вкладов науки о
о сознании в складывающееся нынче
научное мировоззрение стало совершенно
новое представление о психике. Если
традиционная модель психиатрии и
психоанализа строго персоналистична и
биографична, современные исследования
сознания открывают новые уровни, сферы
и измерения, показывают, что человечес-
кая психика по своему существу сораз-
мерна всей Вселенной и всему существу-
ющему".
Станислав Гроф. "За пределами
мозга. Рождение, смерть и
трансценденция в психиатрии",
М., 1992, с.74.
Наши представления о мире прошли долгий и противоречивый путь: от герметическиих позиций "все во всем" до противопоставлений человека миру и царствования над ним; от гео- и гелиоцентризма до антропологического принципа, до гуманизма и трансперсональных представлений на глубины человеческого духа и голографическую соразмерность их Вселенной и всему сущему.
Как считает академик РАЕН и МАИ Ю.А.Урманцев, канд.биол.н., доктор филос.н., автор фундаментальных работ: "Общая теория систем (ОТСу)" и "Системная философия", - из 64-х теоритически возможных классов мировоззрений человечество к настоящему времени выработало лишь 14-20. В этой связи, переживаемый мировоззренческий кризис не первый и не последний, хотя, конечно, по результирующим характеристикам и глобальности - самый мощный, затрагивающий все сферы деятельности людей.
Если в предшествующие периоды, при прохождении точек бифуркации, роль лидера в постижении мира могли брать на себя представители одной из форм общественного сознания и, даже одной из наук, - сейчас, скорее всего, такое разрешение не возможно.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Не умаляя усилий и вклада естественников в дело познания мира, полагаем, что, во-первых, Материя и Дух действительно не сводимы к их отдельным формам и свойствам. И, во-вторых, поскольку наука сегодня определенно стала силой глобальной, космической, - аспекты познавательные, их практическое преломление и воплощение неизбежно должны сочестаться с общечеловеческими, гуманистическими, религиозными, вселенскими нравственными, моральными принципами и ценностями.
РЕЛИГИЯ. Как форма мировосприятия религия предшествовала философии на заре человечества. Но, не смотря на глубину и сокровенность душевных упований, вызывает большое сомнение готовность религии взять на себя ответственность за человеческое миропонимание и мироустройство в начале третьего тысячелетия, когда в рамках одного, например, христианства существуют сотни, если ни тысячи конфессий, и каждая претендует на свою абсолютную истинность в прочтении одних и тех же библейских источников; если принятие естественно-научных фактов и утверждение их в сознании верующих церковными институтами может происходить с задержкой в сотни лет.
Пока существуют эти и другие трудно преодолимые "если", трудно представить, что религия может определять не только духовную, но и мирскую, светскую, бытийно-воззренческую направленность в духовном развитии человека и человечества.
Пусть каждый образованный человек примет Эйнштейновскую позицию: "Религия без науки - слепа. Наука без религии не полноценна". Соединить же духовные прозрения с достижениями человеческого опыта и его философское осмысление - религия, на наш взгляд не готова.
ФИЛОСОФИЯ. Философия как наука, как методология и мировоззрение, не смотря на амбиции по соединению принципиальных и основополагающих знаний в целостную доктрину "...в ответе на ИЗВЕЧНЫЕ вопросы... не достигла ничего, не смотря на тысячелетние усилия... едва ли мы можем сказать, что ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, используемого им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему". ("Краткая философская энциклопедия". М.,1994, с.481.) Если, уж, философы утверждают, что их детище, в систематике себя и в философской интерпретации природных и общественных систем, тольо рождается, -то это говорит само за себя.
Однако, несколько обнадеживает и факт выхода в свет очередной крупной монографии академика Ю.А.Урманцева "Девять плюс один этюд о Системной философии. Синтез мировоззрений", в котором излагается мировоззрение "...которому можно было бы безбоязненно следовать при оптимальном построении системы "Человек - Общество - Природа". ( Урманцев Ю.А. "Девять плюс один этюд о Системной философии. Синтез мировоззрений", М., "Современные тетради", 2001, с.4.
Здесь впервые философия Системы эксплицируется "... в виде воззрения на мир как на Мир-Систему, Систему систем самого различного рода ("Материального", "идеального", "материально-идеального", "пустого") и разного ранга ("низшего", "среднего", "высшего"); как на систему в одно и то же время, но в разных отношениях, организованную и хаотичную, иерархичную и неиерархичную, полиморфичную и изоморфичную, симметричную и диссимметричную, гармоничную и дисгармоничную, противоречивую и непротиворечивую, устойчивую и неустойчивую, с отношениями согласия и несогласия, взаимодействия, одностороннего действия и взаимордействия; обладающую целостными, нецелостными, целостно-нецелостными и "небытийными" свойствами; реализующую все формы изменения, развития и сохранения действия и отношения".
(Там же, с.6-7)
Это делает Системную философию "...по-видимому, единственной философией, которая адекватно отвечает удивительному факту, факту философского плюрализма Человечества Земли во все времена его существования. И плюрастичному Человечеству Высшая духовность - философия - впервые открывается плюралистично". (Там же).
Все это выделяет Системную философию Урманцева, как философию прикладную, практически значимую; делает ее "Мировоззрением для Мироустройства" - и определяет основы - "...главного и очень надежного ориентира... планирования его (человеческого) устойчивого развития в ХХ1 столетии - как Цивилизации системно-организованной и духовно-экологичной с существенным креном в область психологии и экологии и, как всегда, социально-экономической справедливости". (Там же)
Честь и хвала творцу Системной философии, не умалившему существенность и значимость наук о человеческой душе в своих разработках нового миропонимания и мироустройства.
ПСИХОЛОГИЯ. Действительно удивительны, и, может быть, диалектически оправданы исторические метаморфозы, происходившие с этой наукой. Возникнув как один из разделов философии (и именно как целостное представление о душе, - греч. "псюхэ"), с приходом Р.Декарта и на протяжении почти пятисот лет, единственно определенным объектом своего исследования психология усматривала лишь сознательную, рациональную часть психического мира человека. Не смотря на гениальное прозрение Лейбница (17в.): "Каждая вещь есть полномочный представитель и репрезезентат любой другой вещи в мире, в том числе и всего мира в целом", только к концу 19-го столетия, через работы Гербарта, Фрейда, Ранка, Юнга и других титанов человечество стало осмысливать неизмеримые глубины и пласты своего внутреннего мира.
В связи с новейшими открытиями в микробиологии мозга, генетики, кибернетики и достижениями в области клинической психологии и генной инженерии, космологии, антропологии и др. - ученые выходят на новый уровень видения и осознают необходимость более широкого, метафизического охвата и осмысления изучаемых явлений; осознают необходимость тесной связи и взаимодействия естественных наук с философией, мифологией, теологией; осознают необходимость гуманистического подхода и изучения, - с психологических именно позиций, - всего многообразия общечеловеческого, в том числе мифологического и мистического опыта. Возникает трансперсональное психологическое русло, которое может представлять еще одну надежду в решении задачи перехода человечества на новую количественную и качественную ступень своего мировоззренческого осознавания.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ТП). Именно в мировоззренческом отношении ТП принципиально изменила модель структуры человеческой психики и, в более чем сорокалетней практике, доказала трансцендентную глубину и многообразие психической реальности; множественность состояний, уровней и измерений сознания, расширив его до соразмерности "...всей Вселенной и всему сущему". (См. эпиграф)
Допустимо, что ТП может оказаться и связующим звеном во взаимоотношениях науки и религии, ибо, с одной стороны она открывает возможности "...контакта нашей психики и духовной стороны бытия, но, с другой стороны, ничего ненаучного в изучении холотропных состояний нет". (С.Гроф. Лекция в Институте философии РАН. М., 03.06.1998)
В сфере познавательной деятельности и личностного роста открыты совершенно новые пути самораскрытия и самоочищения; развития творческих, интуитивных потенций и возможности получения непосредственных восприятий (ощущений) от объектов макро-, мега-, микромира через вхождение с ними в контакт и получения информации непосредственно из любой части "многообразия бытия", в том числе через прямое видение событий, дополняющих и уточняющих человеческую историю.
Таким образом, герметические представления о человеке, как о "микрокосме" подтверждаются и на нашем историческом витке, утверждая высшую и бесценную значимость каждого из нас, а также наши неизмеримо огромные потенциальные возможности в познании мира и его законов через познание самих себя.
Венчая достижения психологических наук, ТП может оказать значимое воздействие и вывести их на, действительно, прикладной мировоззренческий уровень. А содружество естественных наук, гуманистической, Системной философии и ТП может стать реальной основой для ликвидации апокалиптического несоответствия (перекоса) уровня техногенеза и социогенеза (более всего - этического, нравственного, морального состояния общественного сознания) - на основе приоритетности онтогенетическо-гуманистического подхода и создания, культивирования на всех государственных уровнях условий для усиления индивидуального самосознания, самопроявления и развития каждого индивида как высшей вселенской ценности.
Полагаем, что разработка и становление новой мировоззренческой парадигмы должны осуществляться представителями всех сфер общественного сознания не в противоборстве и противопоставлении их базовых основ, а в дополнении усилий друг-друга. Философия, именно как гуманистическая Системная философия; наука, в том числе и трансперсональная психология, с ее безграничными неизведанными просторами и практическими возможностями; религия, с ее общечеловеческими ценностно-моральными ориентирами - в решении данной глобальной задачи НЕОБХОДИМО должны идти рука об руку, дополняя друг-друга, взаимно учитывая свои лучшие наработки и духовные достижения, обеспечивая утверждение Человечества в Третьем тысячелетии...
Автор выражает благодарность и признательность
Юниру Абдуловичу Урманцеву за предоставленные
материалы и оказанную помощь при редактировании
даннолй статьи.
Комментарии