"ШАНСОН"-БРЕНД РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ

На модерации Отложенный



По всем источникам медийным,мощным потоком на нас обрушивается "Русский шансон".Конкурсы и фестивали уже привысили все мыслимые границы.Скоро уже все жанры начнут причислять к ШАНСОНУ,ну ведь это же модно,не беда,что "бред собачий",не беда,что мимо нот,это же ШАНСОН.Только вот что это есть на самом деле-давайте разбираться-Шансон (франц. chanson — песня), 1) полифонические песни 15—16 вв. Были подготовлены балладами, виреле, рондо Гильома де Машо (14 в.). Ш. разрабатывались франко-фламандскими композиторами нидерландской школы; в 16 в. достигли ярко национальной (в частности, программно-звукописной) характерности при усилении гомофонного начала в творчестве крупнейшего представителя французской музыки Ренессанса К. Жанекена, а также у К. Сермизи, П. Мулю, П. Сертона, Г. Котле, К. Лежена, К. Гудимеля и др.; в начале 17 в. вытеснены гомофонными песенно-романсными жанрами. 2) Французские эстрадные песни конца 19—20 вв.; авторами или участниками создания их текстов и музыки нередко бывают исполнители Шансонье (франц. chansonnier, от chanson — песня), французский эстрадный певец (певица), исполнитель и нередко автор песен. Искусство Ш. развивает традиции, сложившиеся в поэзии П. Ж. Беранже, творчестве П. Дюпона (19 в.), а также Г. Моптегюса (20 в.), которого слушал В. И. Ленин. Крупнейшие представители — М. Шевалье, Ж. Брассенс, Э. Пиаф, Ш. Азнавур и др.Ранние шансон развились из одноголосных светских песен труверов. Первым значительным автором шансон был поэт и композитор XIV века Гильом де Машо. Следующее поколение композиторов происходило в основном из Бургундии (Гийом Дюфаи и Жиль Беншуа), их шансон были в основном трёхголосны. В середине XV века образовалась «парижская школа» шансон (К. де Сермизи и К. Жанекен). В XV—XVI веках шансон писали многие известные композиторы.Ну да ладно,это раньше было,надо про сейчас и про нас Обычно исполнители русского шансона являются и его авторами. Данное явление объясняется порой шаблонностью музыкальной формы этих песен и, разумеется, стереотипностью поэтической обработки текстов, их тематики, лексики, интонаций и т.п. Сказанное подразумевает, что чаще всего нет большой разницы между “столичным” шансоном и его “провинциальной” разновидностью. Все равно темы и формы предопределены традицией русской блатной песни, хотя в шансоне развиваются и другие тематические линии, от более лирической, интимного характера до описательно-повествовательной в духе бытовой песни (см. московские песни Трофима). То, что нужно подчеркнуть, — это смежность жанра с эстрадной песней. Музыкально это раньше выражалось явным стремлением к джазу, к ресторанной, к цирковой или даже военной музыке под аккомпанемент духовых инструментов, потом отмечалось сильное влияние традиции французской песни, песни французских шансонье, которое потом сменило, хотя на более лирической основе, устремление к англоязычной рок- и поп-музыке. Особенно красноречиво отражают разные фазы этого процесса песни питерских Митьков, лирические исполнения “комсомольских” и дворовых блатных песен, недавние рок-записи Трофима и попытки в жанре рэпа у Михаила Круга.После долгого успеха сегодня шансон переживает период безусловного кризиса.

Он как бы возвращается в ту маргинальность, из которой вышла традиция блатняка, блатной музыки в ранние послесоветские годы, когда условия жизни, криминогенная ситуация и успех криминальной тематики в кино и в средствах массовой коммуникации, мифологизация братвы придавали жанру особую своевременность и подчеркивали его как бы национальную природу, его русскую самобытность. Кроме того, все больше шансон во вкусах молодежи (не только столичной, но и провинциальной) вытесняют жанры новой поп-музыки. Одновременно границы шансона все больше расширяются. Хотя ряд радиостанций и интернет-сайтов, посвященных шансону, довольно популярны, особая социокультурная роль шансона уже исчерпана или сильно сужена. Теперь легче и свободнее можно изучать его социокультурные черты и, в частности, определить его социальные основы. Этому прекрасно содействуют тематика и стилистика шансона последних лет.В шансоне заглавие, как бренд, играет очень значимую роль индикатора. Вот некоторые примеры, которые дают ясные интерпретативные ключи к тематическим, культурным и языковым особенностям жанра: “Воровская жизнь”, “Судьба воровская”, “Доля воровская”, “А мы воруем!”, “Малолетка”, “Крытка”, “В бегах”, “Шизо”, “Тюремный надзиратель”, “Матросская тишина”, “Воркутинский снег”, “Крестовая печать”, “Конвоир”, “Я вернусь домой”, “Волчья стая”, “Мусорок”, “Менты не Кенты”, “Волыночка”, “Фраер”, “Крыша”, “Майор с Петровки”, “Седая Сибирь”, “Любить по-русски”, “Пацаны”, “Бычок”, “Четыре ходочки”, “Браслетики”, “Крепись, братва”, “Леха-бандит”, “Мой милый кореш”, “Жизнь хулигана”, “Все чики-чики, пацаны”, “На кичу” и т.д. Все ясно и предсказуемо.Как только шансон вышел из закрытого мира запретной песни и стал продуктом рынка, выявились две тенденции: традиционно-консервативная и гламурно-эстрадная. Первая представлена большинством певцов лагерной лирики, вторая — более широким кругом исполнителей романса и эстрадной песни. Вторая тенденция связана с такими мероприятиями, как, например, премия “Шансон года”, которые, безусловно, относятся к чисто эстрадной музыке. Следовательно, и тематика очень расширилась. Здесь небезынтересно остановиться на некоторых тематико-поэтических и языковых элементах именно первой традиционно-консервативной тенденции, так как жанровые границы второй уж слишком расплывчаты.“Сплав городского романса, блатной лирики и дискотечного ритма”,в общем и целом всей русской эстрады — вот точное определение главной тенденции русского шансона.