«Народ – это население с амбициями»

Ключ к ребусу: почему Лукашенко все еще на троне?

Вряд ли найдется страна более средняя, чем Беларусь. Она занимает среднюю часть Европы, в ней среднеконтинентальный климат, очень средняя школа, средняя ширина рек, средняя глубина мысли и средняя высота духа. Здесь работают со средним энтузиазмом, но и сачкуют так же. Не сказать, что это страна импровизаторов, но зато много людей толковых, осмотрительных, обстоятельных. Нет перебора с фанатиками (веры или безверия), но и крайняя отупелость наблюдается не часто. В ней нет изобилия талантов, но и с идиотами  перебор не выше среднего в мире.  Есть чуть менее среднего достаток, зато и менее чем средние потребности тоже есть.

И только одно в Беларуси намного  выше среднего. Представьте самое невероятное и сдавайтесь: это - численность среднего класса.

Специалисты наивно полагали, что такой социальный слой тут если и есть, то, учитывая социальные эксперименты очень средненькой главы государства, тоненький и весь легко намазывается на президентский бутерброд (кстати, вот что еще выше среднего). Но белорусы быстро поставили их на место: опросы показали, что более двух третей населения синеокой относят себя именно к среднему классу. Правда, посрамленные социологи говорят, что на вопросы о своем образовании, стандартах потребления, доходах, недвижимости, движимости и прочей социологической чепухе опрашиваемые не отвечали, основной аргумент у них был: «Мы не хуже других…».

Откровенно говоря, меньше всего хочется влезать в яростные споры социологов (а чаще политиков): что такое средний класс – прослойка между бедными и богатыми или между умными и не очень?  Можно ли отнести к нему бедную интеллигенцию или богатую госбюрократию?

Что с его появлением меняется в обществе к лучшему, а что к худшему, какие у него цели и ценности, революционный он или, наоборот, абсолютно лоялен власти? Наверное, найти однозначные ответы на эти вопросы - задача не для средних умов, хотя, конечно, интересно.

Но, мне кажется, не менее интересно вот это общее «Мы не хуже других…». Не тут ли ключ к до сих пор зашифрованному: почему Лукашенко все еще на троне? В переводе со среднебелорусского на среднелукашенковское это те же «чарка и шкварка» -  чем не национальная идея?

 «Народ – это население с амбициями»,- сформулировал когда-то далеко не средний поэт Давид Самойлов. С амбициями – значит быть «лучше других». Не с самым высоким домом, не с самым большим счетом, не с самой красной машиной, не с  самой «главной» должностью (включая царскую), а образованнее, нравственнее, честнее, добрее, умелее, независимее…  С амбициями – значит с высокой самооценкой, ощущением своей уникальности. С амбициями – значит не марионетка, которую дергают за ниточку. С амбициями – значит тебя нельзя превратить в бессловесный скот, над тобой нельзя издеваться, забирая заработанное и давая подачки, тебя нельзя разорять, объясняя, что теперь ты по-настоящему счастлив…

Быть средним – не стыдно. Но иногда надо поднимать планку. Иначе она сама начнет опускаться.