Опасаться ли долларового Цунами?

На модерации Отложенный

 

Беседа с В.В. Геращенко

Показательна история с экс-главой Международного валютного фонда (МВФ) Домиником Стросс-Каном (в СМИ–ДСК). В минувшее воскресенье он вернулся из США во Францию, в свою парижскую квартиру. Позади остался грязный скандал и более чем трехмесячный суд…

 

К нему, как к руководителю МВФ, претензий не было. Но он позволил себе некоторые профессиональные «вольности». В апреле, на ежегодной сессии Фонда и Всемирного банка в Вашингтоне, Стросс-Кан заявил, что доллар стал ненадежной валютой и главным источником кризисного состояния экономики всего мира. Он предложил уйти от доллара в международных расчетах, заменив его корзиной валют. Стросс-Кан намекал на бесконтрольное долларовое цунами, захлестнувшее финансовые системы практически всех стран, а также ситуацию в США, чей внешний долг перешагнул все допустимые пределы и составил 14,5 трлн долларов, что равносильно почти всему американскому ВВП. По мнению Стросс-Кана, только скорейший уход от доллара оздоровит мировую финансовую систему, избавит ее от кризиса и хаоса… Для США потеря доллара, как главной расчетной международной валюты, обернется крахом. Доллар падет, превратившись в макулатуру. И это не мог не понимать Стросс-Кан, излагая объективную точку зрения. США незамедлительно отомстили ДСК громким скандалом, стоившим ему карьеры. Но он, можно сказать, легко отделался.

Независимые экономисты-аналитики утверждают: пока США правят миром, печальная участь ждет каждого, кто хоть полусловом посягнет на их «святыню» – доллар… В свое время иракский лидер Саддам Хусейн выступил за отказ от доллара в торговле нефтью. В результате Ирак потерял независимость, а Саддам Хусейн был казнен. Ливийский руководитель Муаммар Каддафи тоже был противником доллара в расчетах за нефть и призывал ввести золотой динар. Теперь мы видим, как Ливия подвергается разграблению, а на Каддафи развернута дикая охота.

И все же заставить силой диктаторской политики США всех молчать о несостоятельности дол­лара не удастся. Международные рейтинговые агентства (Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s, Базельский (Швейцария) общественно-экономический институт) пересматривают в сторону понижения кредитный рейтинг США. И процесс этот не остановить, считает видный советский-российский финансист В.В.ГЕРАЩЕНКО. Представляем его интервью, которое он дал корреспонденту Галине Платовой.

 

– Виктор Владимирович, доллару США, который считался самой авторитетной валютой, теперь предрекают тяжелые времена. Чем объяснить такие перемены?

– Тем, что Соединенные Штаты много лет живут не по средствам. У них постоянный дефицит бюджета. И он сильно увеличился в годы глобализации. В этот период многие развитые страны, в том числе и США, часть своего производства, которое составляет внутренний продукт (ВВП) страны, начинают переносить в страны, где более благоприятные условия, например, рядом находится сырье, дешевая рабочая сила, как, например, в государствах третьего мира. На этом выигрывают собственники. Но проигрывают страны. Та же Америка. Ее ВВП снижается. А жить американцы привыкли хорошо. Поэтому у них нарастает дефицит бюджета, дефицит платежного баланса. Чтобы как-то держаться на плаву, США выпускают казначейские обязательства – короткие и долгосрочные. И мир, имеющий зачастую положительный платежный баланс, свои валютные средства вкладывает в эти бумаги, кредитуя экономику США. Это делают Китай, Япония, в том числе и Россия, используя для этого не только валютные активы нашего Центрального банка, но и резервный фонд. Но мир уже осознает, что дальше так продолжаться не может. Сколько еще можно кредитовать экономику США? Нельзя оставлять доллар США гегемоном...

– Его уже называют пустой бумажкой. Это так?

– С этим можно согласиться, учитывая, что с августа 1971 года в США был отменен золотой стандарт. Раньше доллар был привязан к золоту. В 71-м году давали 35 долларов за тройскую унцию золота (31,1грамма). Потом доллар в 2 раза девальвировали, стали давать 70 долларов за унцию. А вскоре доллар вообще пустили в свободное плавание, отвязав от золота. С тех пор и стали говорить, что доллар ничем не обеспечен. И не зря… Мировой финансово-экономический кризис 2007 года был заложен именно тогда, в августе 1971-го.

Сейчас экономика США переживает сложности. И при сложившейся открытости всему миру понятно и видно, что не стоит в доллар вкладываться.

– И тем не менее он в ходу…

– Дело в том, что миру иногда деться некуда. Вот создали евровалюту. Теперь часть валютных активов переводятся в евро, это делает и наш Центробанк. У нас бывает положительный платежный баланс за счет высоких цен на нефть. По другим экспортным показателям у России спад. Но в связи с тем, что мы – члены МВФ, то вкладываем свои валютные средства в основном в доллары, не задаваясь вопросом: на сколько доллар надежен?

– Не лучше ли России вкладывать нефтедоходы в свою экономику?

– Это было бы самое умное вложение. Но по каким-то соображениям наш минфин стал создавать фонд будущих поколений. Когда нужное «будущее» появится, непонятно. Но они якобы тогда, в неизвестном «будущем», начнут вкладывать в свою экономику, предпочитая сегодня доллары и подпитку экономики США.

– А России оставляют фантомные планы?

– Да, в обычной жизни бывает немало фантомного… Особенно когда надо как-то объяснять те или иные дела… Вот Стросс-Кан попытался разоблачить фантом, но это не понравилось американцам. И он попал в историю с женщиной. Конечно, Стросс-Кан не святой человек. Но его американское «дело» пахнет провокацией…

– Америка тоже попала в интересное положение. То поучала всех, особенно Россию, что надо жить по средствам, а сама жила, как нравилось, паразитируя на других странах…

– Именно так. Потому поучала, что было, кому слушать эти поучения. А потом, словно в благодарность за «науку», наш минфин начал финансировать экономику США с помощью резервного фонда, сформированного за счет продажи нефти. На нефтяные деньги минфин покупал казначейские обязательства США, оплачивая тем самым военные расходы американцев, ту же войну в Ираке. А российская экономика ужимается, уровень жизни граждан был и остается низким.

Все это, как говорится, на совести нашего руководства.

– Возможно, правящая верхушка РФ таким образом укрепляет доллар ради того, чтобы сохранить валютные сбережения свои и олигархов?

– Ну держать деньги на счетах по меньшей мере глупо. Во-первых, сейчас сбережения приносят очень маленькие проценты, ниже инфляции, а по долларовым счетам проценты еще меньше, чем по рублевым. Для предприимчивого человека это неприемлемо. Деньги надо вкладывать в дело или в ценные бумаги доходных компаний, производств, корпораций, например, задействованных в новых коммуникационных сетях, интернет...

Если говорить о США, то кризис 1929 года их научил строить дороги и развивать жилищное строительство. Они провели дороги, что позволяет им теперь доставлять товар во все уголки США. Была широкая система кредитования покупки жилья. С этим у них сейчас усложнилось. Но жилищное строительство всегда положительно сказывалось на экономике. Россию кризис ничему не научил, не подтолкнул даже жилищно-строительную сферу.

Сейчас что мы видим? США, при всех проблемах с долларом, остаются страной с достаточно еще сильной экономикой, с современным вооружением. А мы в этом все больше отстаем. У нас было машиностроение, которое требовало и квалифицированной рабочей силы, и хорошей оплаты труда. У нас была направленность на высокую образованность, квалификацию, на науку. Сейчас этого нет. Не развивая эти отрасли, мы все больше будем зависеть от доллара и сильных стран.

– Нас заверяли, что «рынок» все регулирует. Теперь же видим, что рынок не сам по себе, им правят международная финансовая верхушка, олигархи, властные элиты, которые руководствуются только собственными интересами.

– Это есть, есть. Хотя и в элите бывают умные люди. И предсказания разные бывают. Чего перепугались в 2008 году, когда начался кризис? Что американцы введут внутренний доллар, который нельзя будет вывозить за границу. Они пока на это не решились.

– Новый доллар освободил бы США от долгов?

– Возможно.

– В будущем может появиться новый дол­лар?

– Не исключено.

– И что тогда может случиться?

– Не берусь предсказывать, черной магией не обладаю.

– Опыт времен глобализации показывает, что как только доллар начинает шататься, сразу же вспыхивают войны в каких-то точках мира…

– Это да. Это есть. Это попытка американцев, может быть, отвлечь общественное внимание от глобальных экономических проблем, и в какой-то степени задействовать накопленный потенциал оружия, чтобы потом списывать внутренние расходы на такого рода внешние факторы.

– США захватывают нефтеносные страны. Оккупировали Ирак, атакуют Ливию, подбираются к Сирии и Ирану. Они хотят укрепить свой обанкротившийся доллар дешевой нефтью?

– Нефть всегда интересовала американцев. Автомобилизация, автоматизация требуют источников энергии. До сих пор выясняют, кто и за что убил Кеннеди. Но многие склоняются к версии, что покушение было спровоцировано американской нефтяной мафией. К тому времени в США раскрыли большие запасы нефти в прибрежной полосе, в частности, в Техасе. Нефтеносные районы были распроданы, бизнесмены настроились на добычу нефти. Но конгресс неожиданно принял постановление об ограничении производства нефти в США. Рассуждали так: лучше скупать дешевую нефть на Ближнем Востоке, чем тратить свою. США и сейчас следуют этому курсу. А тогда якобы отомстили Кеннеди те, кто вложил деньги в будущую нефтедобычу, но получили запрет. Такая вот гипотеза.

Сейчас мир во многом меняется. На Западе есть достаточно трезвых специалистов, которые говорят, что экономика США рухнет, как Римская империя. Вопрос только: когда? Критикуют глобализацию за то, что она несет не только благо, но и проблемы, в первую очередь странам третьего мира. Туда идут компании, которые думают только о себе, своей выгоде, но не думают о развитии экономики страны, куда они приходят.

– Но и американская экономика, задолжавшая миру свыше14 трлн долларов, тоже заметно стагнирует.

– Да. Объективно где-то что-то происходит, причем не по правительственным решениям и не сразу, а постепенно. Жизнь заставляет… На спекуляциях, даже если они долларовые, далеко не уедешь.

 – Даже Сорос удивляется, как неразумно российский рубль подчиняют доллару.

– Не могу спорить с Соросом. Он сделал деньги на предсказаниях движения цен на те или иные природные ресурсы.

Я же считаю, что деньги должно давать производство товаров, что рынок надо развивать на увеличении покупательской способности населения. Но в России не хотят делиться со своим населением. Охотно делятся с экономикой США, держатся за доллар.

– Помогут ли политические инициативы Путина изменить что-то в нашем руководстве, а заодно и в экономике?

– Я не вижу каких-то инициатив. Знаете, Ленинград – прекрасный город на Неве. Но Петр сделал ошибку, выставив его там, поскольку он принес для страны столько треволнений нужных и не нужных. И сейчас, вы знаете, какая группа правит…

Раньше такого никогда не было, чтобы страной руководили люди только из одного города. Ну, были там два-три человека, работавшие когда-то в Молдавии или в Днепропетровске. В основном в правительстве, в партийных органах были люди от разных регионов. В министры приходили из числа мастеров, специалистов, профессионалов. А сейчас – все питерцы. Среди экономистов не видно практиков, больше людей, которые начитались современных книжек, да и то я не уверен, что они у них правильно отложились. Но они решают, как нам жить. Вот и весь праймериз.

– Что будет Америка делать со своим космическим долгом?

– Поджиматься.

– Иначе грянет очередной обвальный кризис и затянет в свою воронку не только США, но и очень многие страны, в том числе и Россию?

– Это, конечно, может произойти. Но не будем пугать читателей «Советской России». С теми пенсиями и заработками, которые народ наш получает, кризис для них начался давно и еще не закончился. Они многие годы живут в кризисе. Удивительно терпеливо живут.

– Спасибо, Виктор Владимирович.