О мусоре, человеческом ресурсе и общественной элите

На модерации Отложенный

 Недавно с коллегами обсуждали новый проект Анатолия Чубайса, который решил теперь взяться за мусор во всероссийском масштабе. Видимо, вскоре Анатолий Борисович создаст и возглавит что-то вроде РАО «Российский мусор». В ходе развернувшейся дискуссии один из моих собеседников похвастался своей прозорливостью. Дескать, он еще в 90-е годы понял, что самой успешной перспективой России в международном разделении труда является сбор и утилизация различных отходов (в том числе химических и радиоактивных) со всего мира. Тут бы – по его мнению – пригодились и наши военно-технические разработки, и создалась бы мощная инфраструктура, куча рабочих мест… Словом, страна-сад…  

Меня эта инициатива, мягко говоря, не вдохновила. Стать мировой помойкой – даже самой высокотехнологичной, даже «нано-помойкой» – не самая достойная перспектива для страны преподобного Сергия, Андрея Рублева, Пушкина, Рахманинова, Вернадского, Жукова, Солженицина, Сахарова, Гагарина…

Но этот разговор вывел меня и на иные грустные размышления. О том, что мы – Россия – постепенно и последовательно становимся «свалкой социальных отходов». 

Вероятно, этот тезис требует пояснений.

Так называемые «державники» любого окраса – от белых до красных и коричневых – всячески пытаются убедить нас, что Запад мечтает расчленить и разорить Россию, завладеть ее природными ресурсами. Мне представляется, что все эти страшилки времен холодной войны лишь отвлекают от другой – куда более страшной и реальной – опасности.  

Сегодня главная «война» между государствами, нациями, культурами идет не за перераспределение природных богатств, а за перераспределение человеческих ресурсов.

Победу в этой войне одержат те цивилизации и страны, которые привлекут на свою сторону большее число творчески активных личностей. Мы видим, как различные международные фонды (Сороса, например) тратят миллиарды долларов на выявление талантливых ученых, менеджеров, врачей, художников. Победители конкурсов получают щедрые гранты, собственные лаборатории, клиники – там, у них … Других наиболее талантливых участников этих конкурсов засыпают предложениями ведущие мировые бренды.

А что Россия? Сейчас с тревогой говорят о том, что ежемесячно из России утекают десятки миллиардов долларов. А с этими миллиардами «утекают» выдающиеся менеджеры, специалисты, целые научные школы… Недавно прочел в одном издании, что в 2010-2011 учебном году на учебу за рубеж уехали более 300 000 школьников! А возникающие в недрах Министерства науки и образования (!) законодательные инициативы лишь закрепляют тенденции интеллектуальной и культурной деградации общества. Сегодня многие специалисты с высшим образованием делают в одном предложении по несколько ошибок.

Утечка интеллектуального и культурного потенциала численно компенсируется мощным потоком трудовых мигрантов. Как правило, это неквалифицированные рабочие, не имеющие порой даже начального образования, с трудом говорящие даже на родном языке, не говоря уже о русском. 

 Увы, приходится делать малоутешительный вывод:  при сохранении нынешних политических, культурных и демографических тенденций России реально грозит опасность стать местом обитания  «отходов человеческого материала», а в глобальном разделении труда – территорией по «утилизации» отходов человеческих ресурсов.

Звучит это жутковато, по-людоедски. Но именно в таких терминах приходится обсуждать перспективы России в глобальном контексте.