Ещё раз о нём...

На модерации Отложенный

Мною написано два критическо-сатирических материала, посвящённых стихотворному творчеству Высоцкого. Первый – «Скрип сапогов…» – опубликован в моём ГП-блоге, у меня на сайте и ещё в нескольких местах. Второй менее известен…
За всё время с момента обнародования этих работ я видел лишь несколько одобрительных отзывов и множество негативных. Основные «идеи» последних можно разделить на три категории:
1. – Да кто ты такой?!
2. – О Высоцком положительно отзывались такие-то известные люди, следовательно – критика его творений необоснованна.
3. – Высоцкого любят миллионы, и этим всё сказано.

Как нетрудно заметить, среди этих категорий нет доводов, ОПРОВЕРГАЮЩИХ изложенное мною в моих материалах. Потому что таких доводов не существует «в природе».

Разберём по пунктам.

1. Я как-то читал, что знаменитый античный мыслитель Аристотель в одной из своих работ написал, что у мухи восемь лап. И несколько столетий другие авторы переписывали эту нелепость, и никто не догадывался просто посчитать. А теперь представьте, что некий неизвестный учёный заявляет: -Аристотель облажался – у мухи всего шесть лап!
И все поднимают дружный вой: «Да кто ты такой по сравнению с Аристотелем?! Засохни в тряпочку…» Вместо того, чтобы взять муху, и пересчитать её лапы.
То же самое мы видим и сейчас. Я бы мог объяснить – кто я такой, но всё равно мало кто поймёт, да это и не имеет НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ. Мои материалы – это ТОТ ЖЕ пересчёт мушиных лап, отнесённый к стихотворному творчеству Высоцкого. Совершенно неважно – кто их считает.

2. Я ничего не хочу писать плохого об «авторитетах», нахваливающих стихи Высоцкого (хотя мог бы). Но тут мы опять же упираемся в изложенное выше. Что бы ни говорили «авторитеты», но надо писать «сапог», а не «сапогов». Те, кто кончили жизнь трагически, вовсе не обязательно являются «истинными поэтами». Если «взвод отлично выполнил приказ», расстреливая человека, то тот никак не мог выжить, даже если один не стрелял. И т. д., и т. п. Никакие расхваливания не могут заслонить бесчисленные нелепости, глупости, и просто откровенные бредни, которыми кишат тексты Высоцкого.

3. Возможно, Высоцкого любят миллионы. Посмотрим, на чём основана эта любовь.

- Шестидесятые годы. Масса вернувшегося из лагерей народа. Лагерная тематика уже навсегда сидит у этих людей внутри. В то же время эта тематика не имеет освещения в обществе. И вот начинают распространяться песни соответствующего содержания в весьма необычном исполнении: грубый хриплый голос, сурово-блатные интонации, такое близкое многим «музыкальное сопровождение» в виде бренчания на гитаре. Многие клюнули уже на это. ЛИТЕРАТУРНОЕ КАЧЕСТВО ТЕКСТОВ этих песен не имело никакого значения.

- Но не только бывшие зеки и интересующиеся лагерной темой слушали Высоцкого. В стране вообще был огромный информационно-эмоциональный голод, вызванный весьма узким диапазоном поощряемых властями культурных проявлений. Людям хотелось ИНОГО. Хоть чего-нибудь! Песни Высоцкого и его исполнение были НЕПОХОЖИ на то, что навязывалось обществу. Естественно, что люди проявляли к ним интерес, в том числе и из чувства внутреннего ПРОТЕСТА против засилья в культуре всякого официоза. До литературных достоинств текстов этих песен народу не было никакого дела. Да народ в этом и ничего не понимает.

- Хорошо уловив коньюнктуру, Высоцкий стал сочинять песни не только на лагерные, но и на другие ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ темы: боевые действия, альпинизм, гибнущая подлодка, битва пиратов, драматическая ситуация на зимней дороге, и пр. Естественно, ТАКИЕ темы тоже вызывали интерес. Скучно же постоянно слушать «Ленин всегда живой» или «Партия – наш рулевой». ТЕМАТИКА песен Высоцкого привлекала к нему народ. Но тема произведения не имеет НИКАКОГО отношения к его уровню.

- Опять же из коньюнктурных соображений Высоцкий писал песни о различного рода профессионалах и полупрофессионалах (ничего в соответствующих профессиях не понимая). Все эти люди, мало смыслящие в литературе и поэзии, с восторгом воспринимали песни «о себе». Тем более что их можно было петь у костра под гитару. Для этих людей Высоцкий становился СВОИМ. Песни становились гимнами. Ведь АЛЬТЕРНАТИВЫ не было. О литературных достоинствах этих песен все эти альпинисты и дальнобойщики судить не могли по определению, а к чисто профессиональным нелепостям относились снисходительно.

/В связи с этим мне вспоминается следующее. В юности у меня была близко знакомая скалолазка. Соответственно я, будучи классным гитаристом, исполнял для неё и всех, кто был в компании, песни Высоцкого на тему альпинизма и скалолазания. Постоянно возникали проблемы в трактовке тех или иных словесных «находок» автора. Какой только ахинеи не приходилось нести всем нам в попытках «оправдать» то, что по сути было просто бредом. А так хотелось оправдать кумира… Теперь даже смешно вспоминать…
А вот ещё одно более раннее воспоминание. Я с несколькими ровесниками-подростками слушаю на хреновом магнитофоне хреновую запись Высоцкого. И в конце строки «Ты жалеешь мне рубля – ах, ты, тля» нам послышалось «бля». Восторгу нашему не было предела. Ведь никто не смел публично говорить «бля», а он – пожалуйста. Молодец! Герой!! Талантище!!! Вот так появлялся кумир…/

- В дальнейшем Высоцкий расширил тематику своих песен, стал работать и на публику, склонную к большей лиричности, к всякого рода красивостям. Те, кто любили такие вещи, тоже потянулись к нему… В общем, сети Высоцкий закидывал квалифицированно. Поймал в них многих из тех, кто в литературе, стихосложении и вообще во многом откровенно не прут. Каждый ведь что-то понимал в СВОЁМ деле, а Высоцкий, сочиняя ОБО ВСЁМ, казался им знающим и компетентным. Хотя и сам он в этом всём был профаном.

Мне могут возразить, что существовало немалое количество таких же гитарных «певцов», но популярным стал именно Высоцкий. Что ж, этому есть свои объяснения.

Все, наверное, слыхали такое выражение: «Наутро он проснулся знаменитым». Обычно это говорят об артистах, писателях и т. п., но в принципе так можно сказать о ЛЮБОМ человеке, которого никто не знал, и о котором МАССИРОВАННО было сообщено обществу. Т. е., один и тот же человек вчера ещё был НИКЕМ (и ему любая шавка могла сказать, как некоторые говорят мне: «Да кто ты такой?!»), а назавтра ОН ЖЕ – не изменившийся ничуть, такой же, каким был вчера – уже ЗНАМЕНИТОСТЬ. Популярным можно стать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО через ИЗВЕСТНОСТЬ.

На Высоцкого работало много чего. В первую очередь – его НЕПОХОЖЕСТЬ на других. Несколько демонический вид, грубо-хриплый голос. (С нормальным голосом он бы никогда популярным не стал.) И жил он в МОСКВЕ. Это очень много значит! Но его ещё взяли в пользующийся популярностью театр на Таганке.

Его снимали в кино. Его записи кто-то (чуть ниже напишу – кто…) активно распространяли в обществе. Как артист он имел возможность ГАСТРОЛИРОВАТЬ по стране, дополнительно пиаря себя. ВСЁ это работало на конечный результат. Каждая из ипостасей поддерживала другую. Естественно, что другие авторы-исполнители, не имеющие такого пиара, тягаться с Высоцким никак не могли.

Немаловажным было и то, что Высоцкий – еврей. Пусть и не чистый. Но фамилия и внешность у него – соответствующие, работал он в фактически еврейском любимовском театре. В Израиле его считают своим. А еврей в России – больше чем еврей… Кто этого не понимает – посмотрите вокруг. И в телевизор… И именно его соплеменники всячески способствовали и распространению записей, и организации гастролей, и пр.

О Высоцком стала создаваться определённая мифология. Многие деятели, понимающие одновременно и убогость текстов его песен, и то, что «супротив народу» плевать – себе дороже, начинали включаться в хор нахваливающих, тем самым «нравясь» этому самому народу. У общества создавалась иллюзия, что Высоцкий – это некое олицетворение правды, свободы, и пр. Тысячи более достойных творений более достойных авторов страна просто не знала…

После смерти Высоцкого остался эдакий бренд. Естественно, что его не стали выбрасывать за ненадобностью. Используют до сих пор. Дважды в год – зимой и летом – устраивают обязательную мини-истерию по поводу дней рождения и смерти Высоцкого. Музеи, публикации, фильмы, фестивали, и пр., и пр… Короче, пиар продолжается…

Как нетрудно заметить тому, у кого глаза не наливаются кровью при прочтении первых строчек моих материалов о Высоцком, я в этих материалах пишу о ТЕКСТАХ, созданных Высоцким. Мне же истерично заявляют, что народ любит ВЫСОЦКОГО. Даже в этой элементарщине мои «оппоненты» никак не могут разобраться.
Народ любит Высоцкого В КОМПЛЕКСЕ. Это и его «светлый образ», и его хриплый голос, и его гитара, и бесчисленные мифы о нём, и его Жеглов, и его Гамлет, и так далее. НАРОД НЕ ЧИТАЕТ текстов Высоцкого. И никогда не будет читать. Потому что это – совсем неинтересно и скучно. Да народ и не понимает ничего в этих текстах, воспринимает всё в общем, не вникая в нюансы и даже не понимая, что он чего-то не понимает…

Народ, как известно, любит Верку Сердючку и новых русских бабок. Причём все эти артисты даром не нужны были бы народу, будь они в других образах. Так и ОБРАЗ Высоцкого, удачно вписавшийся в потребности народа, стал основой для обожания сего героя. Фактически те, кто ему поклоняются, исповедуют определённого рода религию. А религиозным фанатикам что-то доказывать бесполезно. При этом следует отметить, что многие просто НЕ МОГУТ существовать, не найдя себе какого-то идола. Кто-то из таких в качестве идола выбрали Высоцкого. А выбрать им помогли…

Но никаких РЕАЛЬНЫХ оснований считать его ВЕЛИКИМ или хотя бы хорошим ПОЭТОМ нет. Таких поэтов – по тысяче в каждом городе. И если бы Высоцкий появился исключительно в наше время, его бы просто никто не заметил. А те, кто всё-таки заметили бы – просто засмеяли… За его убогие тексты и убогое исполнение. Впрочем, сугубо музыкальная составляющая его песенного творчества весьма неплоха. Так что ПЕСНИ Высоцкого (но отнюдь не СТИХИ), может быть, несколько человек и оценило бы… А остальные о нём просто никогда бы не узнали. Как о большинстве по-настоящему талантливых людей.

То, что почти все реагирующие на мои материалы о Высоцком высказывается о них негативно, имеет ещё пару причин. Первая – высказаться спешат именно ФАНАТИКИ. А те, кто к Высоцкому просто равнодушны (т. е. – подавляющее большинство), просто «молчат». Им по фигу. И вторая. Есть у меня такой дар – находить суть явлений, докапываться до «корешков», анализировать найденное и т. п. Он проявляется и в моём творчестве, и в моих многочисленных судебных процессах и, соответственно, в моих исследованиях творчества других авторов. Кроме того, я профессионально занимаюсь литературной деятельностью. ЕСТЕСТВЕННО, что я вижу в текстах в том числе и Высоцкого то, чего просто НЕ ЗАМЕЧАЮТ другие. Это естественное соотношение пониманий профессионала и просто обывателя. Но те, кто влюблены в Высоцкого, этот профессиональный анализ воспринимают, как личное оскорбление. -Что, выходит – я дурак? – с возмущение мысленно восклицает обыватель. Ощущать себя дураком никто не желает. И нападая на меня за мою всесторонне обоснованную и фактически безупречную с точки зрения РАЗУМА позицию, этот обыватель ИНСТИНКТИВНО защищает в первую очередь своё мнение О СЕБЕ, а вовсе не о Высоцком.

Я уже писал в «Скрипе сапогов…», что когда-то сам был ярым поклонником Высоцкого. Прощал ему ВСЁ, в том числе и явные дефекты его текстов. Но, собрав практически все его записи, понял, что речь идёт не об отдельных ошибках, а о СИСТЕМНЫХ безграмотности и неумении владеть русским языком. А когда стал профессионально заниматься литературой, и уже глазом профессионала обозрел творческое наследие сего «гения», просто пришёл в ужас. Но я бы всё равно не стал писать о нём, если бы всё ограничивалось лишь любовью к нему невежественной толпы. Но то, что его называют ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПОЭТОМ – терпеть уже невмоготу…

Это примерно как любовь к женщине. Я ничего не имею против того, чтобы некто любил даму, у которой одна нога короче другой, плешь на пол-головы, сто килограммов жира, огромная бородавка на носу и куча подобных же прелестей. Ну люби сколько хочешь! Только не надо выставлять её на конкурс красоты и утверждать, что более совершенного существа природа ещё не создавала…

P.S. Как-то я «вывел» на «Скрип сапогов…» учёного филолога, защитившего кандидатскую диссертацию по Шиллеру, а докторскую – по Гёте. Он написал мне примерно следующее: «То, что Высоцкий в поэзии – дилетант-любитель, понятно любому профессионалу. Но НИЧТО не сможет поколебать любовь к нему тех, кто этой любовью пылают…»

На закуску – моя пародия на общеизвестную песенку героя этого материала. Можете смеяться. Над Высоцким, мной или собой – выбирать вам…

БРЕД ПОД ПАРУСОМ

А у пилота срезано ухо винтом.
В дом кашалота не приглашает никто.
На батарее лапти рассохлись уже.
Всё в гонорее яйцо Фаберже…
И брюки! Порвали брюки
Суки, суки, суки…

Даже в предгорье может свихнуться нога.
Это не горе, если растут рога.
Барды в России то ли хрипят, то ли поют.
Кто вы такие? С чем вас жуют?
Но парус… Порвали парус.
Парюсь… Лаюсь… Каюсь…

Многие лета тем, кто умрёт во сне.
Все части света стали крупней к весне.
Все континенты будут гореть в Аду!
Часто поэты пишут в бреду…
И в душу, насрали в душу.
Трушу… Трушу… Трушу…