Майор майору разница….

На модерации Отложенный

        Когда я был курсантом, в клубе где мы два раза в неделю смотрели кинофильмы, в ленинских комнатах, в казарме, в летнем лагере,  висели плакаты на которых были написаны некоторые высказывания знаменитых людей. Никто не заставлял нас учить их наизусть, но они запомнились. Вот некоторые из них, пишу по памяти.  «В науке нет широкой столбовой дороги и только тот достигнет её сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам». К. Маркс;   «Дом без книги подобен телу, лишённому души» Дидро;   «Чекистом может быть только человек, с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками». Ф. Э. Джержинский;  «Ни в коем случае не будь из числа тех людей, которые критикуя окружающих, продолжают жить так же, как все те которых они критикуют. Такие люди либо лицемеры, либо слабые и ничтожные люди не способные согласовать свою жизнь со своими убеждениями». Инесса Арманд, соратница Ленина;  «Учиться военному делу настоящим образом». В.И. Ленин. Это высказывания великих людей.  И они несли воспитательный смысл. Но мне запомнились и высказывания моих сослуживцев. В звании лейтенанта я был назначен командиром учебной роты. Командирами учебных рот, на 1,5 месяца, как правило, назначали наиболее опытных офицеров,  начальников штабов батальонов и им равных. Нашу роту, четырёх взводного состава   должен был возглавить начальник отделения боевой подготовки бригады, капитан Боков. Настоящий русский офицер, который отлично знал своё дело, пользовался авторитетом среди офицеров, но плохо себя контролировал, когда выпьет.  

            По случаю прибытия его на учебный пункт, в посёлок Ново-Бирюсинк, Красноярского края, старшина роты, прапорщик Сорокин, которому в то время было около сорока лет, заготовил спиртное и закуску. Вечером отметили встречу, потом сели играть в шахматы, старшина, раз за разом проигрывал. Капитан Боков при последней игре, видя что ситуация на шахматной доске для прапорщика опять сложилась проигрышная, предложил развернуть шахматную доску и продолжил игру шахматами прапорщика, уже через некоторое время у старшины опять сложилась критическая ситуация. Капитан Боков опять предложил развернуть доску и поменяться шахматами, но прапорщик Сорокин ударил кулаком по шахматной доске и разбросал шахматы.  Капитан Боков, в это время курил папиросу, и посмотрев на Сорокина, который сидел напротив него, чуть приподнялся и прижав окурок к лысине прапорщика, затушил его.

Сорокин кинулся драться, но мы лейтенанты развели их и уложили спать. Утром прапорщик Сорокин пожаловался  начальнику учебного пункта, зам. ком. бригады, подполковнику Колчину и показал ему ожог на лысине от сигареты. Капитан Боков ничего отрицать не стал и подполковник Колчин, доложив о происшествии комбригу, отправил Бокова в штаб бригады на суд офицерской чести, а мне приказал принять роту.

          Через несколько дней в п. Ново – Бирюсинск, приехали заместитель  начальника политотдела дивизии майор Прохоров и комбриг полковник Кривицкий. Мы ждали их, наша казарма была двух этажная, на первом этаже располагалась моя рота, на втором этаже рота майора Северина. Мы стоим у крыльца, готовые встретить начальство. А начальники идут по плацу, по обрывкам фраз слышно, что майор Прохоров ругает полковника Кривицкого. Стоящий рядом со мной майор Северин, говорит мне. Смотри «майор майору разница». Я майор стою рядом с тобой лейтенантом и трясусь при виде начальства, а вон  идёт майор и оттягивает полковника, комбрига. И повторил «майор майору разница» Эти слова мне врезались в память. И потом в ходе моей дальнейшей службы я неоднократно убеждался, что не только майор майору разница, но и полковник полковнику большая разница. Даже прапорщик прапорщику большая разница.

 С  одними прапорщиками офицеры и генералы разговаривают с уважением, а  некоторых прапорщиков даже солдаты посылают на три буквы. Помню своего старшину роты, Ивана Степановича Шинкаренко, войну он мальчишка пережил вместе  с матерью под немецкой оккупацией в Белоруссии.  Образование сумел получить только четыре класса. А какой был старшина. Уставы знал практически наизусть. Для солдат он был как отец родной. Строгий, заботливый и справедливый.  И среди офицеров он пользовался огромным авторитетом.

          А есть ли среди нынешних чиновников разница?

 В настоящее время мой внук запоминает рекламу, типа «тогда мы идём к вам…» .