В поисках новой идеи для России. Пассионарный клуб

На модерации Отложенный


Разговор о национальной идее ведется в России с 90-х годов то вспыхивая, то затухая. То есть многие, очень многие  чувствуют острую необходимость обретения страной новой объединяющей идеи. Проблема эта старая, наболевшая. Сказано по поводу «новой идеи» для России уже много, но сдвинуть с места этот воз не удалось. Почему?

 

Наверное, потому, что фоном для дискуссий на эту тему являются переживания по поводу крушения СССР. Поскольку отношение к этой исторической трагедии в стране разное, то и пути преодоления ее последствий предлагаются разные, и поделать с этим пока ничего не представляется возможным. Пока… 

 

Но можно сказать кое-что об «идейной ситуации» в России. По Конституции Россия свободна от любой идеологии, в доказательство этого в стране представлены все идеологии, религии, хотя многие называют это бездуховностью. На деле же свято место никогда пусто не бывает: в реальной жизни мы видим на российской сцене, с 80-х годов прошлого века, всего две идеологии: коммунистическую и либерально-демократическую, импортированную из «Европы». Другие идеологические точки зрения скромно взирают на их борьбу между собой со стороны.

 

В 90-е годы российский либерализм, причем откровенно пресмыкавшийся перед «Европой», добился господства в стране, коммунистическая идеология ушла в глухую оборону. Россия во всем шла на поводу у «Европы».

 

Затем ситуация несколько изменилась, в 2000-е годы В.Путин выдвинул идею «суверенной российской демократии», символическим выражением которой стала его знаменитая мюнхенская речь (2007). Идея «суверенной демократии» оттолкнула от В.Путина «настоящих демократов» 90-х годов, для которых настоящая демократия – только западная, и вызвала напряженность в отношениях с «Европой», которую мы наблюдаем до сих пор. В «Европах» усмотрели в суверенных интересах России, которые взялся отстаивать В.Путин и эго элитная группа, экспансию России в их новоприобретенные постсоветские угодья.      

 

Раскол в либеральном лагере по отношению к «Европе», и вызванные им политические дрязги, привели к оживлению КПРФ и коммунистической идеологии. В результате «суверенный либерализм» В.Путина оказался под двойным ударом: «настоящих демократов», несогласных во всем, и зюгановских коммунистов, которые часто объединяются в своей священной борьбе с общим врагом, хотя и по разным мотивам.

Удачным объединяющим лозунгом стала для них в последнее время непримиримая борьба с коррупцией, здесь и сейчас. Что ж, борьба эта вечная, и бесконечная и, между прочим, обоюдоострая. Но разве в пылу борьбы об этом думают?        

    

Идеологический раскол – это принципиальная особенность нашей «идейной ситуации», этим она отличатся от идеологически монолитной «Европы»; европейские проблемы имеют другое, социально-экономическое происхождение. Поэтому российская демократия не может быть похожа на европейскую ни при каких обстоятельствах, что открывает широкое поле для ее критики с «европейских» позиций.

 

Идейные шатания усиливают интерес к России европейских партнеров особенно в предвыборный период, когда на них можно хорошо погреть руки. Поэтому программам «развития демократии в России» в «Европах» сегодня нет числа, к радости наших «настоящих демократов».

 

У части российского общества, мнение которого, в общем, выражено в статье, такая идейная ситуация вызывает разочарование и тревогу. Либеральная западная идеология с ее культом потребления исторически не очень-то подходит России, да и в «Европе» она переживает острый кризис, который вполне может взорвать ее изнутри.

 

Коммунистическая идеология тоже не российского происхождения, и от своих интернациональных мировых доктрин не отказывается, что может вызвать новое противостояние с «Европой».  К тому же именно она привела нас туда, где мы сейчас находимся, ведь это дело рук бывших коммунистов и комсомольцев. Это исходная позиция, с которой берут начало поиски некой новой национальной, или пророссийской, идеи отличной от вышеупомянутых.  

 

В принципе, все возможно в этом мире. Новая идея для России может явиться как синтез каких-то уже существующих идей и идеологических доктрин. Но вот когда он произойдет, и каким образом – сказать трудно. Представляется, что необходимым условием для этого является осмысление исторической трагедии России в ХХ веке, то есть преодоление нашего сегодняшнего трагического переживания.