Почему у русских нет политического национализма
Политическая модель России Путина-Медведева предполагает ограничение свободы под предлогом борьбы с «русским фашизмом». Но как показывает опыт стран Прибалтики, где заметна доля русских, никаким политическим национализмом русские не страдают. Более того, у них отсутствует даже примитивная этническая солидарность, присущая всем европейским народам.
Как уже писал блог Толкователя, картину населяющего страну ксенофобского «зверья» исправно рисуют государственные социологи, согласно которым уровень фашизма в российском обществе зашкаливает:
В преддверии выборов государственные социологи из РАН обнаружили, что «70% процентов русских признали, что испытывают неприязнь к людям других национальностей». Это наверняка будет поводом для власти и дальше не проводить в России свободные выборы, «иначе этот народ навыбирает себе фашистов и сталинистов».
Результаты государственных социологов появились вовремя – через 5 месяцев грядут выборы в Государственную Думу, а через 9 месяцев – президента. Как и в предыдущие 20 лет, власть хочет показать в первую очередь западному миру (перед холопами с российским гражданством отчитываться необязательно), какая страшная угроза «русского фашизма» нависла над страной.
И западные СМИ охотно подхватывают кремлёвскую сказку, что Россию населяют звероподобные фашисты. Вот, к примеру, что пишет швейцарское издание Nouvelliste: «В 2000-х годах погромы стали обычным делом. По данным информационно-аналитического центра «Сова», 2008 год оказался худшим за все десятилетие со 116 погибшими и 623 ранеными. Сегодня число убийств сократилось, однако количество раненых остается на прежнем уровне. Ситуация все еще вызывает беспокойство«.
- «Половина молодых россиян симпатизируют фашистским идеям и готовы действовать. Добавьте сюда националистов, ксенофобов, расистов, сталинистов и авторитаристов, и вы получите 70%», – отмечает директор по развитию Московской Хельсинкской группы Андрей Юров (удивительным образом, 70% «от Юрова» совпадают с данными социологов из РАН).
С другой стороны, русские интернет-националисты жалуются, что права их народа в РФ серьезно ущемляются, хотя он составляет свыше 80% от общей численности населения страны. Причинами называется также удушение демократии и невозможность влиять на власть.
Обе позиции (националистов и Кремля) практикой, однако, не подтверждаются.
Русские среди европейских народов менее всего склонны к национализму в политической сфере, но в условиях демократии абсолютно беспомощны как народ.
Если не брать в расчет РФ или аграрно-сырьевые деспотии Средней Азии, где людей избивают только за выход на митинг, в мире есть небольшой уголок, где русским предоставлена возможность жить пусть и во второсортных (то есть, пришибленных местечковостью), но все же европейских и демократических государствах. Речь идет о Латвии, Эстонии и Литве. Показательно, что в первых двух государствах русские составляют довольно внушительное, на первый взгляд, по численности национальное меньшинство.
В Эстонии доля этнических русских составляет 25,7% от общего населения страны (с учетом русскоязычных – украинцев, белорусов, татар, финнов – до 30%), в Таллине 41% горожан – русские, а в ряде городов на северо-востоке страны (Нарва, Кохтла-Ярве, Силламяэ и т.п.) их доля доходит до 85-97%. Правда, среди граждан Эстонии, имеющих право голоса, доля русских (благодаря местному законодательству) существенно ниже – лишь 13 с небольшим процентов. Из 345 тысяч русских, проживающих постоянно на территории Эстонии, 41% имеет эстонское гражданство (они могут голосовать на выборах в парламент - Рийгикогу, и быть избранными – речь идет о совершеннолетних), 21% – российское, а остальные являются «лицами без гражданства». Однако полностью бесправной в политическом смысле эта категория не является – такие люди могут голосовать на выборах в местные органы власти.
Примечательно, что русские в Эстонии, как общепринято считать в РФ, находятся в дискриминационных условиях. Блог Толкователя не считает нужным оправдывать политику Таллина в этом вопросе (хотя он и предпринимал в 2000-е годы ряд интеграционных программ, направленных на ускорение натурализации), но мы хотим заметить, что при некоторых усилиях получить гражданство этой страны многим русским было вполне по силам. Хотя бы для того, чтобы начать влиять на внутреннюю политику Эстонии. Это во-первых. Во-вторых, в своем политическом поведении русские Эстонии никак не показывают стремления отстаивать свои национальные права. Хотя возможности для этого есть, благо законодательство страны позволяет создавать новые партии и объединения избирателей, а русским политикам никто не грозит 282-й статьей или навешиванием ярлыков «фашистов», как в России.
Комментарии