Уникальный парк в Сочи под угрозой уничтожения
На модерации
Отложенный
Есть в России уникальное место, не похожее по своим природным условиям на всю остальную ее территорию. Речь идёт, конечно же, о Сочи. У большинства жителей бывшего СССР это место прочно ассоциируется с морем, пляжем, пальмами и прочими атрибутами расслабленного отдыха. Правда, последние года 2 у многих россиян упоминание об этом курорте вызывает в памяти другую картину - бесконечные стройплощадки, окруженные заборами, а так же пыльные грязные улицы, запруженные чадящими автомобилями в бесконечных пробках. Многие территории, некогда общедоступные, засаженные в "плохие" советские времена субтропической растительностью и принесшие славу Сочи "города-сада", теперь стали частными и обнесены глухим забором выше человеческого роста, а на входе стоит бдительная охрана, пропуская внутрь только "хозяев жизни". Простым смертным же зачастую остается передвигаться по узким тротуарам вдоль потока машин, вдыхая ароматы выхлопных газов вместо аромата кипарисов. Есть, правда, пока островки-оазисы, пока еще с трудом сдерживающие натиск "акул капитализма". Так, за 250 рублей вы можете попасть в знаменитый "Дендрарий", который, правда, уже лет 20 как нуждается в ремонте своих сооружений и дорожек, и уход за которым заключается только в стрижке газонов; за "бесплатно" можно посетить парк "Ривьера", который из коллекционного парка субтропической растительности превратился в парк развлечений и аттракционов, территория которого, кстати, постепенно уменьшается за счет частнособственнических аппетитов.
А вот в Адлерском районе, который уже превратился практически в тотальную стройплощадку, чудом сохранился уникальный уголок, попадая в который ты понимаешь - да, это - настоящие субтропики, "Земля Дельфиния". Это - парк "Южные культуры". И если Сочи называют "жемчужиной России", то парк этот - воистину жемчужина Сочи. Тот, кто бывал здесь, если он не лишен от природы чувства прекрасного, не мог не восхититься царящей здесь красотой. Несмотря на запущенность парка - им практически не занимались уже лет 10. По эстетическому воздействию, по богатсвту ботанической коллекции парк этот оставляет далеко позади сочинский Дендрарий. Чего стоят самая северная в мире роща эвкалиптов, аллея тюльпанных деревьев, одиноко стоящие платаны в 3 - 4 обхвата, 100-летние кусты горной камелии, давно, правда, не формованные и обвитые сорными лианами... И это место действительно УНИКАЛЬНО, потому что в России нигде ничего подобного нет. История парка насчитывает более 100 лет, и не одно поколение отдыхающих и жителей города наслаждалось его красотой.
Но по необъяснимой логике судьба его гораздо печальнее судьбы того же Дендрария или Ривьеры. Работы по уходу за насаждениями не велись уже лет 20, каменные лестницы, построенные в начале прошлого века, рыссыпаются от воздействия влажного климата; дорожки так заросли бурьяном, что асфальт на них угадывается с трудом. После постройки автодороги между парком и берегом моря, которая, вероятно, была сделана с технологическими нарушениями, был нарушен дренаж нижней части парка, в результате чего после дождей и штомов проиходит его подтопление, а это приводит к постепенной гибели растений. Но, даже не смотря на это, парк не потерял своего великолепия и производит на посетителей неизгладимое впечатление. Есть даже люди, за тысячи километров приезжающие в Адлер только для того, чтобы вновь посетить этот парк.
А чудо его сохранения состоит в том, что заслуга в этом принадлежит коллективу его работников, 2 года уже не получающих зарплату и держащихся на голом, как говорится, энтузиазме. И постановление правительства РФ о передаче парка из ведения Минрегиона в ведение Минприроды с передачей оперативного управления в руки Сочинского национального парка никак не повлияло на судьбу парка и его сотрудников, так как не было выполнено. Итог печален - сотрудники парка «Южные культуры» приняли решение о его закрытии. Работникам пришлось самостоятельно принять данное решение, так как директора у предприятия нет. Но ничего не происходит просто так. По всей видимости, кому-то выгоден упадок парка. Свято место пусто не бывает. И если парк будет передан частным структурам под застройку (с неизбежным уничтожением ео флористического наследия), либо Олимпийскому комитету под очередной ледовый дворец для 2-недельного использования в 2014 году, то Россия в результате этого варварства потеряет объект, по научно-эстетической значимости не уступающий, к примеру, Петергофу.
Я не работник этого сада, как может кто-то подумать, и сфера моей профессиональной деятельности далека от ботаники. Я даже живу довольно далеко от Сочи. Но творящаяся в Сочи (как, впрочем, и во всей России) фантасмагория не может оставить меня равнодушным. Очень хотелось бы верить, что есть здравые силы в нашем обществе, глаза которых не до конца еще залеплены долларовыми бумажками. Прийдём ли мы, наконец, к осознанию, что не все в этом мире измеряется деньгами?..
Комментарии
Только когда будет срублено последнее дерево, только тогда, когда будет отравлена последняя река, только тогда, когда будет поймана последняя рыба, оставшиеся в живых на планете люди, может быть, поймут, что деньги не съедобны.
(слова индейских вождей)
А вообще вариантов много. Плохо, что Козлам, хоть кол на голове чеши. Грустно, Похоже наши дети нас проклянут! Если они остануться людьми к тому времени.
и идиотом идиот....
Сочи, Дендрарий - это мое детство. Со мной на всю жизнь с первого момента моего пребывания на той роскошной земле запахи Дендрария. Мама с папой были одержимы нашим с братом оздоровлением и потому с 3 лет ежегодно вывозили нас из Центрального Казахстана по всяким профсоюзным путевкам с собой в санатории. Наше летнее детство, почти до 11 лет, прошло на Черном море.
Это было настоящее потрясение: после серебристых ковылей казахской степи вдруг очутиться один на один с безумной красотой моря и субтропической растительности...
И запахи! Роскошные, многогранные...мне следовало бы стать парфюмером...была бы возможность.
Именно с первой нашей поездки в Сочи на всю жизнь в моих воспоминаниях отпечатался запах самшита. Куда бы я ни приезжала, ощущая запах самшита, я неизменно вспоминаю черноморское детство, Сочи, Дендрарий, вообще безумно доброе, яркое, веселое и ласковое Детство. Это запах моей ностальгии.
А теперь все там как-то уныло. Везде запах либо канализации, либо денег. Зачастую и того, и другого вместе - прямо по Веспасиану беспринципному.
В основном - в начальственных.
А, согласно Петру Великому, сии головы рубить надо!
Кто бывал в Мармарисе, видели там таблички на каждом дереве с номером и идентификационными значками. Тот регион является заповедником сплошным и потому КАЖДОЕ дерево там в буквальном смысле на счету.
В Анталии опять же, часто можно встретить автодороги, которые деликатно обтекают торчащие прямо посередине ее кипарисы или амбровые деревья. Никто варварски и с каким-то остервенением (как у нас, в России) их не спиливает ради 2 кв.м бездушного гудрона.
Мы по привычке валим все на нашу власть. А она, по сути, является просто нашим зеркальным отражением.
И, видимо, это народ наш прогнил настолько, что совершенно равнодушен и к себе, и к той земле, которая у него одна. И к тому, кто им управляет.
Оттого для наших детей запахами детства будут не Дендрарии и Коктебели, а средиземноморские пинии, кипарисы и амбровые деревья. Но ведь далеко не у всех родителей есть возможность подарить эти запахи своим детям. Что же останется с ними?
Для начала напомним статистику, приводимую М.С. Пальниковым в статье «Китайское присутствие в России: промежуточные итоги»: «В Приморье, например, ежегодно нелегально вырубается до 1,5 млн кубометров древесины, что приносит теневым структурам не менее 150 млн долл. прибыли – почти половину годового бюджета края. Знаменитая Байкало-Амурская магистраль сегодня - это десятки лезозаготовительных предприятий, арендаторов приамурских лесосек. По данным Природоохранной прокуратуры, под рубки в Амурской области отдано более половины государственного лесного фонда. По оценкам Всемирного фонда защиты природы (по состоянию на февраль 2002 года), такие масштабы вырубки угрожают полным исчезновением лесов в самое ближайшее время. В целом по Дальнему Востоку нелегальная продажа леса приносит 450 млн долл. прибыли в год, причем две трети этой суммы достаются иностранным операторам, в основном китайского и южнокорейского происхождения.
Россия отдала в аренду Китаю 1 млн. гектаров леса под вырубку – это шокирующее известие пришло в феврале и отчего-то не вызвало ни малейшего резонанса. Представитель КНР сообщил, что китайская экономика остро нуждается в лесных ресурсах, поэтому рассматривает Россию с ее огромными запасами древесины как главного стратегического партнера.
Я сама родилась и выросла в Казахстане. Наша семья несколько раз переезжала (папу посылали работать то туда, то сюда) и некоторое время жила в удивительном городе Караганде.
Удивительном, потому что ВСЕ деревья и кустарники были искусственно высажены поселенцами. Караганда была примером озеленения степи. Там для этих целей был специально организован Зелентрест, по имени которого потом стали называть целый район на юго-западе города.
И вот СССР разрушился. Пришли южане-казахи. Малокультурные, но с удушающей торгашеской хваткой. И Караганда стала вырубаться под торговлю. Целыми скверами - как, например, перед швейной фабрикой на бульваре Мира. Оголенные земли стали закатываться в асфальт или брусчатку - целые площади на быв. Советском проспекте (центральная артерия города). Город просто облысел.
Тут и общая беда с Аралом, песчаные бури с которого стали докатываться и до Караганды.
В довершение всего продажный президент Назарбаев отдал с барского плеча истоки Иртыша ....Китаю.
Нахапать злата и свалить в швейцарские Альпы - вот их девиз.