Глазами русского националиста. Моё открытие Израиля

На модерации Отложенный

 

АЛЕКСЕЙ ШИРОПАЕВ. МОЁ ОТКРЫТИЕ ИЗРАИЛЯ


Окрестности Иерусалима. Вид от мемориального комплекса "Яд Вашем"

В июле этого года мне в составе делегации Национал-Демократического Альянса (НДА), сопредседателем которого я являюсь, довелось посетить Израиль. Жизнь все-таки интересная штука. Вероятно, в октябре 1993 года мы с Ильей Лазаренко – сопредседателем НДА – вряд ли могли вообразить эту поездку.

В Израиле я как-то сказал Илье, что на ночных баррикадах у «Белого дома» трудно было представить себе наши прогулки по знойным пляжам Нетании, а уж тем более – приемы в Кнессете. Тем не менее, все логично. По мере того, как мы вырабатывали собственное видение русского национализма, российской истории и самой России привычные правоконсервативные и патриотические штампы становились в наших глазах все менее убедительными. В определенный момент – лично у меня это произошло лет десять назад – мы иначе взглянули на Израиль. С некоторых пор особое значение для меня стало иметь глобальное цивилизационное противостояние «Север-Юг», и я увидел, что Израиль, как неотъемлемая часть «Севера», находится на переднем крае противодействия агрессивному исламизму. Так зародилась во мне симпатия к Израилю, интерес к этой стране, тогда еще умозрительный, а теперь обретший «плоть» живых впечатлений, удивительных встреч, искренней дружбы.

Поездке предшествовало наше длительное виртуальное общение с сопредседателем Израильского национального движения «Дом Давида» Рами Сурисом. Он уже знал меня, в частности, по моей статье «Тьма-родина», опубликованной в израильской русскоязычной газете «Новости недели» в январе 2010 г. (с предложением о публикации ко мне обратился известный израильский журналист Владимир Плетинский). Осенью того же года в Сети было распространено мое интервью редакции сайта ИНД «Дом Давида», вызвавшее резонанс в Израиле и в России. Так постепенно созрела идея этой поездки.

Итак, впечатления…

Их много, они очень яркие, под стать израильскому солнцу, и очень хорошие. Поездка получилась весьма многоплановой: мы видели и небоскребы Тель-Авива, напомнившие мне «Остров Крым» Василия Аксенова, и блокпосты в Хевроне; улочки Старого Иерусалима, где камни мостовых отполированы столетиями, и деловито-торжественный Кнессет, свободный от всякой помпезности. Я рад, что хоть немного открыл для себя Израиль. Меня, русского националиста, эта страна привлекает как авангардный проект древнего народа, как успешный опыт построения этим народом современного – подчеркиваю – демократического национального государства. В Израиле живо ощутимо сочетание древности с футуристической устремленностью в будущее. Мой друг Вадим Штепа, побывав в Израиле, сказал, что это страна победившего археофутуризма. Израиль – феномен обретения древним народом второй молодости. Израиль доказал, что национализм способен и должен быть современным и эффективным.

Что бы ни говорили враги и скептики, Израиль состоялся.

Эффективная демократия, эффективная, действительно народная армия, эффективное сельское хозяйство, эффективная наука, производство, передовые технологии (маленькая страна имеет восемь университетов и занимает первое место в мире по количеству ученых, инженеров и научных публикаций на душу населения, осуществляет космическую и ядерную программы). Но главное то, что Израиль состоялся как национальное государство – в этом-то и секрет его успешности. В крайне непростых условиях, в окружении враждебных стран евреи смогли на вновь обретенной родной земле образовать сплоченную нацию. Израильская нация – состоявшийся исторический факт. Это удивительный, как мне кажется еще не оцененный мировым сообществом феномен: древний народ, на протяжении многих веков пребывавший в рассеянии, вновь стал нацией, построил современное национально-демократическое государство. Что им двигало? Конечно же, национальное самосознание, национальная идея, национальное чувство жизни, пронесенные через столетия, не забытые и не растворившиеся в других народа и культурах. Можно ли после этого отрицать национальный фактор как один из главных движителей истории? Построив Израиль, евреи, по сути, воздвигли великолепный памятник национализму как таковому – национализму конструктивному, созидательному, «археофутуристическому». И еще: опыт Израиля доказывает, что отнюдь не суперразмеры страны делают нацию сильной, эффективной и успешной.

Бросается в глаза сплоченность израильского общества.

Конечно, там есть леваки и фанаты политкорректности, всевозможные друзья «угнетенных» арабов, чуть ли не стыдящиеся своей национальности. Но в целом израильское общество, конечно, правое, национальное. Будучи в Израиле, мы постоянно находились в гуще народа, и было очевидно, что эти люди живут в своем государстве, на своей земле, что они здесь свои. В Израиле весьма ощутимо особое поле сплоченности, атмосфера национального дома, которая в России, в русской среде, увы, не чувствуется.

Надо сказать пафос энтузиазма и героизма, которым ознаменовано начало становления Государства Израиль, не угас и поныне. Взять хотя бы поселенцев в Самарии, чью прекрасную ферму посетил актив НДА (я принципиально не использую термин «Западный берег реки Иордан» как антиизраильский, размывающий исторические и юридические права евреев на Иудею и Самарию). Люди с любовью возделывают и благоустраивают свою землю, производя прекрасные сельхозпродукты. А ведь при этом ситуация далека от идиллии – совсем недавно, в марте, в одном из поселений арабские террористы вырезали еврейскую семью, не пощадив малых детей. Подобные дикие случаи, увы, не редкость. Например, 2 апреля 2009 г. в поселении Бат Аин араб топором убил 13-летнего и ранил 7-летнего израильского мальчика. Поэтому нередко поселенцы ходят с оружием – эдакое израильское казачество, свободные вооруженные землепашцы. Вообще, я бы сказал, что Израиль – это страна казачьего духа, если подразумевать под этим трудовой и воинский дух. Недаром одной из первых сионистских эмблем были скрещенные серп и меч. Эту эмблему можно увидеть сегодня на униформе бойцов бригады НАХАЛь («Сражающаяся пионерская молодежь») – элитного добровольческого подразделения израильской армии, созданного еще в 1948 году по инициативе Бен-Гуриона. НАХАЛь – особая бригада, поскольку сочетает воинскую службу с созданием сельскохозяйственных коммун на границах Израиля.

Однако вернемся к еврейским поселениям. Что это такое? Это «поселенческие форпосты» не только Государства Израиль, но и евроатлантической цивилизации как таковой. Причем необходимо отметить, что бытующие порой сопоставления израильской поселенческой политики с американским освоением «дикого запада» некорректны, поскольку в отличие от «ковбоев» еврейские поселенцы пришли на родную историческую землю. В данном случае уместнее говорить о своего рода еврейской реконкисте. Увы, порой само же еврейское государство под давлением левых араболюбов выступает против поселенцев. Так, демонтаж еврейских поселений в Северной Самарии и секторе Газа в 2005 году был, на мой взгляд, трагической ошибкой израильских властей, нередко платящих дань политкорректности. Что далеко ходить: в начале этого августа12 еврейских поселенцев были изгнаны властями из Ицхара (Самария) лишь за то, что они в ответ на участившиеся провокации арабов организовали кружки обучения приемам самообороны…

Огромное впечатление оставила поездка в Иудею, в Хеврон. Как известно, эти территории, а также Самарию, еще советская пропаганда называла «оккупированными». Нас сопровождал известный сионист Шломо Ленский – писатель, журналист, член правления партии «Наша Эрец-Исраэль», с 1993 года проживающий в поселении Текоа. Мы ехали в рейсовом иерусалимском автобусе с бронированными стеклами – местные арабы любят забрасывать автобусы камнями, калеча пассажиров. В Хевроне находятся могилы библейских праотцев (пещера Махпела, исследованиям в которой препятствуют арабы); это древнейшее еврейское поселение в Израиле, древняя священная земля евреев, и евреи не могут и не хотят покинуть ее даже под угрозой смерти. Около 800 израильтян живут рядом с более чем стотысячной массой арабов-мусульман. Нетрудно представить, что ожидало бы хевронских евреев, если бы не постоянное присутствие израильской армии: памятен учиненный арабами погром 1929 года, когда при попустительстве англичан были зверски убиты 67 евреев, а сотни – искалечены. Вот как это происходило: «В пятницу арабы ещё опасались ответа британской полиции, однако вскоре убедились, что она не намерена защищать евреев. Утром в субботу 18-го Ава тысячи арабов, вооружённых ножами, топорами, вилами, ломами и другими средствами нападения, двинулись к еврейским домам с криками: "Режь евреев!", "Власти с нами!" Бесчинствующие толпы, жаждущие крови, врывались в дома беззащитных евреев и безжалостно били, резали и рубили всех без разбора; над многими жертвами погромщики жестоко издевались, прежде чем убить, насиловали женщин и девочек. Душераздирающие крики слышались из еврейских домов, многие евреи взывали о милости к своим "добрым" ещё вчера соседям и приятелям, но озверевшие арабы продолжали свою кровавую оргию с криками: "Режь евреев!" Погромщики не сжалились ни над раввинами, к которым они приходили за советами, ни над директором банка Слонимом, который давал им ссуды на хороших условиях, ни над аптекарем Гершоном, оказывавшем им медпомощь» («Цель атаки – Хеврон…»).


В Хевроне. Слушая крик муэдзина. Фото Максима Лисицкого

Невозможно забыть и период хевронской «интифады»: так, в марте 2001 г. снайпер-араб убил 10-месячную израильскую девочку. В течение дня, пока мы находились в Хевроне, город несколько раз оглашался жутковатым "орочьим" пением муэдзинов, усиленным динамиками множества минаретов. Казалось, от этих звуков негде спрятаться. Тем не менее, еврейская община Хеврона в этих экстремальных условиях живет нормальной жизнью. Мы видели спокойных, приветливых людей, настоящих патриотов Израиля и своего края. В городе прекрасный краеведческий музей – Музей Наследия Хеврона – одна из экспозиций которого рассказывает о жуткой резне 1929 года. Музей расписан его создателем – замечательным художником Шмуэлем Мушником, которого называют «хевронским Ван Гогом». Выдающийся историк и краевед, неисчерпаемый кладезь культурно-исторической информации, он был нашим экскурсоводом в Хевроне. Шмуэль, излучающий спокойствие и светлую уверенность человека на своей земле, порой, говорят, работает за мольбертом, держа пистолет за поясом. «…Мы здесь не воспитываем людей, которых можно ударить по одной щеке, а они подставят другую»,- как-то сказал Шмуэль в беседе с журналистом Александром Левиным.


Одна из работ Шмуэля Мушника (взято здесь)

Я смотрел с холма на залитый солнцем, слепяще-белый арабский Хеврон, и знал, что где-то там затаился цивилизационный враг, готовый нарушить мир под этим знойным безоблачным небом. Под ногами запросто попадались камешки римской мозаики, кусочки античного стекла, а вокруг стояли матерые, узловатые оливы, помнящие, вероятно, тамплиеров…

Кстати, об израильской армии (ЦАХАЛ). Один из дней нашего пребывания в Израиле пришелся на шаббат – иудейский выходной. Уже накануне, вечером в пятницу, всюду можно было видеть множество солдат ЦАХАЛа – парней и девушек – отправляющихся в увольнение домой. Все они были с оружием. Израильтянин или израильтянка, придя в армию, получают оружие, и не расстаются с ним до конца службы. Автомат всегда при солдате, даже в отпуске, дома, что весьма показательно. Израильская армия – действительно народная армия, это часть народного государства, и, соответственно, общество и государство всецело доверяют солдату.. Принципиально другая картина, скажем, в России, где государство явно боится народа и армии, а солдат-срочник представляет собой нечто среднее между военнослужащим и заключенным (кстати, в ЦАХАЛе нет дедовщины). Видя израильских поселенцев с винтовками, а также солдат, едущих в увольнение с личным оружием, невольно думаешь, что Израиль – это страна, где воплощена доктрина вооруженного народа. Это не милитаризм, а торжество благородной древней аксиомы: свободный человек должен иметь право носить оружие.

В Израиле нет милитаризма. Нет и полицейщины, психоза в связи с терроризмом, хотя его угроза реальна. Да, нам, как и всем, приходилось регулярно проходить через досмотр на автобусных станциях, но мы относились к этому с полным понимаем – как не помнить об изуверских взрывах в рейсовых автобусах в период последней «интифады»? Несмотря на то, что Израиль, по сути, находится в состоянии навязанной ему перманентной войны, страна не скатывается в чрезвычайщину, что говорит об особой прочности общества и государства. В Израиле царит нормальная атмосфера, идет нормальная общественно-политическая жизнь, действует множество партий (в нынешний Кнессет входит12 партий, а электоральный барьер – всего 2%). Помнится, мы в сопровождении Рами Суриса и его сынишки Давида гуляли по безмятежной, залитой солнцем Нетании, слева ярко синело Средиземное море, и как странно было услышать от Рами, что вот он, тот самый отель «Парк», где араб-самоубийца совершил взрыв на иудейскую пасху 2002 года, убив 30 человек.

Чудовищное преступление стало кульминацией т.н. «интифады». Кстати, в апреле с. г. палестинская администрация Махмуда Аббаса наградила организатора этого теракта из ХАМАСа. Характерно, что награждение состоялось накануне иудейской пасхи. Назвать данный демарш цинизмом – все равно, что ничего не сказать…

О т.н. «палестинской проблеме». Я еще раз убедился, что это надуманная проблема.

Путешествуя по Израилю, я не видел «угнетенных» арабов. Скажу лишь, что домам этих «угнетенных» жители русских деревень могут позавидовать.

«Палестинская проблема» подогревается арабскими экстремистами и их западными, прежде всего евросоюзовскими друзьями, ненавидящими Израиль в силу своей левой ментальности. Непредвзятым людям это очевидно. В частности, вот что пишет о ситуации в секторе Газа глава института Лемкина при Бременском университете Гуннар Хейнсон:

«…подавляющее большинство населения не испытывает необходимости делать что-либо для того, чтобы “поднять” своих отпрысков. Большинство детей сыты, одеты, вакцинированы и учатся в школах благодаря ооновской UNRWA (Ближневосточное агентство ООН для помощи т.н. палестинским беженцам и организации работ – А.Ш.). UNRWA загоняет палестинскую проблему в тупик, классифицируя палестинцев как “беженцев” — не только тех, кто был вынужден покинуть свои дома, но также и все их потомство».

«UNRWA щедро финансируется Соединенными Штатами (31%) и Евросоюзом (около 50%) — и только 7% этих фондов поступает из мусульманских источников. Благодаря такой щедрости Запада, почти все население Газы живет в зависимости, на довольно низком, зато стабильном уровне. Одним из результатов этой нелимитированной благотворительности является нескончаемый демографический бум».

«…Запад платит за еду, школы, медицинское обслуживание и жилье, в то время как мусульманские страны помогают с оружием. Нескованная такой морокой, как необходимость зарабатывать себе на жизнь, молодежь имеет массу времени для рытья туннелей, контрабанды оружия, сборки ракет и пальбы: 4,500 из этих ракет было запущено в Израиль с 2006 г. Эта мрачная деятельность удержала на время палестинцев от междуусобной резни, но загнала примерно 250,000 израильтян в бомбоубежища».

Хочу заметить, что Палестинская автономия является крупнейшим в мире получателем гуманитарной помощи на душу населения.

Писатель Йегошуа Бен-Давид рассказывает: «…я вспоминаю массовую демонстрацию палестинцев в Москве в апреле 2002 г., посвященную событиям вокруг забаррикадировавшихся в Церкви Рождества в Бейт-Лехеме террористов, на которую я сходил в качестве “разведчика”. Палестинские демонстранты выкрикивали лозунг: “Палестина Арабийя!”, что означало: “(Вся) Палестина – Арабская!”.
Таким образом, очевидно, что ПАЛЕСТИНСКИМ АРАБАМ НЕ НУЖНО СОБСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО. ИХ ЦЕЛЬ - УНИЧТОЖЕНИЕ ИЗРАИЛЯ И СОЗДАНИЕ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО БРИТАНСКОГО МАНДАТА ПАЛЕСТИНА АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА!».

«Палестинцы, - пишет Йегошуа Бен-Давид, - живут в выдуманном, виртуальном мире, где все подделка, как в фильме “Матрица”. При этом обвиняют евреев, утверждая, будто именно они, а не палестинские арабы фальсифицируют Историю. Реально же, это не Израиль “искусственное государство”, а “Палестина” - Государство-Призрак. Это не евреи – “не существующая нация”, а “палестинцы” - Нация-Химера!
Не только евреи, но и все народы Мира должны понять: “ПАЛЕСТИНА” ЭТО МИФ, КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО УБИТЬ, УБИТЬ РАДИ МИРА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. И чем скорее это произойдет, тем лучше!».

Йегошуа Бен-Давид предлагает решить т.н. проблему "Палестины" радикально - "путем трансфера (переселения) всего или подавляющего большинства арабского населения Израиля и т. н. “территорий” в соседние арабские страны". Ну что ж…

Тема противодействия агрессивному исламу была одной из главных во время визитов актива НДА в Кнессет, организованных нашими израильскими друзьями

Нас сопровождали Шломо Ленский, редактор «7 канала» Тувья Лернер, член «Союза профессоров за сильный Израиль» д-р Михаэль Павлов, поэт и общественный деятель, редактор сайта и форума «Иерусалимский Храм Сегодня» Михаил Польский. Кстати, сама стилистика здания Кнессета – синтез классицизма и модернизма – передает дух израильской демократии. Как непохожи деловитые интерьеры Кнессета на официозные коридоры и холлы российской Госдумы, сработанные под вкусы советских начальников! Делегация НДА имела две встречи в Кнессете: с заместителем министра развития Негева и Галилеи, депутатом от партии «Ликуд» Аюбом Кара и с представителем блока «Национальное единство» депутатом Арье Эльдадом, возглавляющим парламентское лобби против исламского фундаментализма и терроризма. Встречи прошли в очень теплой, дружественной атмосфере, им был посвященрепортаж 9-го канала израильского телевидения, а также многочисленные сетевые материалы. В тот же день представители НДА Максим Лисицкий и Андрей Кузнецов стали гостями популярной телепрограммы «Открытая студия с Давидом Коном».


Делегация НДА в Кнессете

Скажу прямо, приезд русских националистов вызвал в Израиле весьма заметный общественно-политический резонанс. Надеюсь, многие израильтяне увидели лицо нового русского национализма, столь непохожее на распространенные стереотипы. Д-р Михаэль Павлов признавался: «Около месяца назад ко мне обратился мой знакомый, с просьбой помочь в организации визита в Израиль движения русских национал-демократов. Я немного растерялся, ибо, в моем понимании русский националист - это пьяный член общества "Память", размахивающий топором с криком "Бей жидов - спасай Россию". Однако, просмотрев информацию о движении национал-демократов, я был приятно удивлен. Оказывается, в течение длительного времени это движение занимает дружественную к Израилю позицию, и было одним из немногих российских организаций, полностью поддержавших Израиль во время операции "Литой Свинец"».

С другой стороны, Израиль – это живое опровержение всех расхожих стереотипов относительно евреев. Так, в определенных кругах принято считать, что евреи – плохие солдаты. ЦАХАЛ, одна из лучших армий в мире, великолепно опроверг этот миф, громя целые коалиции арабских стран-агрессоров, демонстрируя мужество и отличную выучку. Воинская служба – одно из самых престижных занятий в Израиле. Помню, как Шломо Ленский – сержант запаса – с сожалением говорил, что в силу возраста его уже не будут призывать на «сборы». Народ и армия едины – это сказано про Израиль.

Еще один антиеврейский стереотип – распространенное в прошлом представление, будто евреи в силу их укорененной религиозной ортодоксальности не способны к демократии европейского типа. Израиль, будучи подлинно демократическим государством, разбил и этот миф. Скажу больше: при всей своей «восточности», Израиль является несомненной частью западного мира, эдаким Западом на Востоке. Я не отношу себя к авраамической традиции, но, общаясь с израильтянами, видел, что мы находимся в одном культурном поле. Диалог «эллина» с иудеем вполне возможен и более того – необходим. Как «эллин» я согласен с императором Юлианом Отступником, который хотел восстановить Иерусалимский храм. Кстати, евреи сегодня не могут молиться на Храмовой горе без проблем со своей же, израильской полицией – опять-таки политкорректность, власти не хотят раздражать арабов…

Наконец, всегда было принято считать, что евреи не любят и не умеют работать на земле. Но, как только у евреев появилась эта самая земля, СВОЯ земля – оказалось, они очень даже любят и умеют на ней трудиться. Я уже рассказывал о поселенцах в Самарии, а ведь таких сотни тысяч. Еще в 20-е годы прошлого века евреи-репатрианты начали свою жизнь на Земле обетованной с осушения болот Изреэльской долины и долины Хефер - теперь это плодороднейшие сельхозугодья. Страна с ограниченными водными ресурсами, по численности населения уступающая Москве, а по площади – Московской области, на 95% обеспечивает себя продуктами питания, да еще поставляет сельхозпродукцию на экспорт – даже мы, в России, едим израильскую картошку! И это притом, что в сельском хозяйстве Израиля занято 3,5% работающего населения страны. До того, как в 2005 году из сектора Газа по воле израильских властей, уступивших международному давлению, ушли еврейские поселенцы, этот край, возделанный их трудом, был крупным экспортером овощей. Еврейские хозяйства в секторе Газа давали 10 % от всех сельхозпродуктов в Израиле и экспортировали продукцию на 25 миллионов долларов ежегодно.


Сионистский плакат на румынском и венгерском языках, призывающий к репатриации. 1930-е гг

«Сионизм – это значит тяжело трудиться на своей земле и защищать ее», - сказал мне Геннадий Грубман. Встреча с этим замечательным человеком – простым рабочим и пламенным сионистом в духе 20-х годов, много и сочувственно говорившим о русском национализме, о русских проблемах – произвела на меня большое впечатление.

Есть чему нам, нынешним русским, поучиться у израильтян? Вопрос риторический. Хотя бы отношению к своей земле. Уж картошку-то нам можно собственную выращивать, благо, что с водой у нас все в порядке. Кстати, что делают русские в чуждых им республиках Северного Кавказа? Почему не едут на свои исторические, коренные земли – в центральную Россию (Залесье), чтобы поднимать пустынные сельские просторы Владимирщины, Рязаньщины, Калужчины? Мне скажут, что сняться с места – это трудно, что нужны соответствующие программы. Программы нужны, согласен (понятно, что такой программы не стоит ждать от кремля, заселяющего центр России кавказцами). Но для начала нужно желание самих людей. Евреи в начале ХХ века без всяких программ ехали в опасную Палестину, и не боялись трудностей. Самоорганизация, самооборона и труд на своей земле – вот что было основой их выживания и становления как израильской нации. Этому нам стоит поучиться у евреев, но, прежде всего надо учиться у них воле к обретению своей национальной государственности. У русских нет своей национальной государственности, подобно евреям они пребывают в своего рода имперском «рассеянии». Когда в составе Российской федерации появятся русские республики, в частности, Республика Залесская Русь (центральная Россия), опыт становления Израиля может оказаться полезен.

Русским стоит поучиться у евреев и памяти. В сопровождении Михаила Польского и Элеоноры Шифрин – известного израильского общественно-политического деятеля – нам довелось посетить мемориальный комплекс «Яд ва-Шем», посвященный катастрофе европейского еврейства в годы Второй мировой войны. Это удивительный мемориал, по замыслу и по исполнению. Делясь впечатлениями в блиц-интервью для «7 канала», я выразил надежду, что когда-нибудь и у русского народа будут свои музеи геноцида – музей Беломорканала, музей Волгодона, музей ГУЛАГа, наконец. Эта позиция встретила понимание израильтян. Напомню, в июне этого года в Госдуме РФпрозвучало предложение признать подавление Тамбовского восстания 1920-21 гг. геноцидом русского народа (на Тамбовщине было уничтожено более 100 тысяч крестьян, и это лишь одна из страниц коммунистического террора). Данная инициатива, увы, не получила поддержки российских депутатов и правозащитников. Но когда-нибудь на русской земле появится антисоветский мемориальный комплекс имени Солженицына. Мемориал русской катастрофы…

***

При отлете, в грандиозном аэропорту «Бен-Гурион», будто сошедшем с эскизов футуриста Сант-Элиа, мне не пришлось стоять в очередях: подошла любезная служащая в униформе и, сказав, что видела меня сегодня по телевизору, провела на регистрацию. Вот так русскому национал-демократу пришлось пожинать сладкие плоды популярности, и где – в Израиле! В самолете, глядя, как удаляется под крылом земля, ставшая такой близкой, я еще раз вспомнил слова Рами Суриса, сказанные им при расставании, в аэропорту: «Националисты, не будучи одной расой и одним народом по крови, составляют особую расу по духу...».

Лето 2011 г., Израиль-Москва